Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В целях обеспечения нормального функционирования любого государства правоохранительным органам необходимо поддерживать общественный порядок и общественную безопасность на достаточно высоком уровне. В связи с чем, органы внутренних дел прикладывают немалые усилия, осуществляя борьбу с нарушениями правил поведения людей в обществе – групповыми нарушениями общественного порядка, массовыми беспорядками (ст. 212 УК РФ).
Эти правонарушения представляют серьезную опасность для всего общества, нарушаются права граждан, возникают серьезные препятствия в функционировании предприятий, учреждений, транспорта, связи, социальной инфраструктуры, в этой связи ОВД должны незамедлительно и оперативно реагировать на групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки, а также юридически грамотно квалифицировать преступное и непреступное поведение лиц.
Данная тема является актуальной, поскольку в наше время всё чаще в средствах массовой информации появляются сообщения о массовых беспорядках при проведении общественных мероприятий, а проблема обеспечения безопасности граждан сотрудниками полиции всегда будет превыше всего.
Теоретическая база исследования. Изучению деятельности полиции по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков посвящены работы многих исследователей, в частности И.С. Абазова, Э.А. Арипова, Ф. П. Васильева, И.В. Головинского, А.М. Кононова, К.Л. Костюченко, А.Н. Пашнина, В.А. Крупина и др.
Объект исследования: процесс изучения деятельности полиции по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Предмет исследования: система законодательства Российской Федерации по вопросу деятельности полиции по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Цель исследования: комплексное изучение деятельности полиции по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
Задачи исследования:
изучить групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки;
рассмотреть особенности несения службы сотрудниками ОВД в условиях предотвращения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков;
проанализировать законодательство Российской Федерации по вопросу применения сотрудниками полиции физической силы в ходе обеспечения общественного порядка при групповых нарушениях общественного порядка;
провести практический анализ особенности применения оружия сотрудниками полиции при групповых нарушениях общественного порядка.
Методы исследования. Анализ литературы по данной проблеме, учебников и работ ученых; обобщение опыта различных авторов по проблеме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в законодательстве Российской Федерации
1.1 Групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки: сущность, отличия
Одним из основных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД) является обеспечение правопорядка и безопасности в общественных местах, в том числе при проведении публичных и массовых мероприятий.
Необходимо отметить, что при проведении данных мероприятий нередко совершаются групповые нарушения общественного порядка (далее – ГНОП), которые зачастую носят резонансный характер. В ходе таких происшествий нарушаются права граждан, блокируется работа транспорта, уничтожается государственное и личное имущество, совершаются нападения и другие действия, опасные для жизни людей, оказывается вооружённое сопротивление представителям власти, парализуется функционирование органов власти и управления. Особая ответственность по предотвращению и пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков ложится на руководство ОВД. Правильная координация взаимодействия привлеченных сил их грамотная расстановка определяет успех мероприятий по восстановлению правопорядка [13, с. 162].
В тоже время при применении ст. 212 УК РФ у некоторых сотрудников ОВД возникают вопросы, связанные с разграничением массовых беспорядков с другими составами правонарушений. В связи, с чем ОВД должны не только тактически грамотно, незамедлительно и системно реагировать на ГНОП, но и отличать преступное и непреступное поведение лиц.
Так, в Москве с середины июля 2019 года проходили несогласованные митинги, полиция задержала на них около 1,7 тысячи человек, в отношении порядка 20 человек Следственный комитет возбудил уголовные дела о массовых беспорядках и нападениях на представителей власти.
При исследовании понятия ГНОП, можно отметить, что однозначной трактовки ГНОП не существует, большинство авторов определяет данное понятие через соответствующую норму административного или уголовного права.
Так, В.Л. Кубышко считает, что под ГНОП следует понимать грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка [20, с. 281].
По мнению автора, ГНОП относятся к преступлению против общественной безопасности и общественного порядка и квалифицируются по части 2 статьи 213 УК РФ – «Хулиганство», то есть как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой – либо социальной группы;
на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.
С данным мнением автора можно не согласиться, в связи с тем, что ГНОП могут совершаться не только в форме «Хулиганства», но и в качестве других составов преступлений или административных правонарушений.
П.Н. Лебедев считает, что ГНОП - это умышленное совершение группой лиц общественно - опасных действий, нарушающих нормальную работу учреждений, предприятий, организаций или транспорта, создающих опасность жизни и здоровью граждан и сопровождающихся неповиновением представителям власти [15, с. 47]. К наиболее распространенным административным правонарушениям можно отнести нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования ст. 20.2 КоАП РФ, организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка ст. 20.2.2 КоАП РФ, блокирование транспортных коммуникаций ст. 20.18 КоАП РФ и др.
При этом, необходимо отметить, что ст. 212.1, введенной в УК РФ в 2014 году, предусмотрена уголовная ответственность за неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, а неоднократность, согласно примечанию к данной статье, означает, что лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичных административных правонарушений (предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ) более двух раз в течение 180 дней.
Еще одно авторское определение ГНОП при проведении публичного мероприятия дает И.А. Солодов, который считает, что ГНОП, представляет собой массовое спонтанное и организованное правонарушение, совершаемое одновременно большим количеством людей, объединенных общей целью, в ходе которого осуществляются насильственные действия, сопровождаемые погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением чужой собственности, а также другими неблагоприятными последствиями [22, с. 3].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996.– №25. – ст.2954.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 900.
3. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49. – Ст. 7020.
Основная литература
4. Абазов И.С. Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях / И.С. Абазов // Теория и практика общественного развития. – 2016. – №2. – С. 75 – 78.
5. Арипов Э.А. Предупреждение массовых беспорядков / Э.А. Арипов // Российский следователь. –2008. –№ 8. –С.21-23.
6. Босхамджиева Н.А. Общественная безопасность как объект административно-правового обеспечения / Н.А. Босхамджиева // Юридический мир. – 2016. – № 9. – С. 51.
7. Васильев Ф. П. Правовое положение полиции МВД России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ф. П. Васильев.– М., 2014.– 314с.
8. Головинский И.В. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия / И.В. Головинский // Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности у курсантов и слушателей вузов МВД России: сб. науч. тр. – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2016. – С. 27-31.
9. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. А. Г. Королькова. М., 2004. – 786с.
10. Кононов А.М. О некоторых актуальных задачах совершенствования административно-правового регулирования сферы охраны общественного порядка в Российской Федерации / А.М. Кононов // Административное право и процесс. – 2017. – № 8. – С. 24–29.
11. Костюченко К.Л., Пашнин А.Н. Применение оружия сотрудниками полиции: проблемы уголовно-правовой оценки и способы их разрешения / К.Л. Костюченко, А.Н. Пашнин // Вестник Уральского юридического института МВД России.– 2017.– №1. –С.8-12.
12. Крупин В.А. Актуальные вопросы отличия массовых беспорядков от групповых нарушений общественного порядка / В.А. Крупин // Modern Science.–2019. – №11-1. – С. 68-71.
13. Крупин В.А. Особенности несения службы сотрудниками ОВД в условиях предотвращения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков / В.А. Крупин // Аллея науки. –2018. – Т.№ 9 (25). – С.159-162.
14. Кутимский А.М. Применение сотрудниками полиции физической силы, в том числе боевых приемов борьбы при выполнении оперативно-служебных задач / А.М. Кутимский, Е.С. Иванченко, Р.Г. Щербаков // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее: сб. науч. тр. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2017. – С. 64-68.
15. Лебедев П.Н. Действия сотрудников органов внутренних дел при пресечении массовых беспорядков: Учебно - наглядное пособие / Лебедев П.Н., Муравьев М.В. – Нижний Новгород: НА МВД России, 2017. – 234с.
16. Лимарева Е.С. Применение сотрудниками полиции физической силы – меры принудительного воздействия на правонарушителя / Е.С. Лимарева // Наука и практика. – 2015. – №1(62). – С. 56-59.
17. Листопадова Е.В. Порядок и качество в контексте социального проектирования / Е.В. Листопадова, С.Е. Туркулец // European Social Science Journal. – 2015. – № 11-1 (38). – С. 266–270.
18. Лупов Д.В. Совершенствование правового обеспечения деятельности граждан по охране общественного порядка / Д.В. Лупов // Российский следователь. – 2014. – № 21. – С. 47–49.
19. Нырков В.Г. Правовые основы и порядок применения сотрудниками полиции физической силы в различных формах / В.Г. Нырков // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина: сб.науч. тр. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2018. – С. 57-61.
20. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2-х частях Часть 2 / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М. : ДГСК МВД России, 2015. - 320с.
21. Соловьев А. С. Массовые беспорядки : организация, участие, призывы к неподчинению / А. С. Соловьев // Рос. Юстиция. – 2014.– №7. – С.14-16.
22. Солодов И.А. Административно-правовое регулирование предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий. Автореферат / И.А. Солодов: М., 2010.–213с.
23. Шамаев А.М. Причины и поводы возникновения массовых беспорядков / А.М. Шамаев // В сборнике: Современные тенденции в науке, технике, образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. – 2016. – С. 171 – 173.