Фрагмент для ознакомления
2
контакт, в результате чего возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается психологически оптимальная база для позитивных изменений в познавательной и поведенческой сферах каждого из тех, кто общается». При этом педагог имеет возможность в связи со спецификой педагогического общения осуществлять комплексное воздействие на учащегося, обеспечивая учебный, воспитательный и развивающий эффект.
Другим важным условием преодоления традиционного, формального подхода в обучении и воспитании является психологическая готовность, как каждого педагога, так и каждого ученика к переходу от императивно-директивного к демократическому, равноправному способу общения, от монологичности к диалогичности. При этом обеспечение психологической готовности к диалогическому общению, которое всегда имеет межличностный характер, А. А. Бодалева связывает со сформированностью гуманистического по своей сути коммуникативного ядра личности, как у педагога, так и у школьника.
Итак, коммуникативная стратегия - монологическая или диалогическая - определяет характер педагогической деятельности и профессионального общения . Определяющей чертой диалогического взаимодействия является гуманистическая позиция учителя относительно ученика в процессе обучения и учебного общения, что дает возможность школьнику удовлетворить потребность в понимании и сочувствии и побороть чувство волнения и страха, сопутствующие восприятию и усвоению нового материала. При демократическом стиле педагогического руководства ученик не только объект воздействия, но и активная и самостоятельная личность, равноправный субъект учебного взаимодействия, готов и к творческому восприятию и усвоению учебного материала, и к осуществлению влияния в ответ.
Традиционная организация учебной деятельности выработала и соответствующий стереотип педагогической социальной перцепции. В соответствии с этим стереотипом учителя обычно характеризуют ученика как субъекта учебной деятельности, то есть охватывают, прежде всего, интелектуальноволевой комплекс черт - навыки, умения и способности. Это обстоятельство сказывается и на понимании ученика как личности. Статус, роли, ценностные ориентации, мотивы поведения и, наконец, характер ученика оцениваются в зависимости от того, как он учится: положительно оценивается личность успешного ученика и соответственно негативно – не успешного.
Качественно отличный подход к пониманию ученика как личности, безотносительно к его успехам в учебе, присущ учителям с высоким уровнем педагогического мастерства, культуры общения. Предшественником такого гуманистического восприятия личности ученика является выдающийся педагог А. С. Макаренко, для которого характерно глубокое понимание личности воспитанника как целостного образования со всеми присущими ему противоречиями развития.
1.2 Мастерство педагогического общения
Современная педагогика и психология исходят из необходимости строить педагогическое взаимодействие на субъект-субъектной основе, то есть на признании ученика субъектом педагогического процесса, его права на собственное мнение, позицию в готовности видеть и понимать его. Субъект-субъектный характер педагогического общения заключается в равенстве психологических позиций, взаимной гуманистической установке, активности педагога и учащихся, их взаимопроникновение в мир чувств и переживаний, готовности взаимодействовать с собеседником. Главными признаками педагогического общения на субъект-субъектной почве являются: личностная ориентация собеседников; равенство психологических позиций собеседников; проникновение в мир чувств и переживаний, готовность стать на сторону собеседника; применение нестандартных приемов общения. В зависимости от того, реализован принцип субъект-субъектного или субъект-объектного взаимодействия, общения предстает как функционально-ролевое или личностно-ориентированное.
Функционально-ролевое общение учителя – сугубо деловое, стандартизированное, ограниченное требованиями ролевой позиции. Главная цель – обеспечение выполнения определенных действий; личное отношение педагога и ученика не учитывается и не оказывается. Говоря о функционально-ролевом общении учителя следует определить возможные позиции общения. В процессе общения возможны три основные ролевые позиции: родителя, взрослого и ребенка.
Личностно-ориентированное общение учителя предусматривает выполнение нормативно заданных функций с проявлением личного отношения, чувств. Основная цель учителя при такой организации отношений – развитие учащихся.
Педагогическое общение характеризуется следующими функциями: познание личности, обмен информацией; организация деятельности; сопереживание; самоутверждения; обмен ролями .
Чтобы научиться профессиональному общению, нужно четко представлять себе структуру этого процесса, знать, какие умения обеспечивают его осуществление. В соответствии с логикой педагогического процесса выделяют следующие основные этапы педагогического общения: прогностический (моделирование предстоящего общения с классом), «коммуникативная атака» (организация общения в начале взаимодействия), управление общением в ходе педагогического процесса, анализ общения.
Соблюдение правил общения помогает преодолевать барьеры в общении. Барьеры могут быть физические (пространство, дистанция и время, которыми учитель удаляет себя от учеников, пытаясь «спрятаться» за стол, стул), социальные (постоянное подчеркивание своей позиции сверху, своих преимуществ; возникают в результате различного социального статуса учителя и ученика), гностические (недоступность объяснения материала учителем; педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания школьников, отзывается длинными предложениями, слишком быстро, эстетические (неприятие собеседником эстетики внешнего вида, особенностей мимики), эмоциональные (негативные эмоции, несоответствие настроения), психологические (несовпадение интересов, страх учителя перед классом, перед возможностью допустить фактическую или методическую ошибку, негативная установка на класс и др.), фонетические, стилистические, семантические, логические и др. Нейтрализовать, устранить эти барьеры помогает психологическая настройка учителя на взаимодействие.
Педагогическое общение характеризуется стилем. В основе стиля общения учителя – его общее отношение к детям и профессиональной деятельности в целом. Такое отношение может быть активно-положительным, пассивно-положительным и отрицательным. В зависимости от отношения учащихся педагог выбирает стиль руководства деятельностью учащихся: авторитарный, либеральный или демократический.
Выделяют 5 основных стилей педагогического общения: общение на основе захвата совместной творческой деятельностью, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание .
Педагогическое общение может иметь разную ориентацию (личностную или ролевую), а также отличаться активностью участников. В
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Василишина Т. В. Эмпатия как фактор эффективности педагогического общения / Т. В. Василишина. – К.: Кондор, 2015. – 20 с.
2. Вербовая К. В. Понимание А. С. Макаренко своих воспитанников как эталон педагогической социальной перцепции / К. В. Вербовая, С. В. Кондратьева // Вопросы психологии. – 2019. - № 2. – С. 43-50.
3. Вьюнов Н. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учеб. пособ. для студ. вузов / Н. В. Вьюнов, К. М. Гайдар, С. Л. Темновая. – М.: Академ. проект, 2015. – 256 с.
4. Грехнев В. С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя / В. С. Грехнев. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
5. Змиевская С. Л. Влияние когнитивных структур личности учителя на результативность педагогического общения / С. Л. Змиевская. – К.: Кондор, 2018. – 17 с.
6. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн. – М.: Просвещение, 2014. – 300 с.
7. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2017. – 190 с.
8. Кондратьева С. В. Межличностное познание и его роль в общении / С. В. Кондратьева. – Дрогобыч: 2017. – 36 с.
9. Леонтьев А. А. Психологическое общение / А. А. Леонтьев. – М.: Знание, 2013. – 48 с.
10. Леонтьев А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2015. – 189 с.
11. Мачуская Г.М. Формирование культуры общения субъектов учебно-воспитательного процесса / Г.М. Мачуская // Педагогика и психология. – 2017. - №3. – С. 2-8.
12. Орлова Е. А. Развитие готовности к педагогическому общению у будущих учителей начальных классов / Е. А. Орлова. – Минск: 2014. – 20 с.
13. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: МГУ, 2016. – 216 с.
14. Петровский С. А. Психология о каждом из нас / С. А. Петровский. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 2015. – 331 с.
15. Психология педагогического общения: Сб. учеб. тр. – Кировоград: КГПИ, 2014. – 191 с.
16. Седова Н. С. Общение учителя и учащихся на уроке // Изучение личности школьника учителем / Под ред. Из. В. Васильевой. – М.: Педагогика, 2015. – 260 с.
17. Семиченко С. А. Психология общения / С. А. Семиченко. – К.: Магистр-S, 2016. – 152 с.
18. Синица И. А. Педагогический такт и мастерство учителя / И. А. Синица. – К.: Сов. школа, 2017. – 319 с.
19. Тоба М. В. Психологические детерминанты диалогового педагогического общения / М. В. Тоба. – К.: 2015. – 16 с.
20. Цветкова Т. К. Повышение культуры педагогического общения / Т. К. Цветкова // Вопросы психологии. – 2014. - № 32. – С. 176-177.
21. Ягупов В.В. Педагогика: Учеб. пособие. / В.В. Ягупов – К.: Лыбидь, 2012. – 560 с.