Фрагмент для ознакомления
2
способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Проектирование – это особый тип деятельности учащихся, реализуемый в рамках урочной и внеурочной деятельности, в которой перед обучающимися стоит определенная цель, а для каждого этапа проекта сформулированы конкретные задачи..
Основное преимущество проектирования по сравнению с традиционными формами обучения заключается в том, что усвоение новых знаний, умений и навыков происходит в ходе специально организованной совместной деятельности учащихся, в условиях которой разворачиваются содержательная коммуникация, взаимопонимание и рефлексия – процессы, благодаря которым происходит позиционирование младших школьников в ситуации совместного действия. Ученики в проектной деятельности коллективно обсуждают проблему, учатся принимать мнение другого и отстаивают свою точку зрения. Они, не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой.
Поэтому мы предлагаем использовать проектную деятельность для развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста.
Сегодня существует большое многообразие классификаций проектной деятельности, рассмотрим некоторые из них.
По доминирующей деятельности дошкольников выделяют: практико-ориентированную, исследовательскую, информационную, творческую, ролевую проектную деятельность.
По продолжительности: краткосрочную, среднесрочную, мини-проектную деятельность.
По количеству участников делят на: индивидуальную и групповую проектную деятельность.
Проектная деятельность является привлекательной для детей, но ее воспитательная и образовательная эффективность зависит от грамотной организации и реализации ее возможностей в педагогической практике. Именно для этого, проектную деятельность лучше представить технологично: определить этапы ее организации и действий на каждом этапе.
Проектный цикл состоит из следующих основных этапов работы проблематизация; целеполагание; планирование; реализация; рефлексия.
На первом этапе – формулируется проблема и возникает мотив деятельности. На втором – проблема трансформируется в цель педагогической деятельности. На третьем – благодаря планированию определяются конкретные шаги, которые ведут к достижению цели. Хороший план поддерживает мотивацию к реализации проекта. После четвертого этапа реализации, на пятом – выполняется анализ положительных и отрицательных моментов, оцениваются состояние, эмоции и чувства, личностные изменения, происходит осмысление во внутреннем и внешнем мире, определяются перспективы работы.
Исходя из последнего этапа, проектная деятельность дошкольников всегда сопровождается оцениванием, анализом и рефлексией. Целесообразно это осуществлять в двух аспектах: результаты проектной деятельности и эффективность ее организации.
Применительно к старшему дошкольному возрасту важно подчеркнуть, что вовлечение детей в деятельность проектирования предполагает, что поставленная перед ним проблема должна быть личностно значимой, т. е.находить у него не только интеллектуальный, но и аффективный отклик. Только в этом случае проектирование приобретет качественно развивающий характер, а решение поставленной проблемы будет направлено не только на преобразование внешней наличной ситуации, но и на внутренние психические процессы ребенка.
Уточним понятия «проектная деятельность», «метод проектов», «проектное обучение». Проектная деятельность может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых.
Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение детей в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления.
Суть проектного обучения состоит в том, что дошкольник в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание ребенком конкретных ситуаций, приобщение его и проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Таким образом, можно констатировать, что проектное обучение носит системный и деятельный характер, давая возможность сочетать теоретические знания с их практическим применением. Проектная деятельность – это высокоадаптивная методика, применимая на любом этапе обучения и в любом возрасте.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать умственную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Для того чтобы проектная деятельность старших дошкольников протекала успешно, важно, во-первых, создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу сотрудничества учителя и ученика; во-вторых, обеспечить учащихся информационно-коммуникационными средствами; в-третьих, использовать мотивационные методы, которые позволят учащимся проявлять самостоятельность и творческую активность.
1.2.Характеристика коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки занимают особое место среди всех навыков ребенка. Во-первых, главным в активной мыслительной деятельности дошкольников является умение, верно, воспринимать информацию и транслировать ее другим. От качества коммуникации, а также от способности ученика работать с разными видами текстов зависит его обучение.
Следовательно, формирование навыков коммуникации у детей должно стать первостепенной задачей каждого воспитателя. Во-вторых, данные умения становятся особенно значимыми в условиях организации различных видов сотрудничества между дошкольниками (например, участие в проекте по защите природы), без чего невозможно сформировать и совершенствовать личностные, регулятивные и коммуникативные умения.
Готовность сотрудничать в социуме, приобретение умений участвовать в совместном обсуждении проблем, обоснование собственных высказываний, принятие мнений других людей и точные формулировки собственных идей - всё это требует от дошкольников умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других людей.
Исследование и анализ проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий приводит к заключению: освоение учениками коммуникативных УУД имеет важное значение как в учебно-воспитательном процессе, так и в формировании личности вне школы. [29, 30]
Формирование умений коммуникации должно стать главной задачей каждого воспитателя и учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию детей на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относят:
- проектирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками
– формулирование цели, роли участников, способов сотрудничества;
- формулирование вопросов;
– активная совместная деятельность в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- обнаружение проблемы, поиск и оценка различных способов разрешения конфликта, утверждение выводов и их реализация;
- регулирование действия партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- способность точно и правильно формулировать свои идеи согласно задачам и условиям коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи согласно грамматическим и синтаксическим нормам родного языка.
Старший дошкольный возраст является одним из наиболее важных этапов формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Именно в этот период происходит закрепление и усовершенствование приобретенных коммуникативных навыков. Ребенок овладевает коммуникативными универсальными учебными действиями через включенность в необходимую деятельность и последующую рефлексию своих действий. Работа по формированию коммуникативных УУД ведется в ходе освоения предметных знаний при использовании специальных видов деятельности с предметным содержанием и за счет изменения методов сотрудничества обучающихся. Необходимым содержательным материалом являются предметные знания и умения.
По мнению А.Г. Асмолова во время перехода из старшего дошкольного возраста в младший школьный, у ребенка происходит процесс децентрации. Это вызвано тем, что в общении со сверстниками происходят столкновения различных точек зрения, это заставляет детей решать споры и находить компромиссные решения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №5. С. 69-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16382365
4. Булганина С. В., Тюмина Н. С., Погодина Т. В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся //Наука, техника и образование. – 2015. – №. 9 (15).
5. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников [Текст] / И.А. Гришанова. – Ижевск, 2016. – С. 64.
6. Епишина, Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности [Текст] / Л.В. Епишина //Начальная школа – 2015. - № 11. С. 8-14.
7. Камалова,Х.А.Проектнаядеятельностькаксредстворазвитиясамостоятельнойдеятельностиучащихсявпро-цессеобучениянемецкомуязыку//Актуальныевопросысовременнойпедагогики:материалыVмеждунар.науч.конф.Уфа.2014.С.96–99.
8. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – №. 2.
9. Козюренко М. А., Базанова Г. С., Сальникова Е. И. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения //Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №. 11. – С. 15-19.
10. Магистерская диссертация/ Крупышева Анна Сергеевна. Формирование КУУД у младших школьников средствами проектной деятельности (2016 г.)
11. Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников / Педагогика начального и общего образования // Вестник ТГПУ, Выпуск 2 (92), 2010
12. Попова Н. Е., Еремина О. А. Интеграция универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО //Педагогическое образование в России. – 2015. – №. 12.
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность обучающихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2007
14. Социальная сеть работников образования[Электронный ресурс]/ Протопопова Алёна Сергеевна- « Формирование КУУД»-Режим доступа:https://nsportal.ru (28.02.2019)]
15. Шукаева Т. М. Оценка деятельности учреждений общего образования по формированию универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС //Педагогическое образование и наука. – 2013. – №. 5. – С. 54-56.
16. Брыкова О.В. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в учебном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rcokoit.ru/data/library/1014.pdf (27.11.2016), c.7
17. Стернберг,В.Н.Теорияипрактика«методапроектов»впедагогикеХХвека:дис.…канд.пед.наук:13.00.01/СтернбергВераНиколаевна.—Владимир,2014.206с35-38.
18. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика применения [Текст] / Н.Г. Шаповалова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – №9. – С.3-9.
19. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения/ Е.С.Полат.М.:Академия,2015.—392с.14
20. Юсупов В.З. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования: Моногр. / Вятск.гос.пед.ун-т. - Киров: Изд.ВГПУ, 2010.- С.123