Фрагмент для ознакомления
2
ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой» [6].
Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой амплитуды.
Крупная моторика – это способность выполнять крупно-амплитудные движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов и другие подобные физические движения [14].
В литературе существует много определений понятия моторика. Рассмотрим некоторые из них.
Слово моторика (от лат.Motor приводящий в движение) – двигательная активность организма, отдельных его органов или частей. В.И. Селиверстов говорит, что в понятии моторика авторы вкладывает неодинаковое содержание. Большинство из них подразумевают моторные качества человека (скорость, сила, ловкость), измеряя их по результатам прыжков, бега, метаний [6].
Наиболее лучшим является определение А. Гамбергера, которое определяет двигательные навыки в результате умений и навыков, законченную возрастную структуру двигательной ценности особого вида (выражение лица, врожденные телесные особенности, жесты) [6].
Мелкая моторика – это своего рода движения, в которых участвуют мелкие мышцы и требуют специального развития. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки. Мелкая моторика рук взаимодействует с более высокими свойствами сознания: внимание, зрительная и двигательная память, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), наблюдательность, речь, воображение.
Ученые, психологи и педагоги считают мелкую моторику одним из показателей физического и нейропсихического развития ребенка. Основой умственного развития в дошкольном возрасте считается моторное развитие, поскольку умственные способности начинают формироваться рано и тесно связаны с расширением деятельности, включая общие двигательные и ручные.
В применении к моторным навыкам рук и пальцев часто используется термин ловкость. К области моторики рук относятся самые разные движения: от примитивных жестов (захват объектов) до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
Таким образом, понятие моторика будем определять, как сферу двигательной функции (т.е. функции двигательного аппарата) организма, которые объединяют психологические, физиологические и биохимические аспекты. Развитие тонких движений пальцев рук (мелкой моторики) тесно связано с формированием речи. Уровень формирования мелкой моторики есть одним из показателей интеллектуального развития ребенка. Если ребенок имеет высокий уровень развития мелкой моторики, то он умеет рассуждать логически, у него достаточно развита память, внимание, мышление и связная речь. Поэтому, в раннем возрасте особенно важно развивать механизмы и создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручных навыков. Все эти факторы имеют большое значение для общего физического и психологического развития ребенка на протяжении всего детства.
Мелкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным движениям рук, кистей рук и пальцев. Мелкую моторику развивают с детства с помощью игры, письма и вырезания ножницами. Развитие мелкой моторики, как и развитие крупной моторики, должно быть в упорядоченной последовательности, начиная с более крупных и нескоординированных движений всего запястья и руки, что в конечном итоге должно привести к изысканным и контролируемым движениям пальцев. Развитие мелкой моторики является важной частью в общем развитии ребенка.
Однако неправильно полагать, что движения развивают ребенка только физически, а ручные умения можно развивать только при помощи рисования, лепки и вырезания.
В развитии ребенка нельзя провести четкую грань между крупной и мелкой моторикой. Например, если моторика рук недостаточно развита, то причиной этого может быть общая малая подвижность [16].
Таким образом, выделяют два вида моторики, крупную и мелкую. Крупная моторика отвечает за крупные движения рук, ног и всего тела, а мелкая моторика отвечает за мелкие движения рук, кистей рук и пальцев.
Начиная с раннего детства, по мере роста ребенка развивается его головной мозг. По достижении 5-летнего возраста, детский головной мозг становится по своим размерам почти таким же, как у взрослого человека. Чем более развита кора головного мозга, тем совершеннее мышление и речь человека. По своему расположению в головном мозге, речевая область находится рядом с двигательной, собственно, она является ее частью. Именно поэтому можно утверждать, что мышление, речевые и двигательные способности организма взаимосвязаны между собой.
Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
2. Особенности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Мелкая моторика развивается постепенно и индивидуально. Каждый ребенок осваивает ее в своем темпе. Движения руки активизируют речевую моторику, определяя быстроту речевого развития. Запоздалое развитие речи нередко представляет частичное проявление общего недоразвития моторики.
Морфологически и функционально речевые зоны совершенствуется именно под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук.
От развития мышц руки зависит формирование не только речи, но и мышления. Высокий уровень развития мелкой моторики ребенка определяет его умение логически рассуждать, способствует развитию памяти и внимания.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Развитие моторики начинается с первых лет жизни. Вначале ребенок учится изменять положение головы, туловища, затем движения становятся целенаправленными и осознанными. У каждого ребенка свои сроки развития движения, но немалую роль играет также и целенаправленная работа взрослых.
Несмотря на это, имеются некоторые нормативы, соответствующие нормальному развитию ребенка. Например, при нормальном развитии, в возрасте одного-трех месяцев ребенок фиксирует взгляд на предмете, поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удерживает предметы в кулачке[21, с. 131].
Существуют произвольные и рефлекторные виды движений. Особенность рефлекторных движений составляет характер их совершения. К 5-ти месяцам младенец проходит путь от рефлекторного хватания к произвольному, причем его пальцы постепенно раскрываются в соответствии с размерами выбранного предмета.
Постепенно, хватание становится все совершеннее и к 8 месяцам многие дети уже могут перекладывать предметы из одной руки в другую, а некоторые из них способны захватывать предмет двумя пальцами. Расположение пальцев на предмете зависит от того, какой предмет берет ребенок, примером может служить то, как ребенок берет мяч растопыренными пальцами, шнурок – кончиками большого, указательного и среднего пальцев, а при удерживании кубика пальцы располагаются по его граням. Как только ребенок овладел способностью удерживать в руке предмет, он начинает манипулировать им. Первые манипуляции очень просты.
Поначалу младенец хватает предмет и, подержав его недлительное время, выпускает его из рук, а затем снова хватает. Со временем такие манипуляции ребенка с предметами усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предмета) вызывают тот или иной результат – перемещение игрушки в пространстве, ее приближение и удаление, бренчание, поиск игрушки. Ребенок начинает замечать результат и активно его производить[23].
В 10-11 месяцев ребенок уже относительно верно использует предметы (катает машинку, бьет по барабану). Все это происходит благодаря подражанию действиям взрослых. В это же время у ребенка проявляется особый интерес к обращенной к нему речи взрослого. Если в первом полугодии жизни формируется речевой слух, то во втором полугодии
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – Москва: Педагогика, 2010. – 526 с.
2. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. - Москва: Аркти, 2006. - 88с
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард. – Москва: Академия, 2011. – 224 с.
4. Бернштейн, Н.А. Психика формируется в движении / Н.А. Бернштейн. - Москва: ООО «ФиС», 2008. – 98 с.
5. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – Санкт-Петербург: Паритет, 2009. - 144 с.
6. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи / А.В. Вавилова // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 495-497
7. Гаврина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать /С.В. Гаврина, И.Г. Топоркова. - Москва: Академия, 2008. -58 с.
8. Годик, М.А. Двигательные качества и методика их воспитания / М.А. Годик, С.В. Янасис. – Москва: Педагогика, 2005.
9. Гуркина Ж.С., Бучнева И.И. Развитие мелкой моторики рук дошкольника - первая ступень к его интеллектуальному развитию при подготовке к школьному обучению / Ж.С. Гуркина, И.И. Бучнева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 3 (6). - С. 35-37.
10. Дементьева А.А., Берман Л.М. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как условие успешной их подготовки к письму / А.А. Дементьева, Л.М. Берман // В сборнике: Векторы образования: от традиций к инновациям Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Отв. ред. Т.Г. Сироштаненко; Анапский филиал ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет». - 2015. - С. 219-221.
11. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: переработано в соответствии с Федеральными государственными требованиями / О. В. Акулова [и др.] ;О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, М. В. Крулехт, Н. А. Курочкина, З. А. Михайлова, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, Н. А. Ноткина, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова. – Санкт-Петебург: Детство-Пресс, 2011. - 524 с.
12. Дрягалова Е.А., Кислинская Т.А. Развитие мелкой моторики дошкольников посредством цикла развивающих занятий / Е.А. Дрягалова, Т.А. Кислинская // Приволжский научный журнал. - 2011. - № 1. - С. 162-165.
13. Езикеева В.А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей дошкольного возраста / В.А. Езикеева. – Москва: Просвещение, 2009. – 152 с.
14. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка / А.В.Запорожец, В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. – Москва: Педагогика, 2009. – 204 с.
15. Земляченко М.В., Кутергина Т.В., Кузнецова Т.Д. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников / М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина, Т.Д. Кузнецова // В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы V Международной научной конференции. - 2014. - С. 169-172.
16. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3–4 лет / Д.Н. Колдина. – Москва :Мозайка-Синтез, 2009. – 64 с.
17. Курманалиева И.Х. Роль развития мелкой моторики в речевом развитии дошкольников / И.Х. Курманалиева // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. - 2016. - № 1 (2). - С. 42-45.
18. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада: Из опыта работы/ Л.В.Куцакова. - Москва: Просвещение, 2010. – 158 с.
19. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л.В. Куцакова. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. -240 с.
20. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И.А. Лыкова. – Москва: изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007. – 126 с.
21. Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена / Н.Ф. Лысова. - Новосибирск 2009. - С. 130-138.
22. Мурыгина Н.В., Петухова О.А. Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством игр с песком / Н.В. Мурыгина, О.А. Петухова // Бакалавр. - 2015. - № 5-6 (6-7). - С. 25-28.
23. Мухина В. С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – Москва: Педагогика, 2014. – 356 с.
24. Нигматуллина Н.Г., Егоров П.Р. Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с помощью декоративно-прикладного искусства / Н.Г. Нигматуллина, П.Р. Егоров // В сборнике: Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ. Ответственные за выпуск: О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н.И. Захарова. - 2014. - С. 1335-1342.
25. Никандров, В.В. Психомоторика: учебное пособие для вузов / В.В.Никандров. – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 306 с.
26. Новиковская О.В. Ум на кончиках пальцев: Маленькие подсказки для родителей / О.В. Новиковская. - Москва: АТС; СПб.: Сова, 2010. - 93 с.
27. Озеров, В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Москва: Дубна, 2012. – 284 с.
28. Перминова Т.А. Развитие интеллектуально-творческих способностей у дошкольников на занятиях оригами / Т.А. Перминова // В сборнике: Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Г. Куприна. - 2015. - С. 154-157.
29. Пляскина Е. П. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста/ Е.П. Пляскина // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). – Чита: Молодой ученый, 2013. – С. 103-108.
30. Цветкова, Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова. – Москва: МПСИ, 2006. – 296 с.
31. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – Н. Новгород: Флокс, 1995. – 32 с.