Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях предполагает не
только обучение, отдых, самостоятельные и коллективные игры, двигательную деятельность
детей, но и сочетание воспитательной деятельности с мероприятиями, направленными на
формирование и укрепление здоровья дошкольников.
Для современных дошкольных учреждений характерны разнообразные условия пребывания
детей, содержание воспитательно-образовательного процесса, графики работы (кратковременное
пребывание детей, дневное, круглосуточное и др.).
Инфекционные заболевания занимают в патологии детей ведущее место.
В России регистрируется ежегодно более 30 миллионов человек, болеющих респираторными
инфекциями, примерно 2-3 млн. больны так называемыми капельными инфекциями (корью,
эпидемическим паротитом, коклюшем, менингококковой инфекцией и другими).
2
Профилактика инфекционных болезней предполагает проведение предупредительных
мероприятий, которые направлены на повышение иммунитета детского организма с целью
поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекциям.
Целью работы является изучение деятельности медицинской сестры в дошкольном учреждении
по профилактике инфекционных заболеваний.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− изучить причины возникновения инфекционных заболеваний у детей дошкольного
возраста;
− определить основные направления профилактики инфекционных заболеваний у
дошкольников;
− ознакомиться с основными обязанностями медсестры дошкольного учреждения;
− выявить основные направления деятельности медсестры детского дошкольного
учреждения по профилактике инфекционных заболеваний
Объект исследования: деятельность медсестры детского дошкольного учреждения
Предмет исследования: деятельность медицинской сестры в дошкольном учреждении по
профилактике инфекционных заболеваний
Глава 1. Инфекционные заболевания у детей дошкольного возраста
1.1. Причины инфекционных заболеваний у детей
Развитие любой инфекционной патологии обусловлено двумя составляющими:
− возбудителем (вирусами, бактериями, грибами, простейшими и другими
микроорганизмами).
Вызовет ли инфекционный агент заболевание, определяют его свойства: токсичность, способность
проникнуть в организм человека, вирулентность (необходимое количество для возникновения
заболевания частиц данного возбудителя), патогенность (способность вызвать заболевание).
− восприимчивостью организма к данному возбудителю.
Разовьется ли в организме данное заболевание, определяют как местные факторы защиты, так и
общие.
Чаще всего источником инфекции – это больной человек, носитель или больное животное.
Ведущими механизмами заражения являются воздушно-капельный, контактный, фекальнооральный, гемоконтактный.
Воздушно-капельный путь характеризуется передачей инфекции во время чихания, кашля,
разговора, плача. Возбудитель выделяется во внешнюю среду, где он способен далеко
распространяться и долго сохраняться активным. Чаще всего таким образом передаются острые
респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), некоторые детские инфекции (ветряная оспа, корь,
краснуха и другие).
3
Кишечные инфекции передаются фекально-оральным путем. Возбудители выделяется с
испражнениями больного или носителя. Далее при переносе возбудителя мухами, с загрязненной
водой, через грязные руки и т.д. инфекция попадает в другой организм.
Контактный путь передачи осуществляется путем непосредственного контакта больного и
здорового или через предметы обихода (предметы личной гигиены, игрушки).
Гемоконтактный путь передачи характеризуется передачей возбудителя через кровь, чаще так
передается ВИЧ-инфекция, гепатиты C и В, цитомегаловирус, малярия. Возможно заражение
гемотрансфузионным путем (при переливании крови), через нестерильные инструменты,
трансмиссивным (при укусах насекомых) и вертикальным (во время беременности от матери к
ребенку, в родах и при кормлении грудью).
1.2. Профилактика инфекционных заболеваний у дошкольников
Профилактику инфекционной патологии рассматривают как осуществление предупредительных
мер, которые нацелены на укрепление иммунитета организма человека в целях поддержания или
создания его невосприимчивости к инфекциям.
Иммунитет представляет собой способность не воспринимать воздействие инфекционных и
неинфекционных агентов. В качестве таких агентов могут выступать вирусы, бактерии, некоторые
токсические вещества, имеющие растительное и животное происхождение и другие чужеродные
для организма вещества.
Различаются два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. Приобретённый
иммунитет формируется как следствие перенесённого инфекционного заболевания или после
вакцинации. Проведение профилактических мероприятий в настоящее время в целях
предупреждения инфекционных заболеваний является очень актуальным, так как эти болезни
составляют неотъемлемую часть нашей жизни. Веками одни возбудители инфекций и
заболевания сменяли другие, что привело к появлению совершенно новых проблем
профилактики этих патологий.
Риск заражения различными инфекционными заболеваниями сохраняется на достаточно высоком
уровне, и распространение заболеваний может принимать различные масштабы.
Профилактика инфекционных заболеваний включает в себя ряд мероприятий, имеющих
направленность на уменьшение воздействия факторов риска или предотвращение болезни, в
результате чего поддерживается высокий уровень здоровья.
Организм ребенка наиболее восприимчив к различным вирусам и микроорганизмам, что
обусловлено недостаточно развитым иммунитетом и связанной с этим низкой
сопротивляемостью детского организма воздействию патогенов. Чем меньше возраст ребенка,
тем выше риски заражения и развития различных осложнений заболевания.
Профилактику инфекционных заболеваний у детей можно разделить на два вида: специфическая
и неспецифическая. В понятие специфической профилактики бывает включается:
− активная профилактика инфекционных процессов в результате введения вакцин как
следствие выработки в организме иммунных тел;
− пассивная профилактика инфекций как следствие введения уже готовых глобулинов,
иммунных сывороток, других специальных компонентов, направленных на повышение
иммунитета.
4
Иммунопрофилактика у детей в настоящее время рассматривается как основной способ
предотвращения инфекционной заболеваемости.
Основываясь на положениях закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»,
принятого в нашей стране, вакцинацию детей производят на добровольной основе бесплатно в
соответствии с утверждённым календарем прививок. Ответственность за здоровье детей
возложена на родителей, которые имеют право отказа от вакцинации как в целом, так и частично.
Существует также и неспецифическая профилактика инфекционных болезней у детей. Основное
правило такой профилактики – соблюдение личной гигиены, к чему детей необходимо приучать с
раннего возраста.
Мерами неспецифической профилактики также являются закаливание соблюдение режима дня,
правильное питание ребенка, наблюдение за его физическим развитием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы патогенеза и лечения кишечных инфекций. - М.: Москва, 2016. - 128 c.
2. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М.ЭКСМО-Пресс, 2005. – 316 с.
3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез,
2006. — 112 с.
4. Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007. –
356 с.
5. Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство
по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
6. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей
5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
7. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002. – 196 с.
8. Казанцев, А. П. Справочник по инфекционным болезням / А.П. Казанцев, В.С. Матковский. -
М.: Медицина, 2014. - 248 c.
9. Камынина, Н. Н. Теория сестринского дела. Учебник / Н.Н. Камынина, И.В. Островская, А.В.
Пьяных. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 c.
10. Касаткин В.Н. Настольная книга медицинской сестры детского сада. Изд: Линка-Пресс,
2004 - 42 с.
11. Качаровская, Е. В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2016. - 128 c.
12. Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в
образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. № 1, с 21-22.
13. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной
школе: Методическое пособие. Изд.: М:Аркти, 2006 - 260 с.
14. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников/Под ред.
ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. – 334 с.
5
15. Практические навыки педиатра: практическое пособие. Чичко М.В. и др. "Медицина", 2005
- 348 с.
16. Проведение профилактических мероприятий. Учебное пособие. - Москва: СИНТЕГ, 2016. -
129 c.
17. Сопина З. Е., Фомушкина И. А., Костюкова Э. О. Современная методология сестринского
дела; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2009. - 256 c
18. Титаренко Р. В. Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции и
эпидемиологии; Феникс - Москва, 2011. - 154 c.
19. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М. Сестринское дело в педиатрии; Феникс
- Москва, 2012. - 148 c
20. Учайкин, В.Ф. Инфекционные болезни. Атлас-руководство / В.Ф. Учайкин. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2015. - 685 c.
21. Эпидемиология. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2018. - 624
c.