Фрагмент для ознакомления
2
– Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
– Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
– Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
– Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
3 класс. Познавательные УУД.
– Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
– Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
– Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
– Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
– Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
4 класс.
– Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
– Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
– Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
– Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
– Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
– Составлять сложный план текста.
– Уметь передавать содержание сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Исследования В.Н. Медведской [13] позволяют сделать вывод о том, что результативность развития логических действий у младших школьников в значительной степени определяется методами организации специальной развивающей работы.
Основываясь на представленных выше научных подходах, рассмотрим основные методы развития логических учебных действий у обучающихся в начальной школе. Развитию у детей логических действий, прежде всего, будет способствовать системное использование педагогом на различных уроках методов проблемного обучения: проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов.
В ходе проблемного изложения учитель определяет учебную проблему и раскрывает обучающимся способ её решения в процессе рассуждения. Младшие школьники прослеживают за логикой мысли педагога, прогнозируя последующие шаги поиска. При этом у обучающихся активизируются и развиваются действия анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Применение эвристического метода основывается на организации и сопровождении педагогом поисковой деятельности детей. При этом, кроме рассмотренных выше логических действий, осуществляется развитие у обучающихся в начальной школе умений доказательства, подведения под понятие, классификации.
С целью развития логических умений педагогу также необходимо применять кейс–метод. При этом учитель предлагает детям реальную или приближенную к реальности ситуацию. Младшим школьникам необходимо ситуацию, варианты ее разрешения, лучшие из решений.
Исследовательский метод состоит в организации учителем исследовательской деятельности младших школьников, в ходе которой они самостоятельно выявляют и формулируют учебную проблему, определяют способ её решения. Данный метод позволяет активизировать и осуществлять развитие всех видов логических учебных действий обучающихся.
Эффективными для развития логических действий у младших школьников являются практические методы обучения. В процессе их применения педагог предлагает обучающимся различные виды заданий на сравнение объектов, установления соответствия между объектами, нахождение общих признаков и особенностей предметов и явлений, на завершение фрагмента текста, составление плана предстоящей деятельности, на определение предмета или явления по отдельным признакам, определение предмета или явления по данной схеме, определение целого, частью которого является данный предмет или явление, на разделение объектов на группы и определения основания для отнесения их к группам, составление последовательности объектов в соответствии с определенным признаком и других [8].
В период младшего школьного возраста развитие мышления является определяющим для умственного развития в целом. Поэтому именно в этот период познавательные логические универсально учебные действия, являющиеся базовыми операциями мышления, в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшими школьниками [8, с. 71].
Таким образом, формирование логических универсальных учебных действий – важная составная часть психолого–педагогического процесса. Формирование логических универсальных действий у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов.
Логические универсальные действия результативно формируются и развиваются, если их процесс становления отвечает следующим методическим требованиям: учет возрастных особенностей умственного развития младших школьников; последовательность и системность; непрерывность и преемственность в методике формирования логических универсальных действий в учебной деятельности младших школьников.
Развитие логических учебных действий у младших школьников является важнейшим условием их успешного обучения и умственного развития. Решение этой задачи возможно в процессе комплексного и системного использования учителем на различных уроках методов проблемного обучения, кейс–метода, практических методов.
3. Формирование познавательных логических универсальных учебных действий в процессе обучения математике
Познавательное универсальное учебное действие предполагает умение осуществлять логическую операцию и применять её для достижения цели. Соответственно технология формирования познавательного универсального учебного действия состоит из двух этапов: формирование умения выполнять логическую операцию и формирование универсального учебного действия, позволяющего достигать определённых целей на основе данной логической операции.
Независимо от начального уровня развития учащегося, при координации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности данного процесса.
Лучше развивать логическое мышление в направлении математических знаний. Математика, среди других дисциплин, предоставляет наибольший ресурс для глубокого и осмысленного перехода от наглядно–действенного мышления к образному, а далее и к логическому. Утвержденные в математике правила конструирования объектов математических умозаключений способствуют формированию у учащихся умения формулировать явные определения, обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.
У математики большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Этот предмет один из основных в развитии у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. Реализация данных возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, позволяющих обучать математике [7].
Одним из условий формирования логических универсальных учебных действий является применение на уроках математики метода практического обучения – упражнений [9].
Помимо упражнений, условиями формирования логических универсальных учебных действий является:
– учет возрастных психологических особенностей учащихся;
–поэтапность формирования логических как части познавательных универсальных учебных действий, позволяющая достичь переход от выполнения действия при помощи опоры на материальные средства к умственной форме выполнения действия;
– постепенность перехода от совместного с учителем выполнения действия к самостоятельному его выполнению на основе саморегуляции своей деятельности;
– обозначение учебных предметов, являющихся наиболее благоприятными для формирования логических универсальных учебных действий[15, с.68];
– обозначение комплекса заданий, относящихся к предметно–специальным, и общелогическим типам [14, с.163].
Освоение общего приёма решения учебных задач в начальной школе основывается на умении учеником использовать логические операции.
Так как применение универсальных учебных действий носит системный характер, то логические УУД необходимо рассматривать как модельное в контексте познавательных учебных действий. В данном случае решение учебных задач является и целью и средством обучения [5, с.29].
Умение самостоятельно ставить и решать учебные задачи позволяет учащимся более легко и системно овладевать новыми знаниями.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Альтовская, С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. – 2015 г. – № 4 – С. 43. – (Среднее профессиональное образование).
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 10–е изд., стереотип. – Москва: Просвещение, 2008. – 152 с. – (Профессиональное образование).
3. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2013. – 177 с. – (Профессиональное образование).
4. Братчикова, Ю.В. Формированаи познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю.В. Братчикова, Н.В. Шестакова // Актуальные вопросы современной психологии. – 2017. – № 4. – С. 21 – 23. – (Высшее образование).
5. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно–ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – 4–е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 2016. – 96 с. – (В помощь классному руководителю начальной школы).
6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – 2–е изд., стереотип. – Москва: Инюр, 2006. – 113 с. – (Высшее образование).
7. Егорова, Т.В. Особенности формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Т.В. Егорова, С.В. Митрохина // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XII Междунар. науч.–практ. конф. «Артемовские чтения». – Пенза: Изд–во ПГУ, 2016. – С. 116–119.
8. Елисеева, Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Вестник Южно – Уральского университета. – 2014 – № 4. – С. 20.
9. Истомина, Н.Б. К вопросу о развивающем учебнике математики для начальных классов / Н.Б. Истомина, М. Дукарт // Начальная школа. – 2010. – №2. – С. 86–90.
10. Корчажкина, О. Обучение в условиях информатизации / О. Корчажкина // Народное образование. – 2008. – №6. – С. 169–175.
11. Лукиных, Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Л.В Лукиных // Молодой учёный. – 2015. – № 10. – С. 15–20.
12. Медведская, В.Н. Формирование у первоклассников умение работать над задачей / В.Н. Медведская // Начальная школа. – 2018. – № 10. – С. 36–37.
13. Орешкина, И.В. Орешки для ума: логические задания для 3 класса / И.В. Орешкина. – 5–е изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 63 с. – (Высшее образование).
14. Семенов, Е.М. Развитие мышления на уроках математики / Е.М. Семенов, Е.Д. Горбунова. – 6–е изд., перераб. – Москва: Педагогика, 2016. – 356 с. – (Профессиональное образование).
15. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся/ Н.Ф. Талызина. – 8–е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2013. – 426 с. – (Среднее профессиональное образование).
16. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии: учебное пособие / В.П. Сергеева [и др.]; под ред. В.П. Сергеевой. – 2–е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2014. – 320с. – (Профессиональное образование).
17. Фаустова, Н.П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе / Н.П. Фаустова // Начальная школа. – 2006. – №7. – С. 70.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки РФ. – 2–е изд., стереотип. – Москва: Просвещение, 2015.– 31 с. – (Среднее профессиональное образование).
19. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва: Психология, 2011. – 148 с. – (Высшее образование).
20. Якиманская, И. С. Личностно–ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – 2–е изд., стереотип. – Москва: Педагогика, 2016. – 95с. – (Высшее образование).