Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие туристской инфраструктуры в настоящее время
становится важным фактором повышения конкурентоспособности туристских дестинаций, окажет
влияние на количество туристов, поступающих в страну, и экономические показатели не только в
туристской отрасли, но и во всем регионе. Повышение туристской активности в регионах требует
изменений в развитии туристской инфраструктуры и повышения ее качества. Это, в свою очередь,
требует глубокого научного исследования, раскрытия закономерностей и выявления основных
тенденций его развития как на туристском рынке в целом, так и на отдельных его составляющих, в
частности инфраструктурных. Развитие и формирование факторов производства в научных
знаниях и образовании инновационного потенциала целевой аудитории имеет не малое
значение, так как создает конкурентное преимущество для целевой аудитории. На данном этапе
процесса формирования дифференцированных видов туризма, интеграционных процессов,
развития туристской инфраструктуры и инновационных технологий, важно изучить развитие
законодательства о туристских достопримечательностях, что необходимо для повышения
конкурентоспособности (привлекательности) не только в самих дестинациях, но и в учреждениях,
оказывающих туристские услуги, которые влияют на количество туристов, поток и экономические
показатели развития региона.
Цель исследования-дать научное обоснование и разработать методические подходы и
рекомендации по определению влияния формирования и развития инфраструктуры на
привлекательную и конкурентоспособную туристскую дестинацию.
Исследование сосредоточено на информационной инфраструктуре (например, Казань).
Предметом исследования являются особенности и перспективы развития информационной
инфраструктуры на региональном уровне.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие основные задачи:
- анализ концепции и составляющих информационной инфраструктуры туристской отрасли;
- с учетом принципов создания информационной инфраструктуры в сфере туризма;
- опишите этапы создания информационной инфраструктуры в сфере туризма;
3
- провести конкурентный анализ информационной инфраструктуры Казахстана с информационной
инфраструктурой регионов России;
- оценить влияние информационной инфраструктуры на развитие туристских
достопримечательностей Казани;
- проект рекомендаций по совершенствованию инфраструктуры.
Научная новизна исследования заключается в решении научной задачи-анализе и оценке влияния
элементов инфраструктуры на создание привлекательности и конкурентных преимуществ
(формирующихся) туристских дестинаций.
Исследовательская методика. Основные методологические принципы исследования базируются
на фундаментальных нормативных актах российских и зарубежных специалистов в области
экономики, сервиса, туризма и рекреации, указах президента и постановлениях правительства,
законодательстве, политике и нормативных актах.
Формирование теоретических положений исследований развития дестинаций, научного подхода
к управлению туристской отраслью, основанного на повышении привлекательности и
конкурентоспособности предлагаемых туристских услуг. В научных исследованиях широко
используются понятия современной науки управления.
Степень научной разработанности проблемы. Туризм и его значение в развитии экономики
региона играют важную роль в исследованиях современных ученых и экономистов. Теоретикометодологические основы туризма были изучены в работах Александровой А. Ю., Гаврильчак И.
Н., Гуляев В. Г., Жукова М. А., Карпова Г. А., Каурова А. Д., Кузнецов Ю. В. Морозов, М. А. Романова
Г. М., Сапрунова В. Б., Чудновский А. Д. и другие зарубежные авторы Бернекер П., Купер К., Котлер
Ф., Лейпер н., Мерфи п. и др. При исследовании проблем научно-управленческого обеспечения
региональных инфраструктурных комплексов, инфраструктурного обеспечения туризма
обратились к результатам фундаментальных исследований, которые представлены в работах
Ансоффа И., Львова Д. С., Морозова М. А., Портера М. и др.
Концептуальный подход к туристской индустрии, основанный на понятии "дестинация", был
изучен на основе работ Каспара С., Купера С., Лейпера Н., Морозова М. А., щуки С., Пирса Д.,
Плога С. С., Рубина И. Б., Рябухи А. Ю. и другие тоже. Богданов Д. Д., Бокова М. А., Гуляев В. Г.,
Морозов М. А. и другие представляют экономические модели развития туризма и их влияние на
социально-экономическое развитие. До настоящего времени практически не проводилось
исследований по управлению туристической инфраструктурой как автономной подсистемой на
региональном уровне. Необходимость теоретико-методического решения вышеуказанных
проблем определила смысл, тему, цель и задачи работы.
Теоретическая значимость, выводы и методологические разработки в результате проведенного
исследования могут быть применены практически к любым учреждениям, предоставляющим
туристические услуги и направления. Полученная в ходе исследования информация полезна
административным органам, которые отвечают за развитие туристической отрасли, правильное
использование ресурсов дестинации и повышение ее конкурентоспособности.
Практическая значимость исследования включает в себя результаты работы: - расширение
методического инструментария, готового к использованию научными, административными и
хозяйственными органами для совершенствования управления процессами в экономической
туристской зоне. Материалы исследования могут быть использованы при преподавании
экономических и управленческих дисциплин "Экономическая теория"," Экономика",
4
"Экономический анализ"," Маркетинг"," Экономика туристского рынка", "Маркетинг туризма",
"Менеджмент туризма".
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и использованных источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1.1 Понятие и составные части информационной инфраструктуры в индустрии туризма
Эффективное формирование и построение туристско-информационной инфраструктуры
Российской Федерации невозможно без формирования на ее основе современной базы,
5
основных элементов в виде туристской информации, правовой перспективы и современного
общества, способного потреблять производимые им услуги.
Информационная инфраструктура - это система организационных структур, обеспечивающих
функционирование и развитие информационного пространства страны и обмен информацией.
Информационное пространство в туристской отрасли - это совокупность баз данных, технологий
их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем, функционирующих
по общим принципам и обеспечивающих информационное взаимодействие между
предприятиями и организациями туристской отрасли и гражданами для удовлетворения их
информационных потребностей в туристской отрасли.
Основными элементами информационного пространства туризма являются::
* туристическая информация;
* средства связи;
* Информационная инфраструктура туризма.
Информационный ресурс предоставляет объективную и своевременную информацию,
необходимую для осуществления деятельности туристских
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 21. –
Ст. 1321.
2. Агафонов, Н. С. Брендинг территорий в России: проблемы и возможности// Молодой
ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 79-81.
3. Александрова, А. Ю. География туризма: учебник / А. Ю. Александрова. - М.: КНОРУС, 2016.
- 592 с.
4. Арсланова Г. Х., Хисматуллин М. М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на
социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства // Международный
научно-исследовательский журнал INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, 2015. - № 4 (35). Ч. 2. – 152
с. 3.
6
5. Арсланова Г. Х., Хисматуллин М. М. Роль государства в развитии индустрии туризма и
гостеприимства // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: материалы
VIII Международной научно-практической конференции (28 апреля 2015.). Прага, 2015. – 89 с.
6. Белякова Н. Ю. Брендинг территории в условиях экономического кризиса: работа над
ошибками. Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. — 2016. — с. 184–195
7. Богданов Д.Д. Стратегия повышения конкурентоспособности российских компаний в сфере
туристских услуг: Автореф. дис. . канд. экон. Наук.-М.: 2017. - С. 8-9.
8. Боголюбов, В. С. Экономика туризма / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. - М.: Академия,
2016. - 192 с.
9. Борисов, Ю. Н. Маркетинг в туризме / Ю. Н. Борисов. - М.: Проект, 2015. - 452 с.
10. Глинская И. Ю. Территориальный брендинг — механизм формирования бренда России.
Вестник Бист (Башкирского института социальных технологий). — 2016. — с. 15–20.
11. Горохов А. Ф. Комплексный подход к формированию маркетинговой стратегии развития
туристической дестинации: автореф. дис. . канд. эконом, наук: 08.00.05. СПб., 2017. - 127 с.
12. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник/ В.Г. Гуляев, И.А.
Селиванов; Российская международная академия туризма М.: Советский спорт, 2016. - 280с.
13. Драчева Е. Л. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы / Е. Л.
Драчева, Т. Т. Христова // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. –19 с.
14. Кирьянова, Л. Г. Маркетинг и брендинг туристских дестинаций / Л. Г. Кирьянова. - М.:
Феникс, 2016. - 409 с.
15. Ковригина В. А. перспективы и проблемы развития геобрендинга в России // Актуальные
вопросы экономических наук. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр
развития научного сотрудничества» (Новосибирск). — 2016. — с.17–22.
16. Кульгачёв, И. П. Предложения по развитию внутреннего туризма в Российской Федерации
// Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 804-812.
17. Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д., Ванхилл С., Богданов Е. Экономика туризма: теория и
практика: в 2-х т. СПб.: Омега, 2018. - 380 с.
18. Львова Т.В. Влияние качества туристских услуг на экономику дестинации (на примере
города-курорта Сочи): дис. . канд. эконом, наук, Сочи 2017. - С.107
19. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально? культурном сервисе и
туризме: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / 5-е изд., стер. М.: Академия, 2018. - 288 с.
20. Морозов М.А., Львова Т.В. Моделирование кластера конгрессного туризма Сочи //
Современные проблемы сервиса и туризма. РГУТиС. — 2016. — №4.
21. Нефедова В. Б., Земляной О. С. Географический прогноз развития рекреации (на примере
РТ) // Милли китап. Сер. География. 2017. - № 5. – 251 с
22. Николаенко Д. В. Эволюция освоения региона и формирование его рекреационной
специализации // Состояние и перспективы развития туризма на пространстве СНГ. СПб.: Ин-т
управления и экономики, 2016. – 526 с.
23. Новиков А. М. О взаимоотношениях науки и практики в туристской отрасли // Туризм:
наука и образование. 2016. – № 1. – 111 с
7
24. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В. С. Новиков. - М.: Академия, 2015. - 208 с.
25. Пирожник И. И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. Минск: Издво Минск, ун-та, 2015. - 253 с.
26. Питинова М.Ю. СМИ и реклама имиджа туристских территорий // Туризм и рекреация:
фундаментальные и прикладные исследования: Труды Международной научно-практической
конференции. М.: Диалог культур, 2015 г. - С. 182.
27. Попова, Р. Ю. Государственное регулирование, становление и развитие туризма в России /
Р. Ю. Попова. - М.: МГГУ, 2017. - 687 с.
28. Русанов И. В. Территориальная организация кратковременного отдыха населения центра
рекреационного объединения: дис. . канд. геогр. наук. Л., 2016. - 183 с.
29. Сайбель Н. Ю., Потапова А. Е. Современное состояние и перспективы развития туристского
рынка в Республике Крым // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С. 705–708.
30. Сайбель, Я. В. Анализ современного состояния туризма в России // Молодой ученый. —
2016. — № 11 (115). — С. 950-953.
31. Себекина Т. X., Христофорова И. В. Роль маркетинговых коммуникаций в продвижении
дестинаций // Маркетинг услуг. - 2015. - № 4. – 193 с.
32. Филипченко, О. В. Разработка рекомендаций по развитию гастрономического туризма в
Республике Татарстан // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 274-275.
33. Цапук Д.А. Дестинации: структура и эволюция // Туризм и рекреация: фундаментальные и
прикладные исследования: Труды Международной научно-практической конференции. М.:
Диалог культур, 2018 г. - С. 202-208