Фрагмент для ознакомления
2
Первое основание – посягательство на конституционный строй, а также нарушение норм Конституции РФ. Например, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» ограничивает деятельность общественных и религиозных объединений по организации, планированию, подготовке и совершению действий, организованных с целью насильственного изменения основ конституционного строя РФ; ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Второе основание – несоблюдение или нарушение законодательства, личных учредительных документов, совершение поступков или действий, противоречащих целям организации, или же отказ от совершения данных целей. Так, в Федеральном законе «Об общественных объединениях» общественное объединение может быть ликвидировано в судебном порядке в случае многократных или же грубых нарушений закона, других нормативно-правовых актов, а еще в случае периодического осуществления публичным объединением работы, противоречащей его уставным целям (ст. 44).
Третье основание – несоблюдение прав и свобод населения, побуждение к отказу от выполнения обязательств, нанесение вреда их нравственности или самочувствию. Так, общественное объединение может быть ликвидировано в судебном порядке в случае нарушения собственными деяниями прав и свобод человека или гражданина.
Отдельно следует упомянуть и о многообразии санкций, которые могут быть применены к общественным объединениям. Их символически можно поделить на две группы:
– связанные с лишением конституционно-правового статуса (роспуск или же упразднение, запрет деятельности, отмена государственной регистрации);
– не влекущие лишение конституционно-правового статуса (отказ в регистрации, приостановление работы, вынесение предупреждения, переход имущества политической партии государству, отмена (признание неконституционными) актов партии).
Существует иная классификация санкций в зависимости от цели и последствий их применения:
– правовосстановительные (признание неконституционным акта партии);
– предупредительные (письменное предупреждение органа юстиции о прекращении незаконной деятельности общественного объединения);
– меры взыскания, имеющие своей целью наказать правонарушителя (отказ в регистрации);
– санкции пресечения (приостановление деятельности).
Необходимо сказать о том, что на сегодняшний день механизм конституционно-правовой ответственности общественных объединений не является идеальным. На наш взгляд, для его совершенствования необходимо придать единый характер основаниям и мерам конституционно-правовой ответственности общественных объединений, которые сегодня рассредоточены по различным нормативно-правовым актам, для чего целесообразно принять ФЗ «О конституционно-правовой ответственности».
3. Особенности благотворительных объединений
Сегодня развитие благотворительности – это один из основных аспектов становления гражданского общества. Вместе с тем, происходит процесс становления государственной благотворительной помощи, частных организаций, а также благотворительности отдельных юридических лиц.
Мировая практика показывает, что наиболее эффективной формой организации благотворительной деятельности выступают благотворительные фонды. Благотворительный фонд – это институт, созданный и работающий с целью финансирования разных видов благотворительной деятельности за счет материальных средств организаций. Если благотворительная деятельность реализуется посредством фондов, то она, как правило, носит плановый, системный характер, позволяющий контролировать направления и виды помощи, определять приоритеты и правила ее предоставления, прогнозировать объемы поступающих денежных средств. У благотворительных фондов больше возможностей задействовать волонтеров для выполнения работ в рамках благотворительности. Они могут привлекать и аккумулировать ресурсы для реализации благотворительных проектов из различных источников, принимать участие в муниципальных, государственных и международных проектах.
Поскольку деятельность благотворительных фондов регулируется законодательно, она обладает высокой степенью финансовой прозрачности. Все это позволяет благотворительным фондам выстраивать благоприятные отношения с общественностью и укрепляет деловую репутацию компаний-доноров. Российские благотворительные фонды осуществляют свою деятельность в разных сферах: оказывают помощь неимущим слоям общества, инвалидам, больным детям, детям-сиротам, учреждениям здравоохранения и культуры, образования, семьям военнослужащих, а также талантливым личностям, поддерживают научные и учебные проекты.
Вопросы деятельности благотворительных организаций приобретают особую актуальность каждый раз, когда в стране появляются какие-либо кризисные явления, которые влекут за собой снижение качества жизни, какие-либо чрезвычайные ситуации, локальные конфликты и т.п. Текущая ситуация, в которой оказалась Российская Федерация, к сожалению, весьма близка к такому состоянию.
Благотворительность для современного общества, как и ранее, остается очень важным направлением в области оказании помощи нуждающимся. Организации, созданные с благотворительными целями, обеспечивают для активных граждан возможность реализовывать себя, помогая при этом тем, кто не в состоянии обеспечить себе достойную жизнь, кому необходима помощь. Благотворительными организациями являются такие организации, которые созданы для оказания бесплатной благотворительной деятельности). Данная организация не является правительственной и не относится к коммерческим.
Сегодня создание и деятельность благотворительной организации регламентируется общими законодательными актами. К ним относится Конституция РФ , Гражданский кодекс РФ , Федеральным законом 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и иные нормативные акты.
Федеральным законом № 135-ФЗ предусмотрены общие признаки благотворительных организаций, позволяющие идентифицировать их именно как благотворительные, поскольку далеко не каждая некоммерческая организация является таковой.
На основании статьи 6 Федерального закона № 135-ФЗ под благотворительной организацией следует понимать неправительственную некоммерческую организацию, которая имеет своей целью реализацию предусмотренных указанным законом благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества.
В нем также подчеркивается, что поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются. Отсюда видно, что благотворительные организации, существуя на добровольной основе, не должны участвовать в политической борьбе и не должны к этому привлекаться. Из 39 статьи Конституции РФ следует, что государство априори заинтересованно в развитии благотворительности в России, так как в стране поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Все приведенные выше законы носят исключительно нормативный характер и дают лишь функционирования благотворительных организаций. Регулирование же их деятельности нигде не прописано.
На сегодняшний день не существует четко структурированного и всеохватного законодательства о благотворительной деятельности. Государство занимается социальной политикой, а благотворительность существует в большей степени на общественных началах. Но при этом, существуют дотации государственных учреждений в фонды. Благотворительные организации часто сотрудничают с государственными клиниками при оказании помощи своим подопечным. Это касается и необходимости подписания договоров с Минздравом на получение тяжелых препаратов для пациентов фондов. Организации должны подчиняться государственным стратегиям по социальной, экологической политики и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. ст. 1930.
5. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3340.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
7. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465.
8. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3031.
9. Определение Верховного Суда РФ от 02.08.2011 № 45-Г11-39 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Андриенко А.И. Социально ориентированные некоммерческие организации как форма реализации конституционного права на объединение // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16. № 2. С. 245-249.
11. Балаклеец И.И., Бутько А.Г. К вопросу об ответственности общественных объединений // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 74-77.
12. Вабищевич С.С. К вопросу о содержании межотраслевой категории «правовой статус» // Общество, право, личность: вопросы взаимодействия в современном мире Сборник статей международной научно-практической заочной конференции. Международный университет «МИТСО». 2016. С. 5-6.
13. Васильев С.А. Государственно-общественные формирования как субъекты конституционно-правовых отношений // Lexrussica (Русский закон). 2017. № 1 (122). С. 153-163.
14. Васильев С.А. Особенности конституционно-правового регулирования ответственности общественных объединений // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 31-33.
15. Васильева С.В. Общественное объединение как участник общественных отношений // Актуальные проблемы юриспруденции: единство теории и практики Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов) / под общ.ред. А.А. Березиной, В.В. Пучковой. 2019. С. 536-538.
16. Заречнева А.А. Проблемы правового регулирования деятельности благотворительных организаций в России // Российское предпринимательство: история и современность Сборник материалов I Всероссийских Морозовских Чтений. 2018. С. 135-138.
17. Капитонова Е.А. К вопросу о соотношении понятий «правовой статус» и «правовой модус личности» // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 38-40.
18. Ковалева Н.Ю., Письменов Ю.В. К вопросу о конституционно-правовом статусе общественных объединений // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права сборник научных статей. 2019. С. 74-79.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.
20. Нагаева К.А. Конституционно-правовая ответственность общественных объединений // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. 2017. № 1 (35). С. 187-190.
21. Никишина О.А. Конституционный статус общественных объединений // Научные открытия в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции / ответственный редактор: СукиасянАсатур Альбертович. 2016. С. 242-244.
22. Пушкарева М.П., Денисова А.В. Правовые основы деятельности благотворительных организаций // Юридический факт. 2017. № 6 (6). С. 36-40.
23. Сойфер Т.В. Благотворительные организации: проблемы гражданско-правового статуса в условиях развития отношений по коллективному использованию товаров и услуг // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 2 (54). С. 64-74.
24. Хевсаков А.В., Козаев З.А. Ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях и некоммерческих организациях // Актуальные проблемы права: сборник научных статей магистрантов / Под ред. Койбаева. Владикавказ, 2018. С. 300-305.