Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы изучения художественного мира рассматриваются в наследии М.
Бахтина. Они решаются в русле проблемы автора, художественного
пространства и времени («Проблема содержания, материала и формы в
словесном художественном творчестве», «Формы времени и хронотопа в
романе», «Автор и герой в эстетической действительности» и др.). Для нашего
исследования особую значимость представляют концептуальные суждения
литературоведа об авторе творце произведения и о его активности [Бахтин,
с.403], плодом которой является создание художественного мира или, как
называет его М. Бахтин, "эстетического объекта" [Бахтин, с.53].
2
Долгое время существовавшие подходы к пониманию отношений между
искусством и действительностью, анализ литературного произведения по
аналогии с реальностью на долгое время сделали неактуальными вопросы
художественного мира как проблемы изучения мира писателя.
Объектом исследования в данной работе станет творчество современного поэта
и писателя А. Гиваргизова. По мнению исследователя Бекетовой, с именем
Артура Гиваргизова связан феномен «абсурда в современной детской
литературе» [Бекетова].
Предмет исследования – художественные особенности творчества
А.Гиваргизова.
Цель исследования: изучение и анализ художественного мира писателя на
материале произведений А. Гиваргизова.
Задачи исследования:
1. изучить специфику художественного произведения;
2. определить основные традиции изучения художественного текста
3. на основе работ о творчестве поэта и писателя А. Гиваргизова определить
специфику художественного мира писателя.
Теоретическая база исследования представлена трудами представляющими
особенности творчества А. Гиваргизова (И. Арзамасцева, А. Губайдуллина, О.
Семагиной, А. Идиатулиной, М. Яснова), работы, в которых раскрывается
понятие «литературной традиции»: (Кожевников, Николаев). Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе
рассматривается специфика художественного текста в аспекте изучения
творчества писателя. Во второй главе осмысляется понятие литературной
традиции и выявляются традиции А. Гиваргизова в современной литературной
традиции. Практическая значимость: возможность рекомендации текстов А.
Гиваргизова для детского чтения в школе в качестве материала для урочной
или внеклассной деятельности.
1. Специфика художественного текста как эстетической единицы
3
1.1. Особенности художественного текста в аспекте литературного анализа
Художественный текст – это текст, который опирается на образное отражение
мира и передает адресату различные виды информации, важнейшей из которых
является эстетическая. Под эстетической функцией понимается художественная
функция эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя.
Использование языка в эстетической сфере относится к высшим достижениям
литературного языка.
Ученые высказывают различные мнения о целесообразности выделения
художественного стиля в ряду функциональных стилей русского языка. Ряд
исследователей, например, В.Д. Бондалетов, И.Р. Гальперин, А.Ф. Ефремов,
Л.Ю. Максимов, Л.А. Новиков, Д.Н. Шмелёв и др., считают язык
художественной литературы явлением особого рода, аргументируя такую
позицию крайней неоднородностью его состава, наличием в нем элементов всех
функциональных стилей и даже использование нелитературных языковых
средств, в частности, просторечий и жаргонизмов, что выводит язык
художественной литературы за рамки литературного языка и сближает его с
общенародным языком [Бондалетов, с.267].
С другой стороны, Р.А. Будагов, В.В. Виноградов, М.Н. Кожина, В.Г.
Костомаров, О.Б. Сиротинина, Ю.С. Сорокин и др. говорят о правомерности
выделения художественного стиля среди функциональных стилей языка. Так,
по мнению М.Н. Кожиной, если вывести этот стиль из числа функциональных
стилей, но при этом полагать, что литературный язык существует во множестве
различных функций, то выходит, что эстетическая функция не относится к
функциям языка. Таким образом, выведение художественного стиля за пределы
функциональных стилей в значительной степени обедняет наше представление
о языковом функционировании [Кожина, с.79-80].
Несмотря на различия в позициях ученых относительно функциональностилевой классификации литературного языка, они едины во мнении, что
основной функцией языка художественной литературы является эстетическая,
4
что отличает ее от других стилистических разновидностей, в которых эта
функция также имеет место, но при этом не является приоритетной.
Вопрос об эстетической функции языка рассматривался такими
отечественными и зарубежными языковедами, как Ф.И. Буслаев, В. Гумбольдт,
А.А. Потебня, Ш. Балли, В.В. Виноградов, К. Фосслер, Л.В. Щерба, Р.О.
Якобсон и другие. Автором термина «эстетическая функция» является
советский филолог Л.П. Якубинский. В процессе длительной истории изучения
проблемы ученые разработали различные подходы к трактовке этого сложного
и многопланового понятия, рассматривая его как установку на форму, или
выражение; установку на творчество и на воздействие; как способ создания
художественного образа или направленность языка на собственное
совершенство.
Безусловно, несмотря на различные подходы, язык признаётся эстетическим
объектом, и в художественном произведении главной является установка на
образность и выразительность речи, что определяет его специфику и отличие от
других текстов. По справедливому мнению Г.Я. Солганика, слово в
художественном произведении как бы двоится: с одной стороны, его значение
совпадает с тем, что и в общем литературном языке, а с другой, оно
приобретает добавочное, приращенное значение, обусловленное связью с
художественным миром, содержанием художественного произведения
[Солганик , с.153].
Рассматривая художественный текст как эстетическую единицу, Н.Е. Малова
понимает под ним такую совокупность эстетических речевых действий,
которые отражают когнитивное пространство языковой личности автора
произведения, что позволяет в исследовании текста объединить все элементы
смысла и стиля в целое пространство. Художественная логика текста
индивидуальна, она не подчиняется логическим законам, характерным для
научного текста, а определяется автором, для которого творческий процесс
создания произведения – это еще и способ самовыражения в языковом и
духовном плане. Важную роль играют его жизненные знания и эстетические
5
представления о мире, которые получают воплощение в созданном им
художественном произведении с помощью определенных языковых средств
[Малова, с.65-68].
Эстетическая функция художественного текста оформляется всей его
семантико-синтаксической структурой по вертикальной и горизонтальной оси.
Как полагает А.Б. Кошляк, в нехудожественных текстах преобладает линейный
аспект в структуре, а в прозаических художественных текстах большая роль,
наряду с горизонтальной, отводится вертикальной оси. Особенность структуры
такого текста особенно проявляется в категории подтекста, который составляет
его имплицитное содержание и является непременным компонентом
структурно-семантической организации художественного текста. В процессе
его восприятия подтекст как внутренняя форма сливается с художественной
речью, представляющей внешнее выражение текста, реализуя в конечном итоге
идейно-эстетический замысел всего произведения[Кошляк, с.47-54].
Никитина Н.В. отмечает, что эстетическая направленность художественного
текста предопределяет и характер функционирования всех его языковых
средств, включая фонетические, лексические и грамматические, выступающие
в эстетической функции как главной [Никитина, с. 67-69].
В фонетическом аспекте одним из важнейших качеств художественных
произведений является благозвучие. Для его достижения используются такие
средства, как звукоподражание и звуковой символизм, связанные между собой
и находящие выражение в тексте через аллитерацию, ассонанс или звуковые
повторы. Лексический анализ художественного текста свидетельствует о его
богатом и разнообразном словаре. Как утверждает Д.Э. Розенталь,
многостильность, присущая языку художественной литературы, вызывает
необходимость свободного пользования речевыми средствами [Розенталь, с.58].
Таким образом, не должно существовать каких-либо ограничений или запретов
слишком много задач. В поэзии Гиваргизова показан мир, состоящий из самых
разных существ - животных, птиц, насекомых, драконов, милиционеров,
космонавтов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других
гуманитарных науках. Опыт философского анализа / М.М. Бахтин //
Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986. – С.
487
2. Бекетова Д.М. Поэтика абсурда в лирике Артура Гиваргизова. – эл.режим
доступа - http://elar.urfu.ru. Дата доступа: 17.05.2020.
3. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. – М.: Флинта. Наука. 2009.
– 520 с.
4. Волгина Е.В. Основные принципы анализа художественного текста как
средство формирования филологической компетентности студентов//Вестник
Волжского университета им. В.Н. Татищева. – № 5, 2010. – С. 45-47
5. Гаспаров М.Л. Лингвистика стиха. Анализы и интерпретации//Избранные
труды. Т. IV. – М.: Языки славянской культуры, 2012. – 720 с.
6. Гиваргизов А.А. Как-то я летел с рябины. – М. : Издательский дом
Мещерякова, 2011. – 61 с.
7. Гиваргизов А.А. Когда некогда : [поэт. сб. : для сред. шк. возраста]. – М. :
Самокат, 2012. – 80 с.
8. Гиваргизов А.А. Такие разные Оли. – М. : Эгмонт, 2014. – 56 с.
9. Есин А.Б. Принципы и приема анализа литературного произведения.
Учебное пособие/А.Б. Есин. – М.: Флинта, 2017. – 248 с.
10. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. – СПб. :
Академический проект, 1995. – 471 с.
11. Земскова Д.Д. Советский производственный роман: эволюция и
художественные особенности жанра: дисс. …канд.филол.наук. – М., 2016. – 247
с.
12. Кожина М.Н. и др. Стилистика русского языка. – М.: Флинта, 2016. – 464
с.
13. Кошляк А.Б. Категории художественного текста//Стилистика текста:
языковые средства экспрессивного текста. – Уфа: БГУ, 1989. – С. 47-54
7
14. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. ¬¬¬– Л.:
Просвещение, 1972. – 217 с.
15. Малова Н.Е. Реализация эстетической функции в художественных
текстах//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2:
Филология и искусствоведение. – № 3, 2011. – С. 65-68
16. Нигматуллина, Ю.Г Методология комплексного изучения
художественного произведения / Ю.Г.Нигматуллина. – Казань: Изд-во
Казанского университета, 1976. – С. 10
17. Никитина Н.В. Работа с текстами художественного стиля как средство
осознания учащимися эстетической функции языка: дисс. … канд.пед.наук. –
Ярославль, 2009. – 209 с.
18. Никитина Н.В. Эстетическая функция художественного стиля//Вестник
Чувашского университета. – № 3, 2008. – С. 67-69
19. Розенталь Д.Э. Стилистика на каждый день / Д.Э. Розенталь. – М.: Знание,
1976. – 264 с.
20. Солганик Г.Я. Стилистика текста: учеб. пособие для студентов,
преподавателей-филологов, аспирантов / Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука,
1997. – 253 с.
21. Ходякова Л.А. Методика интерпретации текста как феномена
культуры//Ярославский педагогический вестник. 2011. – № 2. – С. 76-81
22. Юсупова З.Ф. Художественный текст как единица культуры:
лингвометодический аспект//Филология и культура. – № 4 (38), 2014. – С. 229-
231