Фрагмент для ознакомления
2
В этом плане характерны действия князя Владимира I, которые получают широкое описание как в летописях, и иллюстрирует ранние страницы отечественной помощи, благотворения и поддержки. В 996 г. Владимир издает устав, по которому церкви поручалось общественное призрение. Финансировалось оно за счет «десятины». Призрение бедных и убогих постепенно становилось предметом постоянного внимания княжеской и духовной власти. Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, где обучал на своем иждивении 300 юношей. Традиции, заложенные князем Владимиром в отношении нищих, больных, вдов и сирот, были затем развиты его наследниками.
Среди последующих великих князей особенно славились своей благотворительностью Владимир Мономах, его сын Мстислав, Андрей Боголюбский, Владимир Всеволодович и другие. Так, В.Мономах, отличавшийся особой заботой о бедных и убогих, составил «Духовную» своим детям, в которой была выражена забота об их нравственном состоянии, о необходимости быть внимательным к нуждам народа: «Если поедете по земле своей, не давайте отрокам обижать народ, напоите, накормите бедняка...».
Историки подмечают, что по мере развития и укрепления государственности стали вырабатываться два взаимодополняемых направления по становлению системы социального обеспечения: первое – продолжение традиций Владимира по покровительству убогих, престарелых, сирот и других социально незащищённых слоёв населения. Второе – усиление организующего начала, эволюция форм и масштабов государственной поддержки в виде оказания социальной помощи. В подтверждение этому, следует привести примеры. Например, Иван IV Грозный подписал «Указ о милостыне», который подразумевал собой принятие неотложных мер в виде того, что во всех городах для «престарелых и прокажённых» построить богадельни и обеспечить нуждающихся необходимой одеждой.
Данное направление в области социального обеспечения поддерживали и последующие правители. Так, в соответствии с Указом Фёдора Алексеевича от 1682 г. в Москве было построено два госпиталя. А что касается нищих и убогих, которые могли работать, обязаны были «хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу».
Существенному развитию системы социального обеспечения способствовал Пётр I. Правитель приказал Святейшему Синоду, Камер, Главному магистрату и воеводам «приступить к немедленному утроению больниц, госпиталей, сиротских домов, богаделен, домов смирительных для людей праздношатающихся и им подобным».
Такая тенденция по расширению мер социального обеспечения продолжалась при Екатерине II. При Екатерине II в России был учреждён первый инвалидный дом, однако формально это была богадельня для призрения раненных, больных и престарелых воинов.
Однако в конце XIX века в развитии системы социального обеспечения наступает кардинально новый этап – социальное обеспечение наёмных работников начинает реализовываться на правовой основе, формальной закреплённой государством.
Таким образом, проанализировав весь вышеизложенный материал, следует прийти к выводу. Зарождение системы социального обеспечения началось с появлением общества, поскольку в любой социальной группе находились люди, которые по определённым естественным причинам нуждались в поддержке со стороны как общества, так и главы группы. В процессе становления государства, начиная со времён крещения Руси, система социального обеспечения эволюционировала и развивалась. Огромный вклад в формирование основ социальной поддержки нуждающихся отводится процессу христианизации, который повлиял как на духовные принципы людей, так и на социальную политику. Со временем данное направление поддерживали многие правители. Однако в конце XIX века в развитии системы социального обеспечения происходит кардинальные изменения– социальное обеспечение наёмных работников начинает реализовываться на правовой основе, формальной закреплённой государством.
2.2. Система благотворительности до 1917 г.
Складывающаяся система церковно-монастырской помощи находилась под влиянием факторов, вытекающих из отношений, формирующихся между церковью и оформляющимся государством.
Следует обратить внимание на тот факт, что православие только призывается на Русь. Оно не имеет ни своих институтов, ни системы финансирования, ни священников. Все это берется под патерналистский контроль государства, т. е. происходит идентификация власти и церкви, складывается такой тип отношений, который привносится из Византийского православия. Финансовая поддержка церкви осуществлялась за счет отчислений (ей принадлежит десятая часть). Отличие десятины, которую выделял церкви Владимир I, заключалось в том, что «она не стала общей податью, а шла только с княжих доходов». (На это обращают внимание исследователи, отмечая ее специфическое своеобразие.)
Государство в лице княжеской власти берет на себя строительство монастырей и храмов, оно же на первых порах готовит кандидатов в священники. Власть определяет клиентов, т.е. тех лиц, которым, по ее мнению, необходима помощь. Различные списки Устава князя Владимира по-разному определяют их типологию. Характерно то, что признается необходимость судить их по законам «греческого номоканона», на что ни князья, ни бояре суда не имеют. В Уставе новгородского князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых появляются те группы, которые не встречались в период правления Владимира I: «холопы, откупившиеся от холопства, закупы, смерды-общинники» и др.
Первоначально христианство в России не являлось идеологией и мировоззрением большинства, ему был присущ изотеризм, что нашло свое отражение в жизни монастырей. Монастыри существовали поначалу как закрытые сообщества. Они не стремились к «общению» с народом, так как монашество являлось подвижничеством, отречением от мирских соблазнов. Однако эта замкнутость, отрешенность, аскетизм становятся притягательным и для языческого сознания. Монастыри воспринимаются как некое таинство, приносящее чудесное исцеление, где «пророчествуют», «умножают мед и хлебы».
Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монастыри представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: общением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства. Поэтому те функции монастырской жизни, которые для монахов были традиционными, воспринимаются населением Древней Руси как откровение.
Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной, социальной деятельности. Они выполняют четыре основные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами — милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддержки. В этом отношении монастыри не «специализируются» в каком-то одном виде помощи, как это присуще западной церкви, а выступают в своей многофункциональности.
Однако постепенно начинает оформляться ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в Монашеский сан обязан приносить дар монастырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Так складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, которые жертвовал новообращенный. Довольно показательны в этом плане духовные новгородские грамоты XII-XIII вв. К примеру, Антоний Римлянин отдает Антониеву монастырю земли у реки Волхов: «А се поручаю богу и святии богородици и крестьяном, и даю в свободу, и се поручаю место се на игуменство». Обычно принявшие постриг часть имущества оставляли жене на тот случай, если она также захочет принять монашеский сан. Таким образом, система помощи через монастыри устанавливает определенные барьеры, где нуждающиеся — вдовы, сироты, бездомные — должны быть субъектами обязательного призрения, но поддержку в той или иной литургической форме получают те, кто имеет средства.
Иную систему поддержки мы наблюдаем в приходской системе помощи и защиты, где в основном ведущую роль играет церковь как организующее начало, а также приход. В литературе XIX в. существовали две устойчивые тенденции, два взгляда на генезис данного явления в практике призрения и милосердия. В первом случае развитие приходской системы помощи связано с периодом монголо-татарского нашествия. Разорение южных земель приводило к миграции населения на север в глухие места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жилища. Так образовывался приход. Помимо административных функций приход, согласно учению церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище.
Итак, процесс христианизации в Древней Руси видоизменяет процесс помощи и взаимопомощи. Вместе с традиционными субъектами помощи появляются новые в лице княжеской власти и института церкви.
Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути помощи субъектам, не связанным родственными отношениями. Можно добавить, что с принятием христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки. Первоначально этот процесс осуществлялся в рамках дружинных традиций, языческих братчин, но затем происходит отчуждение реципрокных и редистрибутивных связей между князем и нуждающимся. Это произошло тогда, когда стала осознаваться невозможность со стороны княжеской власти единолично осуществлять христианское социальное реформирование, так как общество было неоднородным, и в нем существовало двоеверие. Противостояние веры языческой и христианской практически приводило к противостоянию уклада, что, в свою очередь, приводило к