Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия XX века наблюдалось активное развитие гендерной проблематики в различных областях гуманитарного знания. Пересматривались теоретические постулаты о соотношении женского и мужского «вклада» в социальное устройство, ценностная и мировоззренческая сторона вопроса. Практическая сторона данного явления и сегодня заключается в изменении гендерных поведенческих моделей и гендерного идеала в обществе. Координаты развития данного направления можно охарактеризовать переносом фокуса исследовательского интереса с идеологического аспекта гендерной проблематики (сексизм, дискриминация женщин и их борьба за свои права) – в сферу прикладных вопросов, в частности, изменения полоролевых требований к индивиду и вытекающим отсюда проблемам адекватности системы гендерной социализации.
Сегодня возникла противоречивая ситуация, когда неизбежно устаревшие полоролевые ограничения продолжают транслироваться такими агентами гендерной социализации, как дошкольные и общеобразовательные учреждения. Это, в конечном итоге, приводит к тому, что выпускники средней школы зачастую оказываются неподготовленными к взаимодействию в профессиональной и семейной сферах; транслируемые стереотипы диссонируют с требованиями общества, отсутствует ролевая определенность.
Важнейшим фактором гендерной социализации в рамках дошкольных учреждений является воспитание.
Актуальность исследования. В дошкольных учреждениях гендерные роли усваиваются, прежде всего, в процессе игры. При этом у девочек и мальчиков поощряются различные виды игровой активности, например, игры мальчиков более шумны, масштабны и соревновательны. Гендерные роли в дошкольных учреждениях также усваиваются с помощью игрушек, когда девочек склоняют к игре в куклы, а мальчиков – в машинки; а также с помощью постоянных разъяснений воспитателя, как должна себя вести «хорошая девочка», а как - «будущий мужчина».
Цель исследования: изучить гендерные особенности развития личности ребенка дошкольного возраста.
Объект исследования – дети дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс гендерного развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
2. Выявить классификацию семей и их влияние на личность дошкольника.
3. Проанализировать особенности полоролевой социализации детей дошкольного возраста.
4. Определить уровень гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить методический план работы по организации гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
Методологической основой исследования стали следующие положения: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин); концепция половой дифференциации (В.Е. Каган); теория полового воспитания детей (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган); идеи полоролевого воспитания детей дошкольного возраста (Т.А. Репина); теория когнитивного развития (Ф.А. Кац, Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Р. Селман).
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике воспитания детей в современных дошкольных образовательных организациях.
Методы исследования:
– теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, сравнение, обобщение, систематизация.
– эмпирические – анкетирование, беседа, наблюдение, диагностика.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.Теоретические основы формирования гендерной идентификации детей дошкольного возраста
1.1.Психолого-педагогические аспекты гендерного воспитания детей дошкольного возраста
В последние десятилетия XX века наблюдалось активное развитие гендерной проблематики в различных областях гуманитарного знания. Пересматривались теоретические постулаты о соотношении женского и мужского «вклада» в социальное устройство, ценностная и мировоззренческая сторона вопроса. Практическая сторона данного явления и сегодня заключается в изменении гендерных поведенческих моделей и гендерного идеала в обществе. Координаты развития данного направления можно охарактеризовать переносом фокуса исследовательского интереса с идеологического аспекта гендерной проблематики (сексизм, дискриминация женщин и их борьба за свои права) – в сферу прикладных вопросов, в частности, изменения полоролевых требований к индивиду и вытекающим отсюда проблемам адекватности системы гендерной социализации.
Сегодня возникла противоречивая ситуация, когда неизбежно устаревшие полоролевые ограничения продолжают транслироваться такими агентами гендерной социализации, как дошкольные и общеобразовательные учреждения. Это, в конечном итоге, приводит к тому, что выпускники средней школы зачастую оказываются неподготовленными к взаимодействию в профессиональной и семейной сферах; транслируемые стереотипы диссонируют с требованиями общества, отсутствует ролевая определенность.
Важнейшим фактором гендерной социализации в рамках дошкольных учреждений является воспитание.
В дошкольных учреждениях гендерные роли усваиваются, прежде всего, в процессе игры. При этом у девочек и мальчиков поощряются различные виды игровой активности, например, игры мальчиков более шумны, масштабны и соревновательны. Гендерные роли в дошкольных учреждениях также усваиваются с помощью игрушек, когда девочек склоняют к игре в куклы, а мальчиков – в машинки; а также с помощью постоянных разъяснений воспитателя, как должна себя вести «хорошая девочка», а как - «будущий мужчина».
Учет гендерного аспекта при организации детской деятельности в детском саду приобретает доминирующее значение потому, что участниками образовательного процесса являются мальчики и девочки – два противоположных пола, которые думают, играют, слушают и слышат по– разному, а, следовательно, для гармоничного развития каждого ребенка необходимо создавать соответствующие условия.
Гендерная социализация выступает способом усвоения индивидом маскулинных или феминных социальных ролей и позиционирования себя как мужчины или женщины. Кроме того, в процессе гендерной социализации у индивида вырабатывается определенная модель поведения, в соответствии с
его представлениями о приемлемых для мужчин и женщин ценностными образцами.
Гендерная социализация осуществляется рядом социальных институтов, которые способствуют формированию у индивидов определенных социальных характеристик, а также корректируют индивидуальные особенности человека в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. В патриархальном обществе представления о маскулинных и феминных эталонах и об отношениях полов, формирующиеся в процессе гендерной социализации, усваиваются индивидом на основе принудительной гендерной нормативности, во многом определяемой религией и традициями.
«Социализация, в рамках которой индивиды усваивают ценности, нормы, образцы поведения, свойственные исключительно мужчинам и женщинам как представителям полов, может быть обозначена как дифференциальная социализация»[36, c. 82].
В процессе дифференциальной социализации наблюдается доминирование в сознании индивидов гендерных стереотипных представлений, которые определяют маскулинное и феминное с позиции упрощения и патриархальной стандартизации.
В гендерных стереотипах в схематизированном, эмоционально окрашенном виде содержатся социально разделяемые представления об образах мужчин и женщин, которые обусловливают гендерную символическую демаркацию. В гендерных стереотипах воплощаются разнообразные характеристики полов: от представлений о поведенческих нормах и приемлемых для мужчин и женщин занятиях, до идеальных образов мужественности и женственности. В то же время все разнообразие характеристик определяется жесткой бинарной схемой, которая задает границы маскулинности и феминности как неких ролевых матриц. По словам С.В. Голубовой, Л.Ф. Емельяновой, «мужественность характеризуют: логичность, склонность к обобщению, интерес к абстрактному,
рациональность, практичность, решительность, воинственность, постоянство, властность, импульсивность. Женственности присущи следующие признаки: интуитивность, склонность к анализу, интерес к конкретному, чувственность, сентиментальность, осторожность, сострадательность, изменчивость, послушание, тщательность» [14, с. 59]. Выбор той или иной гендерной альтернативы является выбором особого образа жизни, свойственного представителям определенного пола, особых качеств, характеризующих исключительно мужчин или женщин.
В современных эгалитарных обществах (Германия, Дания, Швеция, Франция и др.) дифференциальная социализация теряет свою значимость. В европейских странах взят курс на поддержание равенства полов, ослабление патриархальных предрассудков, создаются условия для всестороннего развития и самореализации представительниц женского пола.
В гендерно эгалитарном обществе представления о маскулинности и феминности все больше приобретают конвенциональный характер. Конвенциональные соглашения, которые характеризуются в первую очередь добровольностью, позволяют установить социальное согласие индивидов в отношении гендерных характеристик.
«Процесс взаимодополнения, взаимообогащения, андрогинизации, но без насилия и упрощения гендерных особенностей полов позволит сделать гендерные отношениям более гармоничными и установить гендерное партнерство в обществе» [15, c. 92].
Исследование проблем гендерной социализации ребенка в дошкольном возрасте возникли не сегодня. Если обратиться к истории, увидим, что еще французские просветители XVII века и их русские последователи придавали большое значение обстоятельствам, в которых индивид живет и воспитывается. Истоки научного исследования по решению проблем социализации мы находим в работах зарубежных ученых (Т. Гоббса, Дж. Дьюи, Т. Парсонса, Г. Тарда, 3. Фрейда). Однако проблемы гендерной социализации детей дошкольного возраста были еще не полностью изучены.
В современном обществе уже давно нет табу на тему психополового развития ребенка.
Итак, «гендерная социализация - процесс усвоения человеком социально-половой (гендерной) роли, предназначенной для нее обществом с рождения. Первым естественным фактором социализации для ребенка выступает семья, которая на протяжении всей жизни является той микросредой, на фоне которой происходит личностный рост человека» [15, с. 39]. Родители самые близкие и родные для него люди. С помощью родителей маленький ребенок удовлетворяет потребности в психологической защищенности, эмоциональном общении. «С первых дней существования ребенка окружают родные люди, которые привлекают ее к различным видам социального взаимодействия. Первый опыт социального общения приобретается малышом еще до того, как он начинает разговаривать. Осваивая определенные знания, учась понимать свои побуждения, ребенок постепенно переходит на высший уровень развития, уровень формулировки желаний и стремлений удовлетворить эти потребности в деятельности» [14, с. 59].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воронцов Д. В. «Гендер» в социальной психологии [Текст] // Вестник Омского государственного университета, 2012. – № 8. – С.54-62.
2. Араканцева, Т. А. Гендерная социализация ребенка в семье [Текст] : учебное пособие / Т. А. Араканцева. - М. : НОУ ВПО МПСИ, 2013. – 137 с.
3. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст] // Отв. ред. А. М. Шахнарович.
4. Ахлюстина Е.В. СЕМЬЯ «ГРУППЫ РИСКА» КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 20.04.2020)
5. Беляев, А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития [Текст] / А. В. Беляев // Педагогика. – 2013. – № 2. – С.67-73.
6. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактатпосоциологиизнания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. – М. : Академия, 2015. – 323 с.
7. Болданова, Н. А. Гендерная социализация дошкольников в процессе работы с родителями [Текст] / Н. А. Болданова // Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. – М. : АР- Консалт, 2014. – 18-21 с.
8. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 284 с.
9. Воронцов, Д. В. Современные подходы к определению понятия
10. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Аспект-Пресс, 2013. – 295 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Книга по Требованию, 2014. – 504 с.
12. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы [Текст] // Пер. с англ. Л. Н. Волков. – М. : Издательство «Весь мир», 2014. – 456 с.
13. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н. Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2014. – 272 с.
14. Голубова, С. В. Гендерная социализация дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Международной научной конференции [Текст] / С. В. Голубова. – Пермь : Меркурий, 2014. – 58 – 60 с.
15. Градусова, Л. В. Диагностический материал по теме «гендерная социализация дошкольников» // Диагностические методики по проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников [Текст] / Л. В. Градусова. – М. : Флинта, 2015. – 33-44 с.
16. Грицай А.Г., статья «Семья группы риска в структуре типологии неблагополучных семей» журнал «Вестник Адыгейского государственного университета. Выпуск № 3/2009. Библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii... (дата обращения 26.04.2020)
17. Деркунская, В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет [Текст] / В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова // Дошкольная педагогика.
18. Доронова, Т. Н. Как воспитывать девочек и мальчиков 3 - 4 лет [Текст] / Т. Н. Доронова. – М. : Изд. центр «Школьная книга», 2014. – 64 с.
19. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М., 2003. -42c.
20. Елизаров А. Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска //Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества" 13 - 15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2004. - С. 114 – 115
21. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Нейропедагогика учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В. Д. Еремеева. – Самара : Учеб. лит.; Изд. дом «Федоров», 2014. - 206 с.
22. Жукова, Р. Развитие речи. Вторая младшая группа [Текст] / Р. Жукова. – М. : Корифей, 2014. – 80 с.
23. Залкинд, А. Б. Педология: Утопия и реальность [Текст] / А. Б. Залкинд. – М. : Аграф, 2013. – 464 с.
24. Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А. И. Захаров. – М. : Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2015. –448 с.
25. Иванова, Н. Л. Социальная идентичность. Теория и практика [Текст] / Н. Л. Иванова. – СПб. : СГУ, 2015. – 456 с.
26. Иванова, Н. П. Социализация детей в современных условиях [Текст] / Н. Л. Иванова // Социальная педагогика. – 2014. – № 3. – С.109-117.
27. Информационный бюллетень учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по Ленинскому району. Магнитогорск, 2011.- 58с.
28. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей: Медико- психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев. – СПб. : Медицина, 2013. – 160 с.
29. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология. Физиологические особенности детей и подростков / Ю.И. Савченков. - М.: Владос, 2014. - 735 c.