Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная некомпетентность является значительным недостатком в любой профессии,
поскольку она является причиной претензий и нареканий.
Компетентность – мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социальнопрофессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых
проблем.
Специалисты считают, что научить самого себя гораздо сложнее, чем кого-то, поэтому для
самообразования должен быть методическое сопровождение. Он должен быть многоуровневый
и обязательно – постепенный.
На подготовительном этапе большую роль играет готовность к постоянному росту, к творчеству. И
хотя, к сожалению, руководитель вынужден отдавать значительную часть времени семье,
ведению домашнего хозяйства, и другому, положительная оценка деятельности обязательно
приведет к осознанию необходимости постоянного самообразования.
Психологи доказывают, что каждая личность нуждается достижений, более того, устремления к
успеху – процесс управляемый, а к самосовершенствованию – природный, данный нам от
рождения. Стимулирование деятельности творческого преподавателя является одной из функций
администрации учебного заведения.
Карьера руководителя как объект планирования и управления существенно влияет на
стабильность кадров, социализацию новых работников, мотивацию к овладению новыми
профессиями и повышения квалификации.
Планирование карьеры руководителя может быть общим и конкретным. В общем случае
избираются несколько возможных направлений служебного роста одного специалиста или
группы, а в конкретном - разрабатывается четкий график замещения должностей и,
соответственно, обучения. Обычно работник сам определяет собственные профессиональные
интересы и методы их реализации, то есть должность, которую он хотел бы занять. Отдел
управления персоналом знакомит его с основными требованиями к претенденту на эту
должность.
Объект исследования: руководитель как субъект управления.
Предмет исследования: профессионализм руководителя.
Цель работы: изучить роль руководителя в управлении.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать руководителя – как центральную фигуру системы управления персоналом;
4
- изучить профессиональную компетентность руководителя;
- выявить пути повышения квалификации руководителя;
- изучить проблему профессиональной деятельности руководителя в научно-педагогическом
исследовании;
- выявить особенности формирования личности руководителя.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя совокупность научных
принципов и подходов, таких как системный, комплексный, сравнительно-исторический,
проблемный, социокультурный и другие. Системный подход позволяет выявить наиболее
значимые элементы и проявления формальных и неформальных отношений в менеджменте, их
взаимозависимость и взаимообусловленность.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Список использованной литературы содержит 28 источников.
Объем курсовой работы: 27 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Профессиональная компетентность руководителя
Социально-экономическое развитие России в условиях глобализации определяет необходимость
подготовки руководителей нового формата. Основными требованиями в этом процессе является
обеспечение условий для
самореализации творческого потенциала личности, связь фундаментальных
теоретических знаний с высокопрофессиональными навыками и умениями,
направленными на интеллектуализацию труда.
Необходимо готовить управленческий персонал к среде, где обязанности постоянно меняются,
информация поступает через множество каналов, а эффективность деятельности зависит от
умения решать проблемы .
Важной составляющей, которая влияет на потенциал руководителя, является его компетентность.
Компетентность включает следующие составляющие: общие, коммуникативные.
Пути формирования профессиональной компетентности будущего руководителя. Одной из
главных является общая компетентность,
связана с уровнем образования сотрудника, знаниями в сфере менеджмента,
5
экономики, финансов, маркетинга, психологии. Компетентность работников
относится к группе качественных показателей.
Под профессиональной компетентностью руководителя мы понимаем личностные возможности,
которые позволяют самостоятельно и эффективно реализовывать цели управленческого процесса
.
В обеспечении профессионализма большая роль принадлежит системе
профессионального образования. В последнее время среди молодежи существенно возрос
интерес к высшему, в том числе к менеджмент-образованию. Анализ специальной литературы
дает основание
утверждать, что формирование руководителя возможно лишь на основе специальной поэтапной
профессиональной подготовки, на основе сочетания научно-теоретических достижений науки,
организационно-технологических разработок, опыта ведущих школ менеджмента,
обеспечивающих высокий уровень подготовки высоко квалифицированных специалистов.
Залогом качественной профессиональной подготовки руководителя-профессионала является
оптимально организованный учебный процесс в высшем учебном заведении, постоянное
совершенствование бизнес-образования .
Последняя развивается под влиянием новых требований работодателей, государства, общества,
ведь сейчас руководитель должен формировать эффективные межличностные отношения,
творчески подходить к решению проблем, достигать поставленных целей и результатов.
Подготовка конкурентоспособного руководителя в условиях новой экономики, то есть экономики
знаний, требует в процессе обучения использовать современные технологии, обеспечивать
органичное сочетание теории и практики. Другими словами, формирование эффективного
механизма подготовки конкурентоспособного руководителя должно основываться на синтезе
знаний, умений и навыков; усвоении студентом теоретических знаний и методического
инструментария.
Несмотря на то, что образовательный уровень руководителей высокий (около 90% из них имеют
высшее образование, а значительная часть имеет еще и научную степень), проблема улучшения
качества их подготовки продолжает оставаться острой.
Поэтому в подготовке человеческих ресурсов приоритет должен предоставляться
профессиональным знаниям. Профессионализм предполагает и карьерный рост. Успешность в
индивидуальной карьере становится синонимом успешной профессии.
Ныне, руководитель должен формировать эффективные межличностные отношения, творчески
подходить к решению проблем, достигать поставленной цели и результатов.
Руководитель должен мыслить перспективно. Управленцы могут демонстрировать замечательные
результаты и в то же время погубить всю компанию, если их работа не ориентирована на
будущее. Каждая компания должна получать прибыль как можно дольше.
Однако если думать только о прибыли, то можно не увидеть возможностей, которые открываются
впереди.
6
Мышление руководителя постоянно должно тренироваться на масштабность.
Систематическая работа над углублением образованности и опыта оказывают работнику в
соответствии с требованиями времени специальных знаний, умений и навыков.
Во время подготовки специалистов по менеджменту стоит учитывать структуру факторов, которые
влияют на их профессиональное развитие.
Существенное значение среди событий, которые повлияли на формирование опыта управление и
профессиональное развитие руководителей, имеют те, которые связаны с рабочими задачами
(около 50%), в частности такие: организация нового производства, вывода бизнеса из кризиса,
реализация инновационного проекта, выполнения нового задания, переход на должность с
большим масштабом управленческой деятельности, работа, связанная с выполнением
управленческих и контрольных функций, приобретения опыта.
Неудачи составляют 24%, взаимодействия с руководителями – 15% .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. – Челябинск:
Юж.-Урал. изд-во, 2014. – 173 с.
2. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И.
Михайлов. – СПб., 2012. – 416 с.
3. Боровский, Э.В. Формирование и развитие управления в Российском государстве: учебник
для вузов / Э.В. Боровский, С.А. Иванов, И.Н. Макашов, Н.В. Овчинникова, Ю.А. Синельников. – М.,
2011. – 240 с.
4. Браже, Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя / Т.Г. Браже // Сов. Педагогика. –
2016. – № 8. – С. 89-94
5. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник.-2 изд-е перераб.и доп. / В.Р. Веснин. – М.:ТК Велби,
2013. – 504 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.:Экономист, 2011. – 345 с.
7. Гвишиани, Д.М. Организация и управление. 3-е изд., доп. / Д.М. Гвишиани. – М., 2011. –
684 с.
8. Граждан, В.Д. Теория управления: учебник для вузов / В.Д. Граждан. – М.: Гардарики,
2013. – 416 с.
9. Десслер, Г. Управление персоналом / Г.Десслер. – М.: БИНОМ; 2013. – 316 с.
10. Кибанов, А.Я. Стратегическое управление персоналом / А.Я.Кибанов, Л.В.Ивановская. – М.:
ИНФРА-М, 2011. – 183 с.
7
11. Кокоткина, О. Как организовать работу по самообразованию / О.Кокоткина // Дошкольное
воспитание. – 2017. – № 8. – С.11-15
12. Коротков, Э.М. Концепция менеджмента: учебник для вузов / Э.М. Коротков. – М.: ДеКа,
2012. – 303 с.
13. Корнеева, Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции в профессиональном
образовании / Л.Н. Корнеева. – М.: Владос, 2010. – 296 с.
14. Кравченко, А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. – М., 2012. – 560 с.
15. Кричевский, Р.Л. Если Вы – руководитель / Р.Л.Кричевский. – М., 2014. – 183 с.
16. Кузнецова, Г.В. Оформление приема на работу / Г.В.Кузнецова // Трудовое право. – 2011. –
№ 3. – С. 15-23
17. Мэйтланд, Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе / Я.Мэйтланд. –
М.: ЮНИТИ; 2009. – 218 с.
18. Овчинникова, Н.В. Менеджмент организации / Н.В. Овчинникова, Г.А. Шишкова. – М., РГГУ,
2009. – 148 с.
19. Пирогов, А.В. Моделирование в образовании. / А.В. Пирогов // Инновации в образовании.
– 2014. – № 5. – С. 36-40
20. Румянцева, З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник для вузов /
З.П. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 304 с.
21. Рыкунов, В.И. Основы управления / В.И. Рыкунов. – М.: Изограф, 2009. – 112 с.
22. Сартан, Г.Н., Новые технологии управления персоналом / Г.Н.Сартан, А.Ю.Смирнов,
В.В.Гудимов, Н.Ф.Подхватилин, М.Р. Алешунас. – СПб.: Речь, 2013. – 240 с.
23. Степаненко, Н.В. Особенности становления профессионально значимых качеств будущих
менеджеров / Н.В. Степаненко // Вестник КИБИТ. – 2014. – №2 – С. 12-14.
24. Уколов, В.Ф. Теория управления: учебник для вузов / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К.
Быстряков. – М., 2013. – 352 с.
25. Фрумкин, А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной
деятельности / А.А.Фрумкин. – СПб: Речь, 2014. – 210 с.
26. Челнокова, Т.Е. Основы трудового права России: Учебное пособие / Т.Е.Челнокова. – М.:
ВАВТ; 2011. – 316 с.
27. Шеломов, Б.А. Заключение трудового договора по ТК России / Б.А.Шеловомов //
Справочник по управлению персоналом. – 2009. – № 4. – С. 12-25.
28. Якубенко, А. Подготовка кадров в развитых странах / А. Якубенко // Справочник кадровика.
– 2014. – № 2 (20).– С. 49–51.