Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы воспитания дисциплины и дисциплинированности дисциплины обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что любое общество, особенно находящееся в ситуации существенных перемен, заинтересовано в соблюдении норм и правил поведения, способов регулирования отношений, благодаря которым обеспечивается общественная и личностная определенность, внутренняя регуляция и индивидуальная активность. Во-вторых, тем, что дисциплина – одно из основных требований современного этапа развития российского общества к человеку, специалисту в условиях роста технической оснащенности быта, промышленности, умножения технологических процессов, взаимодействия человека и машины. В- третьих, тем, что осознание дисциплинарных моментов, обретение опыта сознательного их использования в жизни является важным элементом процесса профессионального самоопределения учащихся младших классов к условиям социализации детей, определяет успешность их дальнейшего роста и развития и карьеры.
Вопросы воспитания дисциплинированной личности рассматривались в работах многих исследователей: В.Е. Гмурмана, В.А. Крутецкого, Б.Т. Лихачева, Н.О. Лукина, А.С. Макаренко, Э.И. Моносзона, Л.Е. Раскина. Различные точки зрения на вопросы начального образования нашли отражение в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых: Ш. Амонашвили, И.Ю. Кулагиной, М.В. Ломоносова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля. В работах ученых дана характеристика сущности и путей воспитания дисциплины у разных возрастных категорий детей, раскрыты опыт и уроки, которые были извлечены из деятельности начальной школы, дано описание воспитания и обучения в них, в работах ученых сосредоточено внимание на отдельные средства, приемы, методы решении задач воспитательно-образовательного характера. В то же время в рамках анализа системы воспитательной работы с младшими школьниками на современном этапе развития начального образования вопросам воспитания дисциплинированности не уделялось достаточного внимания. Проведенный нами анализ деятельности педагогов на начальной ступени школьного образования указывает на проблемное поле воспитания дисциплинированности у детей младшего школьного возраста и раскрывается в виде противоречий:
между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются педагогами к уровню дисциплинированности детей младшего школьного возраста младшего школьника и отсутствием критериев и уровней дисциплинированности младших школьников;
объективной необходимостью воспитания дисциплинированности у младших школьников и отсутствием методики воспитания данного качества у младших школьников.
Указанные противоречия определили проблему исследования: как обеспечить эффективность процесса воспитания дисциплинированности у детей младшего школьного возраса?
Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс начальной школы.
Предмет исследования – особенности воспитания воспитания дисциплинированности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – выявление особенностей воспитания дисциплинированности у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть сущность понятия «воспитание дисциплинированности».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Выявить формы и методы воспитания дисциплинированности в младшем школьном возрасте.
4. Исследовать уровень дисциплинированности младших школьников.
5. Разработать систему мероприятий по воспитанию дисциплинированности детей младшего школьного возраста.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ) и эмпирические (включенное наблюдение, тестирование, анализ собственного и обобщение педагогического опыта, экспериментальная работа). Для обработки полученных данных применялись статистические (ранжирование) и математические методы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
исследования в области воспитания дисциплинированности у детей младшего школьного возраста общепедагогическом аспекте (В. Е. Гмурман, Т. Д. Лейченком, Н. С. Лукин, И. С. Марьенко, Г. И. Щукина) и психологическом аспекте (Б.А. Бенедиктов, В. А. Крутецкий, JI.В. Рувинский, и др.).
идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса (Е. В. Бондаревская, Е. О. Галицких, В.В.Сериков, В. А. Сластенин и др.);
психологические и педагогические исследования особенностей младшего школьного возраста (Г.С. Абрамова, Л. И. Божович Л. С. Выготский, К. М. Гуревич, Г. А. Цукерман, Д. Б.Эльконин и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе классных руководителей.
1 Сущность понятия «воспитание дисциплинированности»
Основной задачей системы образования должно быть воспитание дисциплинированности как качества личности, которое способствует добровольному и сознательному принятию норм. Таким образом, центральная тенденция эволюции дисциплинированности проявляется в возникновении внутреннего механизма контроля.
Сущностной характеристикой понятия «дисциплинированность» является его гуманистическая направленность. Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.
С точки зрения гуманистического направления, которое стало общепризнанным в современной педагогике, гуманистический идеал - всестороннее развитие личности – осуществим лишь в условиях свободы.
Свобода личности – это результат ее духовного и социального развития. Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, – по мнению Ф.Энгельса, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей [38]. Из этого общефилософского определения свободы вытекает и понимание свободы нравственной.
Наиболее значимыми для нашего исследования являются труды Н. К.Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др., которые считают, что проблема свободы и дисциплины решается наиболее эффективно в коллективе, в процессе разнообразной общественно полезной деятельности.
Мы согласны с мнением А. С. Макаренко, что лишь в коллективе отдельная личность будет и наиболее дисциплинированна и наиболее свободна [25].
В то же время, как указывают К.А. Нефедова, Т.Н. Шамова, Г.И. Щукина, дисциплина не отождествима полностью со свободой [34]. Она лишь та ее часть, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, самодеятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы других, интересы свободного развития всех.
В нашем исследовании мы разводим понятия «дисциплина» и «дисциплинированность», так как первое - это конкретное выражение общественных отношений, средство, при помощи которого достигается единство действий внутри какой-либо общности людей, а второе - это определенная черта личности, нравственное качество, которое предполагает сознательное выполнение человеком установленных обществом правил, норм поведения [13].
На основании анализа современной педагогической практики мы можем утверждать, что задачей дисциплины заключается не в развитии исполнительности и послушания, а в развитии способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий. Исходя из этого, под дисциплинированностью младшего школьника мы понимаем интегративное качество личности, которое проявляется в поступках и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения [13].
Анализ научной литературы показал, что процесс воспитания дисциплинированности младших школьников может быть полноценно описан при опоре на методологию личностного-деяельностного подхода. Сторонники данного подхода (И. 3. Гликман, А. И. Кочетов, Б. Т. Лихачев, Г. Н. Филонов) убеждены в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит от целенаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом [11]. Необходимость использования термина «воспитание» в нашем исследовании определяется тем, что оно понимается учеными как самая широкая характеристика всех преобразований личности ребенка под влиянием воспитателя (педагога, родителя).
Воспитательное воздействие должно «разбудить» духовные ресурсы школьников, организовать их, оформить и обеспечить устойчивые механизмы регуляции поведения и деятельности воспитанников. Технологически процесс воспитания дисциплинированности на основе личностно-деятельностного подхода организуется следующим образом: «показать образец» - «объяснить» - «упражнять».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абасов, 3. Формирование самоконтроля как условие становления ученика субъектом учебной деятельности / 3. Абасов // Наука и школа. - 2012. №2. - С. 25-27.
2. Абузярова, С. И. Развитие ребенка в условиях личностно- ориентированного педагогического процесса (аспект самоактуализации): метод, пособие / С. И. Абузярова. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. - 124 с.
3. Акляринский, Б. С. Беседы о самовоспитании / Б. С. Акляринский. М.: Просвещение, 1973. - 112 с.
4. Амонашвили, Ш. А. Психологические основы педагогического сотрудничества: кн. для учителя / Ш. А. Амонашвили. К.: Освита, 1991. — 111с.
5. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Избранные психологические труды В 2 т./ Б.Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - С. 103-128.
6. Архангельский, JI. М. Комплексный подход к теории и практике нравственного воспитания / JI. М. Архангельский // Философские науки. — 1980.-№1,- С. 19.
7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах) /Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. К.: Рад. шк., 1982.
8. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с. - (Профессионализм педагога).
9. Газман, О. С. Новые ценности образования: содержания гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. М., 1995. -103 с.
10. Гербарт, И.Г. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / И. Г. Гербарт. М., 1940. - Т.1.- 159 с.
11. Гмурман, В. Е. Дисциплина в школе./ В. Е. Гмурман. М.: Учпедгиз. - 1958. - 164 с.
12. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2013. - 440 c.
13. Елькина Н.А. Модель формирования дисциплинированности учеников в учебно-воспитательном процессе : диссертация канд.пед.наук: 13.00.01: защищена 2009 / Елькина Наталья Александровна. – Киров, 2009. – 149 с.
14. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник /Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 448 с.
15. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В.Зеньковский. М.: Academia, 1996.-347 с.
16. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования //Избр. пед. соч. М., 1982.-704 с.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.
18. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.
19. Коротов В.М. Методы убеждения. Методы педагогического стимулирования // Кн. Введение в педагогику. М., 1999.
20. Караковский В.А, Концептуальные основы теории воспитательных систем / В.А. Караковский, Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. М.: Просвещение, 2012. С.47-58..
21. Крутецкий, В. А. К вопросу о привычных формах поведения и их особенностях.// Вопросы психологии нравственного развития школьников. -М.: Просвещение, 1962. С.47-58.
22. Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: (Теорет.-ист. Анализ воспитат. Ценностей в России в XIX и XX вв.). /Б. Т. Лихачев. Самар. Ин-т упр., Рос. акад. образования, Поволж. фил. Ин-та развития личности, 1987. - 78 с.
23. Лусканова, Н. Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов Текст. / Н. Г. Лусканова // Школьный психолог. 2001. №9. С. 8-9.
24. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя Текст./ А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1977. 244 с.
25. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988.-256 с.
26. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
27. Моносзон, Э. И., Дисциплина / Э. И. Моносзон, Л. И. Новикова // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 1964.
28. Мудрик, А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе Текст./ А. В. Мудрик. М.: Знание, 1983. - 96 с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М., 2000.-98 с.
30. Педагогическая энциклопедия / под ред. И. А. Каирова и Ф. Н. Петрова. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 столбцов.
31. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
32. Подласый, И.П. Педагогика. В 2-х т. Т. 1. Теоретическая педагогика: Учебник для бакалавров / И.П. Подласый. - М.: Юрайт, 2013. - 777 c.
33. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: гуманит. Изд. «Владос», 2000. - 256 с.
34. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А.Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс,1998. - 512 с.
35. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника / В. А.Сухомлинский. М.: Учпедгиз, 1961.-233 с.
36. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: в 6 т. М., 1987. - Т. 1. - С. 194 - 256.
37. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возраста и педагогической психологии / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-368 с.
38. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.- С. 764-765.
39. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов : кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я.Каплунович. — М.: Просвещение, 1988. 207 с.
40. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф.Харламов. — Мн., 2003.-412 с.
41. Хухлаева, О. В. Лесенка радости. / О. В. Хухлаева. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 80 с.