Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования ассортимента и качества молочных товаров 5
1.1 Состояние Российского рынка молочных товаров5
1.2 Общая классификация ассортимента молочных товаров 8
Глава 2 Маркетинговое исследование продукта «Молоко Простоквашино» 10
2.1 Характеристика объекта исследования 10
2.2 Результаты исследования поведения потребителей продукта «Молоко Простоквашино»
11
3. Разработка рекомендаций по привлечению потребителей 16
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 21
Приложение 1 23
Приложение 2 25
Приложение 3 28
Приложение 4 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования выражается в условиях экономики рыночного типа важнейшая роль
отводится потребителям, не только формирующим спрос на продукцию, но и обуславливающим
саму потребность в воспроизводственном процессе.
Целью курсовой работы является маркетинговое исследование продукта «молоко
Простоквашино».
Для достижения данной цели в рамках исследования необходимо решить следующие задачи:
изучить особенности поведения потребителей;
проанализировать влияние внешних и внутренних факторов на поведение потребителя;
проанализировать влияние маркетинговых инструментов на поведение потребителей
составить портрет потребителя;
определить потребности потребителя при выборе молочной продукции;
разработать маркетинговые рекомендации по продвижению продукции.
Объект – потребитель молочной продукции.
Предмет - поведение потребителей.
Методологической основой исследования послужили классические общенаучные методы
исследования как теоретические, основанные на анализе, синтезе, формализации материалов по
изучаемому предмету, так и экспериментальные, основанные на выявлении сходств и различий в
изучаемых подходах.
В качестве теоретической, методической и информационной основы исследования
использовались работы российских и зарубежных ученых Дэй, Дж.С., Альтшулер И.Г., Дашков
Л.П., Жукова Т.Н., Ганаева, Е.А., Котляров И.Д. и др. связанные с изучением теории и практики,
анализируемых в работе вопросов, публикации в периодических изданиях, таких, как журналы,
газеты, статистические сборники, опросы покупателей в продуктовых магазинах,
распорядительные документы предприятия, электронные ресурсы. Структура работы: введение,
три главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические аспекты формирования ассортимента и качества молочных товаров
1.1 Состояние Российского рынка молочных товаров
В структуре товаров повседневного спроса, молочка занимает 22-е место. Это наиболее крупный
сегмент рынка упакованных продуктов питания. В общей структуре выпуска продуктов питания
молоко и молочные товары ежегодно теряют свою долю рынка .
Молоко и его производные признаются наиболее полезными продуктами питания.
Сбалансированный рацион и здоровый образ жизни не могут состояться без употребления
молочной продукции. Тем не менее, несмотря на общемировую тенденцию ЗОЖ в России
наблюдается замедление развития рынка.
Рисунок 1 – Темп роста валовых надоев молока в 1990-2018 гг.
Производители сейчас оказались в ситуации, когда ощущается серьезная нехватка сырьевой базы.
Имеющихся надоев не хватает для обеспечения потребностей внутреннего рынка в молоке и
молочной продукции. В перспективе ближайших лет ситуация вряд ли улучшится, а дефицит будет
только наращиваться.
Молочный рынок подвержен влиянию как внутренних, так и внешних факторов. Начиная с 2014
года, действует запрет на ввоз в Российскую Федерацию агропродукции из стран ЕС, США,
Норвегии, Канады и Австралии. Первоначально срок действия Постановления определялся 12
месяцами. По факту Положение пролонгируется ежегодно и действует по сей день. Запрет стал
побудителем спроса на российское молоко, сыры и сливочное масло .
Рисунок 2 – Структура рынка молока и молочной продукции в 2018 году, %
Второе место принадлежит твердым и мягким натуральным сырам, а также сырным продуктам. В
группу масложировая продукция включены сливочное и топленое масло, масляные пасты. Их
доля на рынке 1,9%
Российская молочная продукция представлена на мировом рынке в малых количествах — это 2%
от общего объема производства в стране. Экспорт осуществляется в державы СНГ. ТОП стран
потребителей выглядит следующим образом:
1. Казахстан — 44%;
2. Украина — 15%;
3. Белоруссия — 10%;
4. Узбекистан — 6%;
5. Таджикистан — 5%;
6. Другие государства — 20%.
В молочной промышленности наблюдается ежегодное увеличение себестоимости сырья. Это
связано с увеличением затрат на выращивание КРС, в первую очередь зависящее от кормовой
базы. В результате по цепочке происходит удорожание конечного продукта. За 2018 год цена
одного литра молоко поднялась на 4,6%. Динамику роста цен у производителей можно увидеть на
рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика цен производителей за 2007-2018 гг., руб./тонна
Не допустить более масштабного увеличения стоимости помогает особое Соглашение. Оно было
заключено между производителями и переработчиками молочного сырья. Механизм
формирования цен заключается в стабильных и по возможности равномерных поставках молока в
течение года. Соглашение об общих принципах сотрудничества помогает сформировать
минимальную закупочную цену сырья .
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р 52090-2003. Молоко питьевое и напиток молочный. Технические условия. – М.: ИПК
Издательство стандартов, 2019. – 8 с.
2. Голубева, Л.В. Современные технологии оборудования для производства молока / Л.В.
Голубечав, А.Н. Пономарев – М: ДеЛи принт, 2017. – 293 с.
3. Коник Н. В. Товароведение, экспертиза и сертификация молока и молочных продуктов:
учебное пособие / Н.В. Коник, Е.А. Павлова, И.С. Киселева. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2019. - 236 с.
4. Крусь, Т.Н. Технология молока и молочных продуктов / Т.Н. Крусь, А.Г. Храмцов, З.В.
Волокитина. – М.: КолоС, 2008. - 455 с.
5. Кунижев С.М. Новые технологии в производстве молочных продуктов. – М.: Академия,
2014 – 127 с.
6. Мяленко, Д.М. Влияние физических воздействий на микробиологические показатели
поверхности модифицированных упаковочных материалов / Д.М. Мяленко, О.Б. Федотова //
Молочная промышленность, 2015. - №1. – С.19-20.
7. Мурашов, И.Д. Влияние ультраструнной и лазерной обработки на обсемененность молокасырья / И.Д. Мурашов, В.И. Ганина, В.В. Морозова // Молочная промышленность, 2019. - №4. –
С.16-18.
8. Памбухчиянц О. В. Организация торговли / О. В. Памбухчиянц. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2018. – 294 с.
9. Рогожин В. В. Биохимия молока и мяса / В. В. Рогожин. – СПб.: ГИОРД, 2019. – 456 с.
10. Рыбалова Т.И. Главный итог 2019 года – кризисное сокращение потребления // Молочная
промышленность, 2019. - №3. – С. 4-9. 1
11. Серегин И. Г. Производственный ветеринарно-санитарный контроль молока и молочных
продуктов / И.Г. Серегин, Н.И. Дунченко, Л.П. Михалева. – М.: ДеЛи принт, 2019. – 403 с.
12. Степанова Л.И. Справочник технолога молочного производства. Технология и рецептуры.
Т.1. Цельномолочные продукты. – СПб: ГИОРД, 2019. – 384 с.
13. Твердохлеб, Г.В. Технология молока и молочных продуктов / Г.В. Твердохлеб, Г.Ю.
Сажинов, Р.И. Раманаускас. – М.: ДеЛи принт, 2016. – 616 с.
14. Чебакова Г.В. Товароведение, технология и экспертиза пищевых продуктов животного
происхождения: Учебное пособие / Г.В. Чебакова, И.А. Данилова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 304
с.
15. Шевченко, В.В. Измерительные методы контроля показателей качества и безопасности
продуктов питания. Т.2. Продукты животного происхождения / В.В. Шевченко, А.А. Вытовтов, Л.П.
Нилова и др. - Спб.: Троицкий мост, 2019. – 198 с.
16. Шидловская В.П. Органолептические свойства молока и молочных продуктов / В.П.
Шидловская – М.: КолоС, 2014. – 340 с.
17. Щербаков А. Обзор российского рынка молочной продукции. Исследование
информационного агентства «Крединформ» / А. Щербаков // Российский продовольственный
рынок, 2016. - №3.
18. Экспертиза молока и молочных продуктов. Качество и безопасность: учеб.- справ.пособие
/ Н.И. Дунченко, А.Г. Храмцов, Н.А. Макеева и др.; под общ. ред. В.М. Поздняковского. –
Новосибирск: Сиб. унив.изд-во, 2017. – 477 с.
19. Юрова Е.А. Контроль молочного сырья: современные требования, принципы и подходы /
Е.А. Юрова // Молочная промышленность, 2015. - №4. – С.11-12.