Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения. В
настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер
его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации. В соответствии с ними
должен установиться приоритет гражданина над государством, когда самореализация
каждого члена общества может обеспечить последовательное повышение жизненного
уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом
сообществе. Объектом и субъектом такой политики является молодежь и молодая семья.
Молодые семьи выделяются в особую категорию населения, наиболее легко
реагирующую на различные общественные социально-экономические изменения. Такие
особенности молодых семей как их формирование, структура, состав, тип семейного
уклада отражают общественные изменения, происходящие на сегодняшний день.
Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и
государства, в создании условий для реализации важных функций: обеспечивать
воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства, быть
эмоционально и психологически устойчивой, разрешать все семейные конфликты своими
силами, не прибегая к помощи социальных служб, способствовать материальному и
моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи,
создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.
Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем,
таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование
рождения ребенка и его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи.
Достаточно сложно строит семья свои отношения с обществом. Необходимо обеспечить
3
семью полноценной информацией о правах и возможностях получения различной помощи
со стороны государственных и общественных структур.
Поддержка современной молодой семьи – проблема многоаспектная. В настоящее время
поддержка современной молодой семьи приобретает особую значимость и требует
профессионального подхода.
В настоящее время учеными было проведено достаточное количество исследований, в
которых они изучали различные аспекты работы с семьей. Так, например, Ю. А. Алешина,
И. С. Даниленко, А. Ф. Евченко, В. И. Зацепин, А. А. Клецин, И. И. Савинов и др. описали
процесс становления и укрепления семьи, Н. Т. Молчанов, Н. И. Стрекалова, И. В.
Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др. занимались исследованием
воспитательной деятельности и психологического климата в семье, А. К. Агишева, Э. К.
Васильева, Б. З. Вульфов, В. Н. Дружинин, Ю. С. Моздонова, и др. занимались
разработкой психолого – педагогической помощи семье.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время очень важно
выявить социальные проблемы молодой семьи, для их наиболее результативного решения.
Цель исследования: изучить вопросы технологии решения социальных проблем молодых
семей.
Объект исследования – молодая семья как особая социальная категория.
Предмет исследования – технологии социальной работы с молодой семьей.
1 Молодая семья как особая категория семей
1.1 Понятие и характеристика молодой семьи
А.И. Антонов предлагает понятие «семья», согласно которому семья представляется как
общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, которые связаны
узами супружества - родительства - родства, тем самым осуществляют воспроизводство
населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и
поддержание существования членов семьи» .
В нормативно-правовой базе законодательства РФ представлено иное определение
понятию «молодая семья». Согласно распоряжению правительства РФ «Основы
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»,
«молодая семья - это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения
детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов
не достиг 30-летнего возраста» .
Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака, в которой оба
супруга не достигли тридцати лет .
По мнению Е. М. Зуйковой, молодая семья является одной из самых незащищенных групп
населения. Это объясняется недостаточной сформированностью представлений о семье и
браке среди молодых людей в возрасте до 30 лет, а также недостаточной
информированностью об этом вопросе. По данным исследований, проведенных автором,
для 25 процентов опрошенных молодых людей приемлемой является такая форма брачносемейных отношений, как незарегистрированный брак, при этом свободная сексуальная
жизнь является недопустимой. На первое место среди жизненных ценностей участники
исследования отнесли благополучные семейные отношения, удовлетворенность в любви и
интимной жизни, при этом ценность брака для молодых людей определяется наличием
детей .
Ф. А. Мустаева считает, что молодая семья – это семья на начальной стадии
формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов, на стадии реализации
супружеского выбора. Именно в этот период начинается адаптация к произошедшем
изменениям в привычном образе жизни, благоприятный исход которой требует об обоих
4
супругов проявления таких качеств, как умения выслушать, проявления терпимости и
постепенности, нахождения компромиссов в решении трудностей, ведь такие проблемы,
как распределение семейных ролей и бытовых обязанностей, планирование семейной
жизни, выработка навыков совместного решения возникающих вопросов возникают в
жизни молодой семьи впервые, и они учатся решать их самостоятельно, методом «проб и
ошибок». Способность к созданию стабильных семейных отношений и крепкой
счастливой семьи не относится к врожденным качествам человека. Она нуждается в
развитии, воспитании и постоянном совершенствовании .
Молодая семья имеет свою специфику, обусловленную, в первую очередь тем, что семья
на данном этапе находится в периоде активного интенсивного развития и становления,
отношения между еѐ членами можно охарактеризовать как нестабильные, они активно
осваивают социальные роли. Кроме этого, в данный период происходит и социализация
семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как
социального института.
По мнению Т. В. Андреевой, данный период развития брачно-семейных отношений
является наиболее ответственным, так как на этом этапе происходящие события имеют
высокую социальную значимость, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние
на дальнейшее развитие семьи, взаимоотношения ее членов .
Для более глубокого понимания психологических особенностей молодой семьи
исследователями были разработаны классификации семей, находящихся на данной стадии
брачно-семейных отношений. Мустаевой Ф.А. было выделено три типа молодых семей:
Первый тип. Супруги ориентированы преимущественно на семейные ценности. Лидером
семьи в хозяйственно-бытовой сфере чаще всего является муж, обеспечивающий семью
материально. Обычно в семьях такого типа рождается от двух и более детей. Досуг
супруги предпочитают проводить совместно, круг друзей чаще всего общий, не
отличающийся большим количеством общественных связей, возможен уход
исключительно в семейные дела.
Второй тип. Супруги ориентированы преимущественно на развитие личности. Обычно в
семьях такого типа рождается один или двое детей. Отмечается социально – ролевое
равновесие. По возможности, супруги пользуются помощью своих родителей. Лидерство
в таких семьях является демократическим (совместным, либо разделенным по сферам
жизнедеятельсти семьи). Чаще всего супруги имеют широкий круг друзей, общественных
связей.
Третий тип. Супруги ориентированы преимущественно на развлечения. Обычно в семьях
такого типа рождается один или двое детей, либо отмечается ориентация супругов на
бездетность. Лидерство в таких семьях является демократическим либо авторитарным.
Чаще всего супруги имеют широкий круг общих друзей, а также друзей и знакомых из
прежнего окружения .
Исследователями доказано, что каждая молодая семья индивидуальна, имеет особый
семейный уклад, структуру отношений, ведет характерный
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Т. В. Психология современной семьи [Текст]: монография / Т. В.
Андреева. — СПб. : Речь, 2005
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Дашков и Ко, 2016.
3. Болдина М. А. Информационно-просветительская деятельность специалиста по
социальной работе с молодыми семьями в центрах планирования семьи // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 11, С. 322-328.
5
4. Григорьева Н. С., Матвейчик З. Я. Путеводитель для социального работника
службы планирования семьи. М., 1997.
5. Дементьева И. Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М.,
1991.
6. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / И.Г. Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2002.
7. Зуйкова, Е. М. Молодая семья [Текст] / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. — М.:
Инфра-М, 2006
8. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи : Письмо
Минобрнауки РФ от 08.05.2007 N АФ-163/06 [Текст]//Вестник образования России. —
2007. — №17. — С.29-44
9. Кострова Ю. А. Молодая семья в контексте социальной политики
трансформируемого социума // Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. № 4.
С. 18-20.
10. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие / Л.П.
Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.
11. Лазарев А. И., Лазаренко В. А., Блинков Ю. А., Шульгина Т. А. Молодая семья в
современных социокультурных условиях. Курск, 2009.
12. Мачехина О. Семья в современном мире // Воспитание школьников. 2003 № 4.
13. Мудрик, А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси / А.В. Мудрик //
Вестник ПСТГУ, Серия «Педагогика. Психология». – 2009. – Вып. 3 (14). – С. 7 – 16.
14. Мусина-Мазнова, Г.Х. Технологии социальной работы с различными группами
населения: учебное пособие / Г.Х. Мусина-Мазнова. – Астрахань: Астраханский
государственный университет, 2013.
15. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст]: учеб. для студ. высш. пед.
учеб. заведений./ Ф.А. Мустаева – 2-е изд., перераб. и доп. — М: Академический проект,
Екатеринбург: Деловая Книга, 2002
16. Основы социальной работы: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н. Ф.
Басова. М., 2004.
17. Поливалина Л.А. Энциклопедия молодой семьи. Воронеж: Научная книга, 2013
18. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» //
Собрание законодательства РФ, 15.12.2014, № 50, ст. 7185
19. Романычев, И.С. Технологии социальной адаптации малоимущих семей в
российских регионах / И.С. Романычев // Актуальные проблемы гуманитарных и
естественных наук. – 2012. – № 1. – С. 156 – 162.
20. Социальная работа с семьей / под ред. Т. В. Шеляг. М., 1996. С
21. Технология социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой. М., 2003.
22. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. М., 2002.
23. Устинова Н.А., Касьянова Е.П. Специфика молодой семьи и характеристика ее
социально-психологических проблем // Современная психология образования: проблемы
и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием, 2017. С. 340-348
24. Цветкова Н.А. Консультирование семьи в трудной жизненной ситуации // Развитие
личности. 2016. № 2. С. 157-158
25. Чернецкая А. А. Технология социальной работы. Ростов н/Д., 2006.