Фрагмент для ознакомления
2
1. Ключевые аспекты сезонности в туризме
1.1. Понятие сезонности в туризме
Туристскую деятельность эксперты и практики индустрии по праву считают феноменом двадцать первого столетия. На сегодняшний день можно смело судить о том, что туристские услуги составляют значительную часть всех потребляемых населением услуг, поскольку дают возможность для полноценного отдыха, развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях. Таким образом, туризм способствует социальному, эстетическому, культурному и гуманитарному развитию личности, а также социально-экономическому развитию страны в целом.
Комплекс туризма включает в себя множество структур, необходимых для обеспечения достойного функционирования туристской сферы. Каждый составной элемент в необъятном комплексе туристских услуг играет важнейшую роль, и в совокупности все элементы должны функционировать как единый слаженный механизм.
О привлекательности туристской индустрии для инвесторов и предпринимателей можно судить благодаря тому, что туризм имеет сравнительно низкие входные барьеры и при минимальных первоначальных финансовых вложениях существует возможность получения значительной доли прибыли за небольшой промежуток времени. Все это определяет популярность и значимость туристской деятельности. Однако туризм, выступая особым, специфическим видом деятельности в составе сферы услуг, подвержен воздействию такого явления, как сезонность.
Так, сегодня туризм по праву считается массовым явлением и позволяет выделить нам различные его проявления и виды :
по целям: познавательный, спортивно-оздоровитель¬ный, самодеятельный, деловой и конгресс-туризм, курортный, горнолыж¬ный, экологический, шоп-туризм; рели¬гиозный; учебный и др.;
по количеству участников: индивидуальный, групповой;
по способу передвижения: автомобильный, авиационный, железнодорожный, водный, велосипедный, конный, пеший, ком-бинированный;
по национальной принадлежности туризма: внутренний, выездной, въездной, национальный (въездной и внутренний), международный (выездной и въездной);
в зависимости от сроков поездки: продолжительный, краткосрочный, туризм выходного дня.
по сезонности: активный туристский сезон, межсезонье, несезон.
Именно такому понятию, как сезонность в туризме, посвящена настоящая работа. В исследовании С.В. Николаева отмечается, что под сезонностью в современной трактовке понимаются динамичные колебательные процессы, определяющие периоды роста и спада различного рода экономических явлений и процессов. Так, влиянию фактора сезонности особенно подвержена сфера туризма, поскольку непосредственным образом зависит от климатических условий в течение календарного года.
Сезонность в туризме – это устойчиво повторяющаяся цикличность туристской деятельности, характерная для конкретного места и связанная с изменением условий рекреации.
На данный момент можно отметить четыре сезона туристской активности (рисунок 1).
Рис. 1. Сезоны туристской активности
Сезон «пик», прежде всего, характеризуется самым благоприятным для туризма на конкретной территории периодом. В это время, как правило, наблюдается максимально высокая плотность туристов, а также наиболее комфортные условия для туризма и рекреации.
Высокий сезон также характеризуется наибольшей активностью на туристском рынке. В этот период аналогично, как и в «пиковый» сезон, действуют высокие тарифы на туристские услуги.
Низкий сезон отличается снижением тарифов и деловой активности на туристском рынке.
«Мертвый» сезон представляет собой период, который выступает самым неблагоприятным для организации туристской деятельности, а также характеризуется закономерным сниженным спросом или его отсутствием до наступления благоприятных условий (например, климатические условия).
Таким образом, сфера туризма особенно подвержена влиянию фактора сезонности, как явления связанного с существенными климатическими колебаниями. В современной практике туризма существует четыре сезона туристской активности, которые отличаются степенью данной активности вследствие тех или иных климатических условий. Сезонность во многом определяет направления развития туризма на отдельных территориях.
1.2. Туристские дестинации с выраженной сезонностью
Как было отмечено в первом разделе исследования, сегодня выделяют сезон «пик», высокий и низкий сезоны, а также «мертвый» туристский сезон. Как правило, в высокий сезон представлены максимально полные условия для полноценного пользования туристской инфраструктурой и туристскими ресурсами.
К примеру, жители стран с холодной зимой отличаются стремлением в данный период посетить более благоприятные по климату страны. В данной связи следует отметить курорты Средиземного моря, которые отличаются пиковыми загрузками в летние месяцы, но при этом туристский сезон здесь длится круглогодично. В свою очередь, курорты Персидского залива, Красного моря, страны Юго-Восточной Азии наиболее привлекательными являются в зимний период: в это время здесь мягкий приятный климат .
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что для ряда туристских дестинаций существуют наиболее благоприятные для туризма периоды. Остальное время характеризуется невысоким спросом на туристские услуги ввиду очевидных климатических особенностей, либо и вовсе отсутствием такого спроса.
Известно, что наиболее популярными туристскими дестинациями выступают страны Европы (рис. 2). Параметры сезонности также оказывают существенное влияние на Европейские дестинации.
Рис. 2. Международные туристские поездки за 2019 год (количество и прирост)
Так, в Европе на два летних месяца приходится около половины всех годовых туристских поездок, туристским «пиком» также выступают рождественские и пасхальные праздники (каникулы). По оценкам экспертов, спрос на услуги туризма и рекреации в северном полушарии отличается интенсивностью в третьем квартале. К примеру, в Испании, пик туристских прибытий наблюдается в августе, и достигает более 20% туристов от общего числа путешественников за весь год. Югославия принимает более 50% туристов от общего числа туристов за год в июле и августе. Такая европейская страна, как Финляндия, в свою очередь, является одной из немногих стран, которая не отличается чрезмерной сезонностью. Это обусловлено тем, что здесь проводится грамотная политика в области регулирования сферы туризма, позиционирующая страну в качестве туристской дестинации круглогодичного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова А. Ю. Международный туризм: учеб. пособие / А. Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2015. – 470 с.
2. Александрова А.Ю. Актуальные тенденции развития сферы туризма в глобальных городах мира: Современные проблемы сервиса и туризма, №2. – 2015. – с. 5-12
3. Алексейчева, Е. Ю. Экономическая география и регионалистика: Учебник / Е. Ю. Алексейчева, Д. А. Еделев, М. Д. Магомедов. - М.: Дашков и К°, 2017. - 376 с.
4. Арженовский И.В. Маркетинг регионов: учеб. пособие / Арженовский И.В. М.: Юнити-Дана, 2012. – 135 с.
5. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 252 с.
6. Губская К.В., Зырянов А.И. Сезонность туризма в Пермском крае // Географический вестник. 2016. №2 (37). – с. 51-61
7. Гудков А.А. Статистика внешних и внутренних туристских потоков в России // Экономика и управление. 2018. – с. 114-122
8. Когда лучше ехать в Австралию [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://tripmydream.com/australia/whentogo
9. Количество туристов и доходы от туризма в Австралии [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/tourist-arrivals/australia/
10. Логвина Е.В. Проблемы сезонности в туризме и пути их преодоления в условиях санкционной политики в Крыму // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. №2. – с. 108-115
11. Лучшие сезоны в Египте [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://egyptfan.ru/info/luchshie-sezony-v-egipte-planirovanie-kurortnogo-otdyxa.html
12. Московченко О.С. География международного туризма: региональные аспекты (на примере числа прибытий туристов) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017036610
13. Николаев С.В. Особенности фактора сезонности на деятельность субъекта индустрии туризма // ТДР. 2015. №2. – с. 117-121
14. Отто О.В., Редькин А.Г. Анализ сезонности в лечебно-оздоровительном туризме: региональный аспект // Вестник КемГУ. 2015. №2-7 (62). – с. 239-243
15. По данным Всемирной туристской организации, в 2019 году в мире зарегистрировано 1,5 миллиарда международных туристических поездок [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.tohology.com/hospitality/industry/unwto-statistika-mezhdunarodnyh-poezdok/
16. Понятие сезонности в туризме [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vuzlit.ru/384443/ponyatie_sezonnosti_turizme
17. Регионы с ярко выраженной сезонностью [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vuzlit.ru/384444/regiony_yarko_vyrazhennoy_sezonnostyu_naoborot
18. Саакян М. А. Моделирование сезонных колебаний в туризме и прогнозирование будущих тенденций // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. №1-3. – с. 328-333
19. Сезонность в туризме [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://svastour.ru/articles/puteshestviya/vidy-turov/sezonnost-v-turizme.html
20. Статистика туризма в Египте [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ekec.ru/statistika-turizma-v-egipte/
21. Таблица сезонности по странам и видам отдыха [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://win-tour.com/sezonnost/
22. Тонини Дж. Российский туризм в Италии: тенденции, сезонность, особенности // Вестник РМАТ. 2018. №1. – с. 122-132
23. Швец Ю.Ю. Анализ факторов инновационного развития сферы туризма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2011. №3. – с. 118-126
24. Щепакин М.Б., Басюк А.С. Туристская дестинация: характерные черты и этапы развития // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2014. №97. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/turistskaya-destinatsiya-harakternye-cherty-i-etapy-razvitiy