Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в современной школе не все педагоги
оказываются готовы к смене традиционных методов при работе с орфографическими правилами,
что влечет за собой серьезные проблемы.
Курсовая работа поможет выявить трудности при обучении чередованию гласных и подобрать
методы, способствующие улучшению усвоения правил.
Цель исследования: выявить трудности, возникающие у школьников при изучении орфографии и
предложить новые методы и формы работы.
Задачи:
1. Изучить требования ФГОС к процессу обучения
2. Рассмотреть процесс обучения орфографии в системе образования
3. Выявить трудности, связанные с чередованием гласных
4. Изучить методы и возможность их применения
3
Глава 1. Теоретические основы изучения орфографии в современной школе
1.1 Требования ФГОС к организации предметного обучения в школе
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) является
сложным и многогранным процессом. Его успешность зависит от многих факторов: финансовых,
материально-технических и, в первую очередь, технологических.
В настоящее время именно ФГОС является основой для разработки образовательных программ
дошкольного, начального, среднего (полного) общего образования. Именно на этой базе сегодня
разрабатываются программы всех учебных предметов, учебная литература, контрольноизмерительных материалы. Фактически стандарт применяется для непосредственной
организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях,
которые реализуют базовую основную образовательную программу, независимо от их
организационно-правовых форм и подчиненности[18].
Стандарт обобщил опыт, который уже сформировался в принципиально новых условиях
цифрового общества, когда образовательный процесс приобрел новые средства и методы,
которые только оптимизировали его возможности, сформированные на основе предыдущего
масштабного педагогического опыта [2, c. 12].
В основе анализа и разработки стандарта находится педагогический процесс как главный элемент
взаимодействия учащегося и педагога, при этом арсенал средств, которые может применить
современная педагогическая наука является чрезвычайно широким. Взаимодействие стало
эффективным не только в классе, в ходе занятий, но и во внеурочной деятельности, а также в
набирающей популярность дистанционной системе. Все эти направления развития
педагогического процесса сегодня получили самое разнообразное воплощение [5, c. 29].
Успешность педагогического процесса в работе всего педагогического коллектива школьного
образовательного учреждения сегодня зависит не только от уровня подготовки педагогов, но и
от правильной организации методической работы в образовательном учреждении, так как
оптимально выбранные направления методической работы непосредственно способствуют
выработке единой линии действий всего педагогического коллектива [9, c. 35].
Все эти формы можно представить в виде двух основных взаимосвязанных групп, к которым
относятся групповые формы методической работы, включающие в себя консультации,
практикумы, открытые просмотры, а также деловые игры.
Методическая деятельность – это особый вид интеллектуальной деятельности, который
способствует росту профессионализма специалистов муниципальных общеобразовательных
учреждений (далее – МОУ) [18]. Взаимодействие педагога с методической службой МОУ – важное
звено непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.
Сегодня в ходе развития системы образования основной целью методической работы с кадрами
является создание оптимальных условий для развития и самореализации педагога, постоянного
пополнения его ключевых компетенций: коммуникативных, воспитательных, организаторских,
проектировочных, исследовательских, конструктивных. Ведущими принципами методической
работы, безусловно, являются дифференциация, непрерывность, адресность [10, c. 35].
4
На современном этапе первоочередным становится, прежде всего, решение задачи усиления
адресного методического сопровождения педагога, а также ответственного оперативного
реагирования на каждый конкретный запрос.
Основой программирования в рамках стандарта выступает модульная структура обучения с
учетом индивидуальных особенностей учащихся и их способностей [6, c.22].
Главная ее характеристика – доступность, которая обеспечивается в модульном обучении не
только за счет тщательной и многообразной разработки учебного материала самых различных
уровней сложности, но также и за счет интерактивного режима работы преподавателя и
обучаемых [7, c. 31].
1.2 Цели и принципы обучения орфографии
Орфография тесно связана со всеми функциями языка, поэтому этому разделу нужно уделить
особое внимание.
Часто при обучении школьников мы сталкиваемся с такими проблемами:
1. Большое количество орфографических ошибок
2. Невозможность объяснить выбор буквы в слове
3. Неспособность воспроизвести орфографическое правило
4. Невозможность восполнить деформированный текст с минимальным количеством
ошибок.
Таким образом, во время обучения орфографии педагог ставит перед собой следующие задачи:
1. Познакомить учащихся с орфографической системой языка
2. Сформировать и закрепить орфографические умения
3. Помочь овладеть основными орфографическими правилами
4. Развить письменную речь учащихся.
Принципы обучения орфографии
Преподавание орфографии с опорой на знания однокоренных слов. Так, при изучении
проверяемой безударной гласной учащиеся подбирают проверочное слово.
Пример упражнения
Вставить пропущенные буквы
В..лна, п..руса, п..сал, к..вер.
- Какие проверочные слова вы подобрали?
5
Преподавание орфографии с опорой на морфемику. Так, при изучении чередующихся корней
блист-блест, тер-тир и т.д. используются знания о морфемном составе слова, а именно – о
суффиксе.
Пример упражнения
Вставить пропущенные буквы, графически обозначить условия выбора орфограммы.
Забл..стал на солнце, выт..реть лужу, зам..реть от ужаса.
Преподавание орфографии с опорой на орфоэпию. Так, при изучении чередующихся корней горгар, зор-зар и т.д. используются знания о постановке ударения в слове.
Пример упражнения
Вставить пропущенные буквы, расставить ударение в словах
Заг..реть на пляже, заг..р, з..ря, з..рька.
Преподавание орфографии с опорой на лексику. Так, при изучении чередующихся корней пловплав, мок-мак используются знания о лексическом значении слова.
Пример упражнения
Вставить пропущенные буквы
Обм..кнуть кисточку, он нам…к под дождем, пл..вчиха, он хорошо пл..вает.
- Какие значения имеют слова с чередующейся гласной в корне?
1.3. Содержание раздела «Орфография» в УМК на примере УМК под редакцией М.М.
Разумовской
Для того, чтобы проанализировать содержание раздела «Орфография», были выбраны УМК под
редакцией М.М. Разумовской [13].
5 класс
Планируется, что обучающийся сформирует следующие
Фрагмент для ознакомления
3
2 1. Бабинский, М.Б.Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования/
М.Б. Бабинский//Народное образование. – 2011. – №6. – С.11-16.
3 Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика/ А.В. Бутенко. – Красноярск:
2016. – 102 с.
4 Валгина Н.С., Современный русский язык:учеб. для
филол.спец.вузов/Н.С.Валгина,Д.Э.Розенталь,М.И.Фомина.-5 изд.,перераб.-М.:Высшая
школа,1987.-380с.
5 П.Я. Гальперин, Модель поэтапного формирования умственных действий: базовые аспекты
и современные способы использования/П.Я.Гальперин.-М., 2017.-10 с.
6 В.В.Гузеев,Образовательная технология ТОГИС.-М. 2010.-6 с.
7 Галеева, Н.Л. Организация внутреннего контроля в условиях реализации Новых
образовательных стандартов образования/ Н.Л. Галеева// Народное образование. – 2011. – № 9. –
С.21-34.
8 Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие
для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств / Е.Н. Гусарова. ‒ М.: АПК и ПРО, 2014.
– 174 с.
9 Гульчевская В.Г. Педагогические технологии в квалификационной характеристике
современного учителя/В.Г.Гульчевская.-М.,2010
10 Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996. – 320 с.;
7
11 Жердева, Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания. - Сибирь: Сибирское
университетское издательство. - 2018. - 192с.;
12 Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О.
Загашев. – СПб: Альянс «Дельта», 2013. – 280 с.
13 Козлов, В.В. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / В.В. Козлов. – М.:
Просвещение, 2016. – 220 с.
14 Кузнецова, А.А. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования/ А.А. Кузнецова. – М., 2016. – 220 с.
15 Муленко Е.А., Фаустова Ю. Ю. Применение инновационных технологий на уроках русского
языка и литературы как способ развития критического мышления школьников.2016, с.58.
16 Мусс, Г.Н. Применение алгоритмов на уроках в начальной школе как элемент
педагогической технологии // Школьные технологии. - 2014. - с.127-133;
17 Разумовская, М.М., Львова, С.И. Русский язык: 5 класс. - Москва: Дрофа, 2019. - 287с.;
18 Русская грамматика. Т. 2. М., 1980.
19 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. В 2-х т. Т. 1. – М.:
Народное образование, 2005. – 816 с.
20 Скоморовская, Н.Б. Развитие критического мышления учащихся // Актуальные проблемы
гуманитарных и естественых наук. - 2013. - с.1-7;
21 Столярова, М.М. Метод «Магнит» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://multiurok.ru/blog/metod-magnit-i-ego-primenenie-na-urokakh-russkogo-iazyka.html;
22 ФГОС общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/документы/543.
23 Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 1998. –
112 с.