Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с
нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них имеют различные формы
недоразвития речи. При этом существенно страдает морфологическая сторона речи.
Сегодня все больше внимания уделяется проблеме коррекции различных нарушений речи у
детей. Это обусловлено тем, что количество детей с такой патологией не уменьшается. Наоборот,
в современном обществе отмечается тенденция к росту числа детей, страдающих различными
видами недоразвития речи. Кроме того, проблема состоит в том, что речевая патология у детей
сопровождается и другими нарушениями: нарушениями в двигательной, познавательной,
эмоциональной сфере. Нарушается мотивация в общении, обучении, снижается концентрация
внимания, память, нарушается мышление. Если патологию не вылечить своевременно,
происходит нарушение не только речи, но слуха, мыслительных процессов, что влечет за собой
дальнейшее отставание в развитии [1].
Особое внимание необходимо уделять формированию морфологической стороны речи, в том
числе, системе склонений, традиционным формам словоизменения. В связи с этим особую
актуальность приобретает необходимость своевременной диагностики и коррекции нарушений
морфологической стороны речи у детей. Для определения уровня речевого развития и
своевременной диагностики возможных нарушений речи у детей дошкольного возраста
применяется педагогическая диагностика в дошкольном учреждении, которая проводится с
детьми на регулярной основе. На основании выявленных результатов разрабатывают
коррекционные программы, в основе которых могут лежать различные средства [3].
Проблематика исследования. Сегодня перед логопедами стоит серьезная задача, направленная
на создание оптимальных условий для своевременного выявления и коррекции нарушений речи
детей на ранних этапах. Одним из эффективных средств развития морфологической стороны речи,
является мультимедийная презентация. Она обладает огромным потенциалом в развитии речи
дошкольника, повышает мотивацию, интерес ребенка к занятиям, способствует развитию мотива
к общению, учит правильному употреблению отдельных словоформ, словоизменению.
Цель исследования – исследовать особенности развития морфологической стороны речи ребенка
для дальнейшей разработки мультимедийных презентаций по формированию морфологической
стороны речи дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности речевых нарушений у дошкольников;
2. Рассмотреть особенности развития морфологической стороны речи;
3. Привести характеристику мультимедийной презентации как средства развития речи
дошкольников;
4. Исследовать особенности развития морфологической стороны речи у дошкольников.
4
5. По результатам исследования разработать мультимедийную презентацию, направленную
на развитие морфологической стороны речи детей дошкольного возраста.
Объект исследования – коррекция нарушений морфологической стороны речи у детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования – коррекция нарушений морфологической стороны речи у детей
дошкольного возраста посредством мультимедийной презентации.
Методы исследования - методы анализа и обобщения литературных источников, педагогический
эксперимент, наблюдение.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в логопедической работе
на диагностическом и коррекционном этапах для развития морфологической стороны речи
дошкольников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Глава 1. Использование мультимедийных презентаций в формировании морфологической
стороны речи дошкольников
1.1. Развитие морфологической стороны речи дошкольников
Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере
созревания нервно-мышечного аппарата. Важную роль при этом играют различные формы
общения с воспитателями, проведение тематических бесед с детьми. В дошкольном возрасте
преобладает внеситуативно-личностная форма общения, которая стимулирует речевое развитие
ребенка [1].
В первую очередь ребенок осваивает звукопроизношение. В основе правильного
звукопроизношения, восприятия и анализа речи ребенка лежат условные рефлексы. Основные
рефлексы формируются в течение первого года жизни ребенка. Постепенно они усложняются, и
формируются основы понимания ребенком речи окружающих. Примерно в конце первого года
жизни ребенок уже накопил достаточно опыта для того, чтобы научиться распознавать устную
речь, а также правильно произносить и воспроизводить звуки. Навык звуковосприятия также
формируется именно в это время, что дает ребенку возможность слышать определенные
звуковые сочетания, различать их. Постепенно этот навыки усовершенствуется и усложняется [5].
Первоначальная речь ребенка является импрессивной. Она очень подвержена влиянию
эмоциональной стороны, зависит от впечатления ребенка о предмете разговора. Изначально
ребенок учится понимать и осознавать происходящее, но не умеет еще разговаривать. Слово
воспринимается им как звуковой комплекс, достаточно сложный для воспроизведения. При этом
исключение составляют имена собственные. Они воспринимаются как нечто личное,
ассоциирующееся непосредственно с носителем. Другие ассоциативные связи при этом
отсутствуют. Постепенно все звуки и слова, познанные ребенком, абстрагируются в его сознании
[4].
В результате, появляется возможность обобщать определенные слова, абстрагировать их смысл.
Постепенно слово и создаваемые ими звуки замещают воздействие раздражителей первой
5
сигнальной системы, вызывает ответные реакции. Благодаря этому мы способны ориентироваться
в очень сложной обстановке, не связанной конкретной ситуацией, овладевать научным
мышлением. Для конкретизации же мысли используются разнообразные комбинации слов [6].
У ребенка процессы абстрагирования и обобщения развиваются постепенно, со второго
года жизни. До этого слово мама означает только его мать, а не всякую женщину, имеющую
детей. В дальнейшем оно станет определенным понятием всех матерей [7].
С возрастом ребенка подражание становится все более и более сознательным:
дошкольник стремится говорить, "как взрослые". Здесь действуют сложные условные связи, во
многом зависящие от прежнего опыта ребенка. Этот опыт то содействует, то тормозит, то
корректирует подражание. В случае возникновения отставания в фонематическом слухе и
восприятии возникают серьезные препятствия на пути успешного овладения учебным
материалом, в чтении и письме. Это связано с тем, что возникают серьезные препятствия на пути к
полноценному развитию звукового восприятия, выделения звуков в составе слова. Звуковое
восприятие в норме у ребенка развивается именно в дошкольном возрасте [8].
Основными этапами формирования речи детей являются [9]:
1 этап - узнавание неречевых звуков;
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний
слов и фраз;
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу;
4 этап - дифференциация слогов;
5 этап - дифференциация фонем;
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие словаря не происходит само по себе, оно протекает в тесной взаимосвязи с другими
психическими процессами. Словарь развивается на фоне развития таких мыслительных
процессов, как познание, восприятие, анализ. Для полноценного развития словаря нужен
определенный уровень сформированности речи, в частности, развитие таких ее компонентов, как
фонетико-фонематический, грамматический строй речи [10].
Словарь ребенка формируется постепенно, и на основе того материала, который находится в поле
зрения, в пределах доступности ребенка. В основе развития словаря, лежит в первую очередь,
содержательная, или смысловая наполненность, понимание и доступность слов. Ребенок в
первую очередь усваивает те слова, которые ему понятны, с которыми у него имеются
определенные ассоциации. Именно поэтому в первую очередь, словарь наполняется
конкретными словами, и уже потом – словами обобщающего значения. На первоначальных этапах
формирования словаря, ребенок не понимает обобщенного значения. К примеру, мама для
ребенка – это только его мама, конкретная мама. У ребенка нет такого понятия, как мама в целом
[11].
Таким образом, особенность словаря ребенка дошкольного возраста состоит в том, что он
развивается постепенно и в тесной взаимосвязи с окружающей ребенка действительностью. При
постепенном накоплении знаний, представлений об окружающей среде, у ребенка начинает
6
постепенно обогащаться словарный запас. Словарный запас зависит от уровня развития речевой и
неречевой деятельности, а также от наличия связи с реальными предметами. Развитие словаря
ребенка происходит также в процессе непосредственного общения со взрослыми. В основе
расширения словаря лежит расширение знаний и умений ребенка, знакомство его с новыми
объектами и явлениями природы, а также с новыми признаками и свойствами отдельных
предметов и явлений [12].
При анализе современной психологической, психолингвистической литературы, мы установили,
что существуют определенные предпосылки развития речи. С одной стороны, речь развивается в
процессе деятельности. Интенсивному развитию речи способствует предметная деятельность,
орудийные действия ребенка. Чем шире связи ребенка с окружающей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Особый ребенок. - №4. – 2016. –
С. 35-44.
2. Баряева Л.Б., Миккоева Н.В. Развивающие игры в логопедической работе с
дошкольниками с общим недоразвитием речи // Вестник ТГПУ. - №6(147). - 2014. - С.163-166.
3. Борозинец, Н. М. Логопедия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее
недоразвитие речи, алалия [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С.
Шеховцова, М. В. Колокольникова. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: СевероКавказский федеральный университет, 2016. — 203 c. — 2227-8397. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/69396.html
4. Быкова В. П. Особенности развития связанного высказывания у детей до- школьного
возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
– 2017. – № S11. – 0,3 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2017/470130.htm.
5. Валявко С.М., Князев К.Е. исследование потребностной сферы дошкольников с
нарушениями речевого развития // специальное образование. - №2. – 2014. – С. 5-13.
6. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой
и творческой деятельности // научно-педагогическое обозрение. – №4 (6). - 2014. - С.12-19.
7. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальная педагогика. - №1. – 2017. -
С.89—97.
8. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с
системным речевым недоразвитием [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. П.
Глухов. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский педагогический государственный
7
университет, 2017. — 232 c. — 978-5-4263-0558-8. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/75807.html
9. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. –
Т.16. – 2017. – С.79-84.
10. Горошко Е.В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области
«познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы
дошкольного образования // Вестник науки и образования. – №4(40). – Т.1.- 2018. – С. 86- 89
11. Грозина В.А, Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального
интеллекта старших дошкольников // Психологические исследования эмоций. - №6. – 2012. - С.85-
93
12. Дзюба О.В. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим
недоразвитием речи // Преподаватель XX век. - №2. – 2009. – С. 85-89.
13. Динмухамедова А.С. Особенности формирования лексического строя речи у детей с ОНР //
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета».
- №2(12). – 2013. – С. 5-12.
14. Дорофеева О.В. Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи
в системе «Взрослый ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности // Образование
и наука. – №10 (78). – 2010. - С.79-87.
15. Илюк, М. А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи [Электронный ресурс] : методическое пособие / М. А. Илюк, Г. А. Волкова. —
Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2016. — 46 c. — 978-5-9925-0193-3. — Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/68619.html
16. Князева Н.Н. Речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников в
игре в рамках реализации ФГОС // Гуманитарные исследования. - №3 (20). – 2018. – С. 139-143.
17. Ковылова Е.В. Коррекция коммуникативного развития как условие здоровьесбережения
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР): учебное пособие. –
М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
18. Коржова, Г. М. Общее недоразвитие речи у детей [Электронный ресурс]: учебное пособие
/ Г. М. Коржова, Г. С. Оразаева. — Электрон. текстовые данные. — Алматы : Нур-Принт, Казахский
национальный педагогический университет имени Абая, 2014. — 46 c. — 2227-8397. — Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/69149.html
19. Михеева, И. А. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда [Электронный
ресурс]: картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи / И. А. Михеева, С. В.
Чешева. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2009. — 256 c. — 978-5-9925-0344-9. —
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44460.html
8
20. Серебрякова О.В. Игра как средство диагностики межличностных взаимоотношений
дошкольников в норме и с общим недоразвитием речи // Психология и педагогика. - №2. – 2010. –
С. 188-191.
21. Серебрякова О.В. Этапы коррекции и развития межличностных отношений дошкольников
с речевыми нарушениями средствами творческой игры // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки.
№ 1/2(8). - 2011. – С.77 – 83.
22. Степанов А.А. Влияние игровой деятельности на развитие произвольности и осознанности
поведения дошкольников // Территория науки. - №1(1). – 2006. - С.161-165.
23. Стрекаловская. М.М. Формирование игрового общения у детей старшего дошкольного
возраста в системе развивающего обучения // Вестник Бурятского государственного
университета.- №1. – 2010. - С. 269-274.
24. Толоконникова О.И., Пешкова Н.А. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР // Психологические науки. - №1.- 2015.- С. 70-71.
25. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника // Педагогическое
образование в России. - №5 (23). – 2014. - С.23-27.