Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство на сегодняшний день – это очень серьезная экономическая и политическая сила. Они занимают такие ниши в экономике, где невыгодно действовать крупным транснациональным компаниям, и там маленькие фирмы вступают в конкурентную борьбу с большим бизнесом, обладая более высокой инициативой, гибкостью и низкими затратами на управленческий аппарат.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время одной из наиболее быстро и динамично развивающихся стала сфера услуг, в которой функционируют предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, а также других видов непроизводственной деятельности. Лидирующие позиции в сфере услуг занимают малые предприятия торговли. Торговля выступает связующим звеном между производителем и потребителем продукции, с одной стороны обеспечивая сбыт продукции, а с другой – выявление потребностей общества в различных товарах и их удовлетворение. Поэтому изучение проблем в деятельности малых торговых предприятий, а также путей их решения и направлений развития деятельности предприятий торговли представляет особый интерес.
Малое предпринимательство – самостоятельная и вполне типичная форма организации экономической жизни общества со своими преимуществами и недостатками, отличительными чертами, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, которые повышают устойчивость на внутреннем рынке.
Целью данной работы является анализ современного состояния и перспективы развития малого предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
-раскрыть понятие малого предпринимательства;
-рассмотреть проблемы развития малого предпринимательства;
-исследовать темпы развитии малого предпринимательства;
-изучить теневую деятельность малого предпринимательства;
-провести анализ деятельности малого предприятия на примере ООО «Сатурн»
-дать оценку системы государственной поддержки малого предпринимательства;
-рассмотреть перспективы развития деятельности субъектов малого предпринимательства.
Объект исследования – малое предпринимательство в России
Предмет исследования – процесс развития малого предпринимательства в России
Методами исследования послужили: дедукции, индукции, абстрактно-логические, статистико-экономическая, графическая, сравнения и группировки.
1 ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие малого предпринимательства
Институт малого предпринимательства - небольшой бизнес (или малое предпринимательство) сектор, подключающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство, условное название совокупности малых и средних предприятий, установленными правовыми нормами. Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется установленным 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 04 апреля 2020 г) [2], в котором показаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены в государственный реестр юридические лица - потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, отнесенные в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Малое предпринимательство как вид экономической деятельности осуществляется субъектами рыночной экономики в определенных условиях, установленных государством [9, с.121].
Основным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. А наиболее общими показателями является численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой.
Малое предпринимательство – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке [14, с.90].
Рассматривая более подробно социальные факторы малого предпринимательства как сектора экономики, можно отметить, что:
Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.
Во-вторых, малый бизнес – не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.
В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила соответствующее государственное признание и поддержку.
Международная практика показывает, что развитие малого бизнеса является одним из самых эффективных методов стабилизации экономики. Особенностью малого бизнеса является его универсальность. То есть, развиваясь и работая в собственных интересах, малый бизнес способствует развитию экономики государства в целом [15, с.20].
Малое предпринимательство – важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП, способствует поддерживанию нормальной конкуренции в экономике, создает социальную опору общественному устройству, а также формирует новый социальный слой предпринимателей. Возникновение и развитие малого предпринимательства обусловлено наличием объективных условий общественного развития, которые связаны, прежде всего, с характером и уровнем развития производительных сил и отношениями собственности. Исторически объективным условием функционирования малого предпринимательства является наличие рыночной экономической системы общества. В современных условиях развития рыночной экономики сектор малого предпринимательства выступает как одна из основных движущих сил общественного производства, и в частности формирования в ней целостного мелкотоварного уклада, объединяющего различные виды собственности: индивидуальную, кооперативную, муниципальную, совместную или смешанную и государственную.
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства
Несмотря на высокий инвестиционный климат для субъектов малого предпринимательства проблемы также остаются в рамках федерального масштаба к ним относятся:
-высокая налоговая нагрузка и уплата страховых взносов с фонда оплаты труда;
-отсутствие стабильности законодательных норм и частое внесение изменении в налоговое законодательство, которое усложняет ведение бизнеса и работу налоговых служб;
-невозможность использования налога на добавленную стоимость при работе с предприятиями применяющими общую систему налогообложения и оплата НДС включительно при покупке товаров (работ и услуг) для своей деятельнсоти;
-неинформированность вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства о налоговых режимах и специфике их применения, а также о налоговых льготах и каникулах;
-обязательные элементы налогов часто неоднозначно указаны в законодательных актах, что приводит к ошибкам в процессе исчисления налогов;
-на малые предприятия накладываются высокие издержки, которые связаны с ведением налогового учета, где при неправильном ведении и заполнении документов, возникающие ошибки часто в запутанности норма, сроках уплаты налогов и подачи деклараций из-за постоянных изменений законодательных актов на региональном и федеральном уровнях приводят субъектов к значительным штрафам [13, с.90].
Руководителям предприятий необходимо иметь обязательные профессиональные знания в части бухгалтерского учета и налогообложению, для возможности самостоятельной уплаты налогов. Решением проблемы является найм специалиста по бухгалтерскому учету, что ведет к дополнительным затратам. Большое количество налогов приводит к ошибкам даже профессиональных бухгалтеров, что увеличивает финансовые издержки предприятия через уплату штрафных санкций и пеней.
Через время после внесения изменений выпускаются инструкции с разъяснениями правильного исчисления налоговых платежей.
Осложняющим фактором в процессе деятельности малых предприятий является низкая финансовая грамотность руководителей, недостаток информированности о налоговых льготах и программах государственной поддержки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Авилова А. В. Малое предпринимательство в контексте Российских реформ и мировой опыт : учебник. М. : ЮНИТИ, 2019. – 283 с.
5. Алексеева А.Н. Альтернативные источники финансирования малого и среднего бизнеса в России. A-economist.narod. [Электронный ресурс]. URL: http://a-economist.narod.ru/section2/2018-2019/alekseeva.htm
6. Буров В.Ю. Особенности влияния государства на деятельность субъектов малого предпринимательства в современной России // Малый бизнес и предпринимательство. 2018. № 18. С. 19-23
7. Виленский А.К. Проблемы развития малого бизнеса в России. // Вопросы экономики. 2018. №7. С. 30
8. Власов В.А. Законодательное положение субъектов малого предпринимательства // Право. 2019. № 2. С. 23
9. Данилов А.И. Среднее предпринимательство и малый бизнес – М.: КНОРУС, 2019. С. 121
10. Довгая О.В., Миронова И.Б. Налоговое стимулирование деятельности малых предприятий. -М: Налоги, 2017. С. 87
11. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». М.: Финансы, 2017. С.21.
12. Колесников А.Л. Малый бизнес: эволюция понятий и проблема определения.// Вопросы экономики. 2018. № 18. C.55.
13. Клочков А.В. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России — М.: ЭКСМО, 2018. С. 90
14. Лапуста М. Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 224 с.
15. Манаев В. Роль малого предпринимательства в стабилизации ситуации на рынке труда // Экономика. - 2019. - №10. - С. 20-21
16. Мохов А. А. Кластерная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 118–135
17. Муравьева А.А. Малый бизнес: организация, экономика, финансы. – М.: Бизнес, 2017. С. 23.
18. Семеусов В.А., Тюкавкин-Плотников А.А. О признаках субъектов малого предпринимательства // Налоги. 2018. № 3. С. 35
19. Смирнова С.М. Анализ целесообразности применения систем налогообложения малыми предприятиями // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2018. № 15. С.8-10
20. Скороходова Т.И. Роль и значение малого бизнеса для экономики. // Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: сборник материалов Международной научно-практической конференции (29 февраля 2019 года), Том II – Москва: Экономика и регионы, 2019. С. 26
21. Туренко Б. Г. Проблемы развития предприятий малого предпринимательства. — Москва: Экономика и налоги. 2019. – 113 с.
22. Хабриева М.Н., Миннигалеева, В.З. Методологические подходы к решению проблем развития малого бизнеса // Экономика и регионы. 2018. № 7. -с. 210
23. Тарасенко О. А. Аудит мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 2. С. 38–46.
24. Ежегодный обзор «Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы -https://www.iep.ru
25. Официальный сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – RL:
27. Данные Минэкономразвития РФ Интернет – ресурс. Режим доступа // http://www. economy.gov.ru
28. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Интернет –ресурс. Режим доступа // https://ofd.nalog.ru
29. Официальный сайт PricewaterhouseCoopers International Limited Интернет –ресурс. Режим доступа // https://www.pwc.com/