Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие культуры выступает в качестве центрального в соотношении общества и челове-ка. Общество и культура друг с другом находятся в отношении конкретного, а не аб-страктного тождества, предусматривающего на только совпадение, но и различие. Можно различным образом интерпретировать отношения между обществом и культурой. Можно сказать, что культура представляет собой продукт деятельности общества, а общество яв-ляется субъектом данной деятельности. Можно также взять за исходное представление о культуре как функции общества.
Общество представляет собой некоторую целостную систему, в которой большое количе-ство людей объединены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый целостный орга-низм. Общество является системой институтов и отношений, иными словами, средств и способов социального воздействия на человека.
Культура является совокупностью достижений общества в его духовном и материальном развитии – материальных предметов, идей и текстов, сохраняемых и применяемых обще-ством от поколения к поколению.
Здесь могут быть выделены выделить следующие аспекты:
- культура является продуктом общества. Культура отличает человеческую жизнь от жи-вотных и служит двум целям защиты человека от природы и урегулированию отношений между людьми;
- аксеологический. Культура выступает в качестве совокупности достигнутых в процессе освоения мира духовных и материальных ценностей (культура – это система ценностей, при помощи которых общество интегрируется, поддерживает взаимосвязь и функциони-рование своих
институтов);
- гуманистический. Культура – это развитие самого человека творческих, его способно-стей;
- нормативный. Культура – система, которая регулирует социальные отношения в обще-стве, ориентирует человека в мире;
- социологический. Культура выражается как деятельность исторически конкретного со-циального субъекта.
Культура – это феномен развивающийся. Изменяя свой облик, она изменяет и облик мира, отражая потребности новой жизни. Культура может накапливать достижения прошлого. Применяя научно-технические достижения, она формирует комфортную среду обитания для современного человека.
21-е столетие является рубежным периодом, в котором как никогда прослеживается раз-рыв культурного и социального циклов. Социально-культурные изменения в новой соци-альной реальности значительно ускоряются, и можно наблюдать, как на протяжении од-ного поколения друг друга сменяют несколько культурных эпох. Культура призвана вы-полнять достаточно важную функцию – сохранять наследие прошлых эпох и благодаря этому содействовать сохранению человеческой цивилизации, духовных ее основ.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Целью курсовой работы изучение исторических типов и национальных форм познава-тельной культуры.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть принципы социально-культурной деятельности;
раскрыть функции социально-культурной деятельности в формировании нацио-нального самосознания;
проанализировать проблемы и пути развития формирования национально-культурных традиций.
Объектом исследования являются национальные формы познавательной культуры, пред-метом – их особенности.
Проблема взаимовлияния и взаимодействия общекультурного развития и национально-государственного самосознания относится к комплексным и находится на стыке обще-ствоведческих дисциплин. Необходимо использовать достижения таких сфер общество-знания, как социология, философия, история, этнография, юриспруденция, этнопсихоло-гия, востоковедение и т.д. Поэтому для оценки степени разработанности данной темы важно учитывать обширный диапазон источников.
Формирование национально-государственного самосознания должно быть достаточно интенсивным и в обеспечении высоких темпов данного процесса по гипотезе, анализи-руемой в данной работе, значительную роль должна была играть социально-культурная деятельность.
Методы, применяемые в курсовой работе: взаимодополняющие методы социологическо-го, социально-психологического и педагогического анализа.
Изучение проблемы формирования обшей культуры советскими специалистами достигло своего пика в 70-е гг., но они подчинялись единой идеологической схеме. В 70-80-е гг. важное место занимала критика западных концепций, в контексте «повышения полити-ческой активности трудящихся при социализме» (Г.А.Белов, Е.М.Бабосов, А.А.Галкин, Ф.М.Бурнацкий, Н.М.Кейэеров, М.Т.Иовчук, В.В.Смирнов, Л.Н.Коган, А.И.Яковлев, В.А.Щегорцев и др.).
На рубеже 80-90-х гг. в условиях распада СССР обозначились новые подходы в осмысле-нии проблемы общекультурного развития с новых идеологических позиций, обусловлен-ных изменениями в социально-политической жизни (например, работы Ю.С.Пивоварова, М.А.Капустина, Э.Я.Баталова и др.). Однако на сегодняшний день можно говорить толь-ко о начальной стадии исследования данной проблемы.
Исследование специализированной литературы позволяет сделать вывод, что к сего-дняшнему дню был накоплен значительный теоретический материал по общим вопросам формирования национального самосознания. Тем не менее, не существует специальных исследований по теме взаимного влияния социально-культурной деятельности и нацио-нального самосознания - как в общетеоретическом плане, так и применительно к истории, современному состоянию и к перспективе РФ.
1 Теоретические аспекты социально-культурной деятельности как ключевого аспек-та познавательной культуры
1.1 Принципы социально-культурной деятельности в рамках познавательной культуре
В современной духовной, научной и образовательной деятельности очевидным становит-ся субъектный характер познавательной деятельности, ее культурная обусловленность. В связи с этим актуально рассмотрение особенностей такого феномена как познавательная культура, понятие которой функционально в науке вместе с эстетической, нравственной, правовой, политической и т.п. культурой. Познавательная культура субъекта аккумули-рует нормы, традиции, идеалы и т.п. как научного, так повседневного, обыденного по-знания и, не сводясь к его когнитивным аспектам, включает в себя также отображения социальных факторов бытия познающего человека.
Из наиболее значимых социальных факторов, которые придают содержательную особен-ность познавательной культуре, следует отметить, прежде всего, этнонациональные па-раметры познающего субъекта.
На сегодняшний день формируется новая система принципов социально-культурной дея-тельности. Происходит их значительная трансформация, которая обусловлена новой со-циально-культурной ситуацией, изменением в экономической и политической жизни со-циума, процессами гуманизации и демократизации, меняющимися интересами и потреб-ностями людей.
Программа Десятилетия развития культур ставит своей целью возрождение концепции культуры в современном социуме и повышение ее значения, добиваясь того, чтобы к ней был проявлен такой же интерес со стороны неправительственных и правительственных организаций и учреждений, как к социальному благосостоянию и экономическому разви-тию.
В качестве ключевых сфер и приоритетных разновидностей деятельности в рамках Деся-тилетия развития культур ЮНЕСКО и ООН определены следующие: связь между культу-рой, техникой и наукой; учет культурного аспекта развития; сохранение культурного до-стояния; человек и СМИ; участие в развитии и культурной жизни; стимулирование сози-дания и творчества в сфере искусств.
Для современной социокультурной ситуации являются характерными развитие и раскре-пощение общественного сознания на основании демократизации и гласности, выработка конструктивных решений развития социума посредством всенародного обсуждения вос-питания чувства ответственности за судьбу страны.
Говоря о межнациональных отношениях, следует рассматривать их в качестве сложного социально-психологического явления. Данные отношения в определенной степени затра-гивают систему нравственных ценностей и моральных норм, в настоящее время они со-ставляют и базу межнациональных отношений.
Социальный работник, который занят в культурно-досуговой сфере, должен хорошо ори-ентироваться в субъективных и объективных факторах, которые оказывают влияние на природу межнациональных отношений.
В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация общечело-веческих ценностей и национальных форм традиционной культуры.
Национальные культурные центры, национальные землячества и общества имеют право разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о развитии и сохранении национальной культуры. Они распо-лагают правом проводить выставки, фестивали и другие подобные мероприятия, содей-ствовать организации национального краеведения, охране культурных и национально-исторических памятников, созданию этнографических и других музеев. Под их эгидой создаются национальные клубы, коллективы искусства и студии, организуются кружки, библиотеки и студии по исследвоанию национального языки, республиканские, общерос-сийские и другие ассоциации.
Особенным покровительством государства в отношении восстановления и сохранения культурно-национальной самобытности пользуются малочисленные этнические общно-сти. На них распространены исключительные меры стимулирования и защиты, которые предусмотрены федеральными государственными программами экологического, соци-ально-экономического, культурного и национального развития.
По инициативе национальных меньшинств в целях содействия в исследования истории, языка, культуры своего народа, сохранения национальной самобытности и лучших тра-диций, укрепления взаимопонимания и дружбы между народами создаются национально-культурные объединения краеведческого, исторического, спортивно-оздоровительного, художественно-музыкального и иного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы культурной политики современной России. Антологии. - Спб.: Ленанд, 2008. – 23с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2009. – 137-303 с.
3. Ахиезер А.С. Социокультурные механизмы циклов культуры//Искусство в ситуа-ции смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культу-ры в переходных процессах. - М.: Наука, 2008. – 16-22 с.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы - М.: Просвещение, 2010. – 41-86 с.
5. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство: их сущ-ность и общественно-политический // Социол. исслед. 2008. № 5.
6. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. «Социальная структура общества: в поисках адек-ватных ответов» // Социол. исслед, 2008, №7.
7. Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения// Вопросы экономики 2008, №2.
8. Данилова Е.Н. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологиче-ский журнал, 2008, № 6.
9. Заславская Т. И. Социально-культурные аспекты трансформации российского об-щества// Социол. исслед. 2007, №8.
10. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 2008. – 56-64 с.
11. Козрыев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Со-циологический журнал, 2009, № 2.
12. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001. – 56-57 с.
13. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс че-ловечества. - М.: Эдиториал, 2007. – 122-126 с.
14. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории, учеб. - М, 2008. – 103-104 с.
15. Садовская B.C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. - М.: МГУКИ, 2003. - 252 с.
16. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи Социс- М., №1. 2002. – 105-110 с.
17. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч.пособие. - СПб., 2003. - 208 с.
18. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч.пособие. - М., 2004. – 86-89 с.