Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В Российской Федерации государственная собственность долгое время
оставалась ведущей формой собственности и имела самую большую долю. Концентрация
собственности в государственной собственности и, как следствие, ограничение сферы
собственности и прав других собственников, исключение частной собственности как таковой не
дали положительных результатов.
В настоящее время законодательство предусматривает равенство всех участников гражданских
правоотношений, в том числе и государства (статья 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в имущественных отношениях,
были лишение государством ряда преимуществ (отказ от применения срока исковой давности по
искам о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых
других льгот) и обеспечение всем собственникам равного права на защиту своего имущества (п. 4
ст. 212 ГК РФ).
Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как
противоположные формы собственности, а как две составляющие экономических отношений
собственности, не имеющие политического подтекста.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность - это форма
собственности, направленная на национальное присвоение имущества, обособленного от
собственности других организаций и граждан. Совпадение общественных и государственных
интересов в сфере присвоения богатства основано на конституционном положении, согласно
которому носителем и единственным источником власти в России является ее
многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции).
Объект работы - государственная исключительная собственность, принадлежащая РФ.
4
Предмет исследования - государственные мероприятия по оперативному управлению
федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также
максимизации прибыли от ее использования.
Цель данной работы - изучить правовой режим и объекты исключительной государственной
собственности.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
-рассмотреть понятие и сущность государственной собственности;
-определить объекты исключительной государственной собственности;
-изучить правовой режим регулирования исключительной государственной собственностью в
Российской Федерации;
-провести исследование системы органов государственной власти по вопросам управления
государственной собственностью в РФ;
-выявить основные результаты использования исключительной государственной собственности в
РФ;
-сделать основные выводы и предложения по повышению эффективности использования
исключительной государственной собственности.
Методом при изучении исключительной государственной собственности является статистический,
который позволяет на основе имеющихся статистических данных и расчетных показателей
оценить результативность деятельности соответствующих органов по управлению
собственностью, метод экономического анализа. Также проводился анализ нормативных
документов (законов, других нормативных правовых актов).
Глава 1. Теоретические аспекты исключительной государственной собственности
1.1 Государственная собственность: понятие и сущность
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности. в пункте 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются два вида государственной
5
собственности, существующие в Российской Федерации: федеральная собственность и
собственность субъектов Российской Федерации. Соответственно, субъектом права федеральной
собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности
второго типа являются Республика, территория, область, города федерального значения,
автономная область, автономный округ. Под государством (государственным образованием)
следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую государственную
власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не тождественную гражданскому
обществу. Право собственности на каждый вид государственной собственности, а в пределах
второго вида и на каждый отдельный субъект Российской Федерации, считается самостоятельным
правом. Однако в федеративном государстве эти права должны рассматриваться как часть
федеральной системы государственной собственности страны [7, с. 181].
Пункт 4 статьи 214 ГК РФ определяет два вида государственного имущества: 1) имущество,
закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве
хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее
государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Российской Федерации.
Применительно к этим видам собственности правильнее было бы говорить о праве
государственной собственности, а не о государственной собственности вообще. Понятие
государственной собственности как экономической категории включает, наряду с указанными
видами собственности, собственность государственных хозяйственных товариществ и обществ.
Первый вид имущества предназначен для использования в производственных, научных,
образовательных, социальных и культурных целях.
В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно
снижается, но развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности:
индивидуальные предприятия, полные товарищества и общества с ограниченной
ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, ассоциации и др. Ядром
трансформации государственной собственности была приватизация. Приватизация - это особая
система экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на
средства производства: от "Государственной" к "частной". Она включает в себя соотношение
приоритетов, отражающее совокупность интересов органов государственной власти, трудовых
коллективов предприятий и населения в целом в процессе глубоких изменений. Диалектика
приватизации и разгосударствления состоит в том, что приватизация-это разгосударствление
собственности. Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В
этом аспекте приватизация является не целью реформы, а ее инструментом. Важным средством
приватизации является перераспределение доходов и собственности. Однако приватизация
собственности и капитала не означает равноценной приватизации доходов. Последнее
обусловлено как изменением структуры собственности, так и одновременным изменением (в
результате приватизации) уровня и структуры цен [25, с. 96].
Государственная собственность сохранит свое значение и функцию опорного звена во всей
экономической цепочке. Растущий процесс приватизации, который ведет к расширению
индивидуальных и групповых форм собственности, не означает, что государственная
собственность будет полностью свергнута. Есть некоторые отрасли народного хозяйства, которые
нецелесообразно делить на элементы.
Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования
неделимых, уникальных или универсальных ресурсов, принадлежащих народу.
6
Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности земля и ее недра;
отдельные объекты, использование которых сопряжено с высоким риском для всего населения.
К последним относятся значительная часть энергетической, транспортной, экономической
инфраструктуры в целом, а также та часть экономической системы, которая непосредственно
влияет на население и создает творческий потенциал нации [14, с. 127].
1.2 Объекты исключительной государственной собственности
Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны
Российской Федерации.
Охраняемые или специально используемые природные объекты (заповедники, в том числе
биосферные заповедники, национальные природные парки, курорты, а также заповедники
общегосударственного значения).
Объекты исторического, культурного и природного наследия, художественные ценности,
учреждения культуры национального значения, расположенные на территории Российской
Федерации.
Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и
управления и решения общероссийских задач:
Государственное казначейство Российской Федерации (фонды республиканского бюджета
Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования и других
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (с
изменениями, вступившими в силу с 01.01.2020)
7
2. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
3.Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (ред. от 16.03.2018) "О совершенствовании
учета федерального имущества"
4. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от
21.12.2001 N 178-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999
N 184-ФЗ (последняя редакция)
6. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.: Наука, 2015 - 400 с.
7. Бандурин В. В. Проблемы реформирования системы управления государственной
собственностью. - М.: Полиграфресурсы, 2017. - 336 с.
8. Бандурин В. В., Кузнецов В. Ю. Управление федеральной собственностью в условиях
переходной экономики. - М.: Наука и экономика, 2017. - 151 с.
9. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика: учебник.- Новосибирск: Наука,
2017 – 407 с.
10. Евдокимова Ю.В. Специфика управления федеральным имуществом РФ // Современные
научные исследования и инновации. - 2016. - № 7. – С. 15-22
11.Егорова М. Б. Конституционные основы государственной собственности // Использование
природных ресурсов в России. - 2019. - № 11–12. - С. 51–55.
12. Ершов В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. – М.:
ГроссМедиа, 2017. –255 с.
13. Зеленкин В. А. Система управления федеральной собственностью: направления развития //
Общество и экономика. - 2019. - № 12. - С. 17–26.
14. Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления. – Ростов н/Д. - Волгоград:
Издательство ВолГУ, 2017. – 362 с.
15. Кулешов Е. В. Государственная собственность субъектов РФ как основа их экономической
самостоятельности // Государство и право. - 2015. - № 6. - С. 40–47.
16. Максимов И. А. О совершенствовании управления государственной собственностью //
Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 5. - С. 121–129.
17. Медведев Ю. Новая модель управления госимуществом // Пробл. теории и практики упр. -
2018. - № 1. - С. 21–26.
18. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: ЮНИТИДАНА, 2016. – 687 с.
8
19. Омельченко Н.А. История государственного управления в России: учебник для студ. вузов. - М.:
Проспект, 2016. – 464 с.
20. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. – М.:
ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
21. Половинкин П. Д., Савченко А. В. Основы управления государственной собственностью в
России: проблемы теории и практики. - М., 2017. - 221 с.
22. Савченко А. Основы управления государственной собственностью // Проблемы теории и
практики управления. - 2018. - № 6. - С. 28–32
23.Управление государственной и муниципальной собственностью: учебник / под редакцией С. Е.
Прокофьева. - М.: Юрайт, 2019. - 305 с.
24.Ходырев, В. В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное
пособие. - СПб.: Питер, 2017. - 146 с.
25. Хубиев К. Государственная собственность и условия ее эффективности (методологический
аспект) // Экономист. - 2020. - № 1. - С. 45–56.
26. Черкасов Г. И. Общая теория собственности: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: ЮНИТИДАНА, 2019. – 198 с.
27. Чичерин Б. Н. Собственность и государство. - СПб.: Издво Рус. христиан. гуманитар. акад., 2016.
- 823 с.