Фрагмент для ознакомления
1
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Характеристика форм организации досуговой деятельности, форм досуговых
мероприятий, конкурсно-игровых программ и народных игр для детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………..5
1.1 Формы организации досуговой деятельности, формы досуговых мероприятий, понятие
конкурсно-игровой программы и народных игр………5
1.2 Психолого-возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………………………….7
1.3 Сюжет, особенности сюжета и его построения…………………12
Глава II. Сюжет и его особенности построения в рамках конкурсно-игровой программы на
основе народных игр…………………………………………….15
2.1 Особенности разработки конкурсно-игровой программы для детей старшего
дошкольного возраста на основе народных игр…………………….15
2.2 Анализ сюжета конкурсно-игровых программ на основе народных игр для детей
старшего дошкольного возраста……………………………20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………26
Глоссарий курсовой работы……………………………………………………..28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени дошкольника, в
котором он реализует свои интересы.
В наше время тема организации досуговой деятельности дошкольников очень актуальна,
потому что досуг дошкольников очень важен в повседневной жизни. Для того чтобы
ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих.
2
Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей.
Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют
выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного
для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то
лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. Досуговая
деятельность в детском саду обусловлена стандартами ФГОС.
Немаловажную роль в досуге играют игры. В свою очередь народные игры являются
неотъемлемой частью художественного и физического воспитания дошкольников.
Представляют собой основу начального этапа формирования гармоничной развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство.
Актуальность исследования заключается в том, что играя в народные игры дети и
родители узнают об особенностях культуры народов, проживающих в нашей стране.
Основной задачей внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое
знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой
педагогического руководства.
Объект исследования – конкурсно-игровые программы для старшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования - особенности построения сюжета конкурсно-игровых программ на
основе русских народных игр для старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – рассмотреть особенности построения сюжета конкурсно-игровых
программ на основе русских народных игр для старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать формы организации досуговой деятельности, форм досуговых
мероприятий, конкурсно-игровых программ и народных игр для детей старшего
дошкольного возраста;
- рассмотреть сюжет и его особенности построения в рамках конкурсно-игровой
программы на основе народных игр.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
Глава I. Характеристика форм организации досуговой деятельности, форм досуговых
мероприятий, конкурсно-игровых программ и народных игр для детей старшего
дошкольного возраста
1.1 Формы организации досуговой деятельности, формы досуговых мероприятий, понятие
конкурсно-игровой программы и народных игр
3
Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое
социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой системы
отношений.
В совокупности с социально полезной, культурно-досуговая деятельность выступает в
роли ведущего, направляющего, определяющего начала социализации дошкольников,
активного вовлечения в процесс всестороннего развития, освоения опыта старших
поколений, приобщения к непреходящим ценностям общемировой и национальной
культуры. В культурно-досуговой деятельности ребёнок усваивает культурные нормы,
ценности и образцы поведения. У него формируется глубокий, осмысленный подход к
действительности, помогающий высветить его место во всеобщей взаимосвязи явлений
мира, общества, макро- и микросреды.
Игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью. Она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению
друг с другом.
В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в
обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и
отношения между ними.
Зрительное восприятие становится одним из ведущих
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.
Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет
специальными способами запоминания.
Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях
запоминания, использовать связи при воспоминании.
Культурно-досуговая деятельность выступает одним из главных направлений,
способствующим становлению социальной активности детей дошкольного возраста,
вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру
потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных,
творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность обеспечивает реализацию
досуговых интересов молодежи в том случае, если реализуются субъективные, т. е.
личностные потребности в досуге и объективные - социально-культурные условия,
способствующие раскрытию человеком собственных потенций.
Реализация досуговых интересов у детей обеспечивается на сегодняшний день за счет
наполнения досуга новым социально-значимым смыслом, в процессе которого идет
формирование у личности практических навыков проведения своего свободного времени.
Этот процесс сопровождается потребностью в познании и общении, возможностью
релаксации, стремлении к творчеству и саморазвитию.
Формы организации досуговой деятельности:
1. Концерт (в концерте могут участвовать сами дети).
2. Кукольный театр – один из самых доступных, зрелищных и простых в организации вид
развлечений.
3. Теневой театр. В нём используются куклы-силуэты.
4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры,
бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам,
стихам.
5. Инсценирование на фланелеграфе. Используется во всех группах.
6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети).
7. Дни рождения детей.
8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах).
9. Забавы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большунов А.Я. Структура игровой деятельности и проектирование обучающих
компьютерных игр / А.Я. Большунов, А.В. Серых // Игра в педагогическом процессе:
межвузовский сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989.- С. 10-18.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы
психологии.- 1966. - №6.
3. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М., 1991. - 96с.: ил.
4. Досуговая педагогика / Исаева И.Ю. Издательство. Флинта. Год. 2010
5. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: Науч.-попул. - М.:
Высш. шк., 1990. - 208 с.
6. Моделирование воспитательных систем: Теория - практика / Под ред. Н.Л.
Селивановой. - М., 1995.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. - 22-е
изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. - 921с.
8. Панфилов В.В. Игровое действо в драматургии праздника. Учебно-методическое
пособие. - М.: АПРИКТ, 2004. - 103 с.
9. Пономарев В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: Автореф.
дис. …канд. пед. наук. - СПб.: 2005. - 41с.
10. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и
праздников / Сост. И.М. Карелова. - СПб.: Специальная литература, 2004. - 111 с.: ил.
11. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и
праздников / Ред.-сост. И.М. Карелова. - Выпуск 2. СПб.: Специальная литература, 2004. -
126 с.: ил.
12. Резванов А.В. Досуговая активность населения: социологический анализ
традиционных сдвигов: Дисс. … канд. социол. нау – Ростов-на-Дону, 2002. – 164 с.
13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.,
1993. - 608 с.
5
14. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учёб, заведений / Под ред.
В. А. Никитина. - M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
15. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга: философско-социологическое
исследование: Автореф. дис. … д-ра филос. наук. – Л., 1981. – 40 с.
16. Фомина А. «Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание
школьников.» - 2005. - №3. – С.34-36.
17. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430 с. - (мыслители
20 века).