Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие литературы на современном этапе повышает интерес к исследованию в области проблематики художественного текста. По своей природе художественный текст сложен и многогранен, объединяет в себе множество компонентов, каждый из которых в частности заслуживает рассмотрения в аспекте филологического, литературоведческого анализов.
Текст художественного произведения, главным образом, выступает диалогом (с воображаемым собеседником), и в таком диалоге писатель нацелен на максимально точную передачу своих мыслей, чувств, переживаний, воспоминаний и т.д. Именно для реализации этой цели автор применяет все средства выразительности, доступные ему.
В. Набоков – всемирно признанный писатель. Его творчество интересно для изучения и прочтения не только в стилистическом аспекте, но также и семантическом содержании. Писатель стремился выйти за рамки привычного жанра, его тексты отличаются реалистичным, глубоко психологическим содержанием. Для писателя это больше чем направление в искусстве или литературе, это личное мнение, образ мыслей.
Актуальность исследования художественного образа персонажа сквозь призму авторского видения в контексте творчества В. Набокова объясняется важностью литературного вклада писателя в развитие мирового искусства литературы. Особенности повествования, манера письма позволили писателю поднимать острые социальные, философские, нравственные проблемы, что немаловажно для современного общества. Изучая жизненный путь литературного персонажа, мы проникаем не только в мир писателя, но и получаем эстетическое удовольствие от прочтения романов и повестей, рассказов, а достижение эстетической вершины происходит через ощущение художественного мира писателя.
В данной работе мы рассматриваем лингвистические особенности как средство изображения художественного образа. Проблема определения авторской оценки мысли и поведения персонажа как средства выражения личного эмоционального, оценочного отношения, является одной из важнейших проблем стилистики текста.
Цель нашей работы: определить особенности изображения художественных образов в рассказе «Занятой человек» В. Набокова. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. дать общую характеристику художественного образа;
2. рассмотреть приемы описания характера персонажа;
3. проанализировать художественные особенности мира писателя
4. определить основные способы оценки поведения персонажей автором.
Объект исследования: языковые особенности изображения художественного образа, выражающие авторское отношение к мысли и поведению героев художественных текстов.
Предмет исследования: особенности авторской оценки мыслей и поведения персонажей по материалам рассказа «Занятой человек» В. Набокова.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть учтены для дальнейшего исследования идиостиля писателя, его прозаических текстов, а также теоретическая часть исследования может быть предложена как алгоритм для анализа творчества других писателей. Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы. В первой главе мы рассматриваем общетеоретические понятия, вторая глава посвящена в большей степени эмпирическому исследованию – анализу рассказа с опорой на исследования выдающихся лингвистов и литературоведов. Список литературы содержит теоретическую и исследовательскую литературу, использованную для проведения качественного анализа произведения.
Глава 1 Общетеоретические и лингвистические аспекты изучения персонажа художественного произведения
1.1 Персонаж в художественном тексте и его характеристика
Понятие персонажа художественного текста подразумевает любое действующее лицо в произведении. Персонаж отличается от литературного героя хотя бы тем, что не несет никаких дополнительных значений. Так, понятие литературный герой обозначает лицо в художественном тексте, выражающее сюжетную линию и содержание произведения.
Определение Л. Я. Гинзбург: «Литературный персонаж – это, в сущности, серия последовательных появлений одного лица в пределах данного текста. На протяжении одного текста герой может обнаруживаться в самых разных формах: упоминание о нем в речах других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности, сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями и проч. <…> Повторяющиеся, более или менее устойчивые признаки образуют свойства персонажа. Он предстает как однокачественный или многокачественный, с качествами однонаправленными или разнонаправленными» [21].
Поведение героя и его характеристики взаимосвязаны. Литературный герой и персонаж – это два также взаимосвязанных процесса. Между двумя понятиями существует тонкая грань разграничения. Если рассматривать семантическое значение слова герой, мы увидим, что это слово имеет героическое начало, тогда соответственно неприменимо понятие герой к отрицательному персонажу. Об этом на протяжении долгого времени спорят литературоведы.
В среде персонажей мы встречаем и литературного героя, и лирического героя, действующее лицо. Это нам говорит о более широком значении слова. Понятие лирический герой в художественном произведении впервые упоминается Ю.Н. Тыняновым в 1921 году.
Лирический герой — образ героя в лирическом произведении, мысли, чувства, восприятие которого отражают авторское мировосприятие.
Лирический герой – это не автобиографический образ автора, это художественное обобщение свойств личности человека, его характера в конкретном образе героя в произведении. Часто упоминают понятие синонимичное литературному герою, литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, соответствующей какому-либо месту и ситуации, в которой происходит действие. В данном типе объединяют общее и единичное. Литературный тип это не значит среднее значение образов или изображаемых личностей, это наиболее яркий представитель местности и характеристики.
Изучая понятие персонажа и его характера, мы выделили, что в современном литературоведении характер персонажа определяется неповторимой индивидуальностью персонажа, его личным внутренним миром и представлением об окружающем его социуме. Характер литературного героя или иначе персонажа, включает в себя многообразие всевозможных черт, объединение данных черт помогает выделить главную, определяющую.
Систему характера можно представить в следующем алгоритме: простой-сложный, простой характер чаще всего в произведении объединяется в пару – простой-хороший. Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Сложный характер – это внутренние переживания героя, постоянный поиск, характерный для преломления личности в определенные отрезки времени, нравственный, духовный рост героя. Сложный характер очень трудно обозначить «положительным» или «отрицательным». В нем присутствует противоречивость и парадоксальность.
Структурными составляющими литературного персонажа проявляется двупланово. Внешний и внутренний облик литературного героя. Внешнее проявление персонажа это портрет, одежда, речь, возраст, профессия, история жизни.
ПОРТРЕТ. Это лицо, фигура, отличительные особенности телосложения .
ОДЕЖДА, которая тоже может отражать определенные черты характера героя.
РЕЧЬ, особенности которой характеризуют героя не меньше, чем его внешность.
ВОЗРАСТ, который определяет потенциальную возможность тех или иных действий.
ПРОФЕССИЯ, которая показывает степень социализации героя, определяет его положение в обществе.
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ. Содержит сведения о происхождении героя, истории его появления, отношения с родителями. [21]
ВЕРЫ (или отсутствие таковой),Определяет взаимоотношения героя и Бога, Церкви.
ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПОСТУПКОВ, которые обозначают результаты взаимодействия души и духа героя. Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать собственную деятельность, то есть рефлексировать, в данном контексте с героем происходят психологические изменения личности, развитие человека происходит только при внутренних переживаниях, которые мотивируют для дальнейшего развития. Художественная рефлексия позволяет автору выявить личностную самооценку героя, охарактеризовать его отношение к самому себе.[21]
Для создания персонажа автор использует всевозможные литературные стилистические приемы, в результате чего образуется вымышленное лицо, индивидуального характера, уникальной внешностью. Продуманные характеристики персонажа, исключительная составляющая, которая
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. С. 106–120.
2. Введение в литературоведение: учебник для вузов по специальности "Русский язык и литература": рек. УМО вузов РФ / [Н. Л. Вершинина и др.]; под общ.ред. Л. М. Крупчанова. - Москва: ОНИКС, 2009. - 416 с.
3. Введение в литературоведение: учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Филология": рек. УМО вузов РФ / [Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.]; под ред. Л. В. Чернец. - Москва: Академия, 2011. - 720 с.
4. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. С. 89–90 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – М. : Наука, 1987.
5. Долинина И.В. Художественный текст как объект лингвокультурологического анализа // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015. №5 (19). URL: https://cyberleninka.ru / article /n / hudozhestvennyy-tekst-kak-obekt lingvokulturologicheskogo-analiza
6. Заяц С.М. Пути анализа литературного произведения/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.proza.ru/2013/06/02/1599
7. Набоков, В. Собрание сочинений русского и американского периодов В 10 томах. Издательство: СПб: Симпозиум; 5000 с.; 1999 - 2000 г.
8. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ [Электронный ресурс]. — Режим доступf http://ozhegov.info/slovar/?q=М*&pg=69&ind=N
9. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка [Текст] /Д.Э. Розенталь. - 4-е. изд. - М.: Наука, 1977. - 296 с.
10. Рябинина Марианна Владимировна Портрет как средство психологической характеристики персонажа в повестях г. Алексеева // Вестник ЧГУ. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-kak-sredstvo-psihologicheskoy-harakteristiki-personazha-v-povestyah-g-alekseeva
11. Строганова И. А. Проза писателей-эмигрантов первой и второй волны: принципы типологии // Вестн. Московского гос. гуманитарного ун-та им. М. А. Шолохова. – 2013. – № 3. – С. 55–64.
12. Суслов П. А «Маленький человек» в малой прозе В. Набокова // Genius loci. Костромской гуманитарный вестн. – 2013. – № 2. – С. 52–58.
13. Таюпова О. И. Аспекты изучения художественного текста // Вестник Башкирск. ун-та. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-izucheniya-hudozhestvennogo-teksta
14. Телия, В.Н. Роль человеческого фактора в языке [Текст] /В.Н. Телия. - М.: Языки русской культуры, 1988. - 212 с.
15. Узбекова Г. Ф. Сон как прием игры с реальностью в русскоязычных романах В. Набокова // Славянский мир: духовные традиции и словесность: сб. 89 материалов междунар. науч. конф., посвящ. 300-летию А.П. Сумарокова, 200- летию А.К. Толстого. – Тамбов, 2017. – С. 155–163.
16. Хализев В.Е. Теория литературы/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://modernlib.ru/books/halizev_v/teoriya_literaturi/read
17. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. – М. : Крон-пресс, 1996. – 656 с.
18. Хромушина А. А. Мотив сна в малой прозе В. Набокова // The Electronic Scientific Journal. – 2016. – № 11-1. – С. 164–168.
19. Хромушина А. А. Мотивный анализ как способ интерпретации художественного текста (мотив сна в малой прозе В. Набокова) / А. А. Хромушина, И. В. Ставровская // Преподавание русского языка и литературы: вызовы времени : сб. метод. материалов по результатам круглого стола. – Иваново, 2017. – С. 67–75.
20. Шеховцова О. Н. У истоков набоковедения // Классика и современность в литературной критике русского зарубежья 20-30 х годов : сб. науч. тр. – М., 2006. – Ч. 2. –С. 91–106.
21. Шитакова Н. И. Мотив сна в творчестве В. Набокова и Г. Газданова // Инновации в современной науке: материалы III междунар. зимнего симпозиума. – М., 2014. – С. 238–242.