Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловливает та роль, которая принадлежит страхованию в
жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, проводимые в России, и
имеющие своей целью реформирование прежде всего рыночных отношений, не обошли
стороной и страхование. В современных условиях развитие страхования в России
осуществляется на основе принципов, имеющих кардинальные отличия от тех, на которых
основывалась командно-административная централизованная система, существовавшая на
протяжении семидесяти лет.
Поэтому каждому специалисту в области экономики, предпринимателю, да и просто
гражданину нужно обладать представлениями о той роли страхования, которую оно
играет в жизни современного общества, и каким образом эта роль может быть
использована в целях защиты в процессе хозяйственной деятельности и в повседневной
жизни от возможных убытков.
Внебюджетные фонды появились первоначально задолго до возникновения бюджета в
виде специальных фондов или особых счетов.
Процесс перехода к рыночной экономике сопровождался модернизацией финансовой
системы, что прежде всего затронуло ее центральное звено – общегосударственные
финансы. Произошло появление одного за одним и выделение внебюджетных фондов,
2
представляющих собой фонды денежных средств, которые были образованы без участия
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предназначением
таких фондов была реализация конституционных прав граждан и удовлетворение
отдельных потребностей социального и экономического характера.
В Российской Федерации были созданы и осуществляют свою деятельность три
государственных социальных внебюджетных фонда: Фонд социального страхования
Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды представляют собой
составную часть финансовой системы Российской Федерации. В числе государственных
внебюджетных фондов особое значение приобрели вышеназванные социальные
внебюджетные фонды, на счетах которых происходит аккумуляция средств,
направляемых на реализацию важнейших социальных гарантий – поддержки в сфере
занятости, государственного пенсионного обеспечения, поддержки в случае потери
трудоспособности, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки во время
отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного лечения и прочих.
Целью данной работы является изучение структуры и особенностей функционирования
фонда и его места в бюджетной системе России.
Исходя из поставленной цели решаются следующие задачи:
− определить сущность, структуру, назначение фонда;
− проанализировать бюджет фонда;
− рассмотреть проблемы и перспективы развития фонда.
Объект исследования: Фонд социального страхования Российской Федерации.
Предмет исследования: анализ бюджета Фонда социального страхования Российской
Федерации
Глава 1 Место и роль Фонда социального страхования Российской Федерации в
бюджетной системе Российской Федерации
1.1 Понятие Фонда социального страхования Российской Федерации и этапы развития
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) представляет собой
государственный внебюджетный фонд, который созданный в целях обеспечения
обязательного социального страхования граждан России.
Развитие Фонда социального страхования можно распределить на четыре этапа.
2 июня 1903 года с принятием первого общероссийского закона «О вознаграждении
потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их
семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской
промышленности» начался первый этап в развитии Фонда, который длился до 1917 года.
Новым законом вводилось обязательное страхование рабочих, в законе содержался ряд
3
статей, которые были исключительно важны для становления в России государственного
социального страхования. Закон впервые устанавливал право рабочих на требование хотя
бы какой-то компенсации в случае полученной на производстве травмы.
Вместе с тем никаких мер, которые бы защищали рабочих на случай болезни, введено не
было.
23 июня 1912 г. произошло вступление в силу нового пакета законов: «Об
утверждении присутствийпо делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по
делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случайболезни»; «О
страховании рабочих от несчастных случаев», которыми были заложены базовые основы
социального страхования. Выплату пособий и пенсий осуществляли больничные кассы и
страховые товарищества при наступлении двух случаев: болезни и несчастного случая .
Формирование доходов больничных касс осуществлялось на основе взносов их
участников, сумма взносов равнялась 1-3 % суммы заработной платы, а также доплат
владельцев, которые составляли 2/3 суммы взносов участников кассы, доходов с
имущества, пожертвованиями, суммами денежных взысканий, которые налагало
правление больничных касс, из пеней и случайных поступлений.
За счет средств больничных касс помимо пособий по болезни, осуществлялась выплата
пособий по родам, смерти и увечьям. Формировались доходы товариществ из сумм
единовременных и ежегодных страховых взносов владельцев, пожертвований, доходов с
имущества товариществ, штрафов и пеней, которые налагались товариществом и
случайных поступлений. Средствами страховых товариществ осуществлялось
образование пенсионного фонда, уплата пособий и единовременных вознаграждений,
покрывались расходы по управлению товариществами, формировался резерв и
осуществлялись мероприятия по предупреждению несчастных случаев.
Соблюдение закона от 1912 года осуществлялось только в европейской части России и на
Кавказе, а на остальной территории имели действие правила закона от 1903 года.
Положения данных законов не были распространены на рабочих сельскохозяйственных,
строительных, кустарных и ремесленных предприятий.
Начало второго этапа (1918 – 1933 гг.) было отмечено заменой социального страхования
на систему государственного социального обеспечения. В 1918 году вступило в силу
положение о социальном обеспечении, которым гарантировалась выплата пособий при
временной утрате заработной платы по причине болезни, беременности, родов и увечья
независимо от характера труда.
В 1921 году принят декрет Совнаркома «О социальном страховании лиц, занятых
наемным трудом», что обеспечило возврат к социальному страхованию и введению
государственного регулирования страховых взносов.
В 1929 году государственному социальному страхованию был установлен единый
бюджет. Начиная с 1931 года, средства социального страхования использовались в целях
финансирования санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных
учреждениях . Помимо этого, средства выделялись на финансирование детских
оздоровительных лагерей.
Отмена обязательного института социального страхования при наступлении несчастного
случая на производстве или возникновения профессионального заболевания в 1930-е годы
повлекла за собой отказ использования крайне важных страховых методов, позволяющих
оценивать индивидуальные риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности, что
стране до настоящего времени преодолеть не смогла, даже после введения в России в 2000
году этого института страховании.
Третий этап был самым продолжительным - с 1933 по 1990 гг. Социальное страхование в
1933 г. в СССР перешло в ведение профсоюзов, а страховые кассы и все наработки,
имевшие тесные связи со страховой медициной и дифференциацией тарифов,
обусловленных социальными рисками, были ликвидированы.
4
В 1937 и 1938 годах профсоюзы были лишены обязательств по выплате пенсий
неработающим пенсионерам. Осуществление этих выплат происходило из средств
государственного бюджета.
Принятое в 1964 году Советом Министров СССР постановление "О государственном
социальном страховании членов колхозов, специалистов,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература. - 2003. - С. 94-
109.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 292-ФЗ "О
бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на
плановый период 2011 и 2012 годов" (принят Госдумой 20.11.2009)
3. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от
16.07.1999 № 165-ФЗ. - М.: Проспект. -2009. – С.235
4. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в ред.
от 09.02.2009 № 13-ФЗ) - М.: Проспект. -2009. – С.235
5. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации».- М.: Проспект. -2009. – С.235
6. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования.
Учебное пособие. - М.: МГТУ. - 2009. – С. 340
7. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / А.М. Годин, Н.С.
Максимова, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2009. – С. 568
8. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / А.С. Нешитой. –
М.: Дашков и К°. 2009. – С. 308
9. Организация исполнения бюджета : учеб. пособие / ред. В. В. Карчевский. – М.:
Вузовский учебник. 2009. – С. 224
10. Абалтусова А.А. Социальное страхование в системе социальной защиты населения
// Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: Сборник статей по
материалам XXXV международной студенческой научно-практической конференции. 8
(34). С. 32-39
11. Алпатова Д.Ю. Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы //
Молодой ученый. 2014. 8 (2). С. 4-5.
12. Вертипрахова Е. П., Юзвович Л.И. Пилотный проект фонда социального
страхования и итоги его реализации [Статья] // Устойчивое развитие российских
регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков.
Екатеринбург: Сборник материалов XII международной научно-практической
конференции, 2015 г.. С. 197-200.
13. Комаров А.В., Винник Д.В., Соколов А.К. Роль денежно-кредитной политики ЦБ
РФ в экономическом развитии государства с 2013 по 2016 года //Экономика и
предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 1138-1141.
14. Комаров А.В., Федорова В.Г. Влияние санкционной политики на банковскую
систему Российской Федерации 2014-2016 гг. // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. Т. 8. С.
127-137.
15. Маркосян Ж.К. Фонд социального страхования в РФ: проблемы его формирования
и использования [Статья] // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. Пятигорск
: ООО «Маркер», 2015 г.. С. 82-84.
16. Темирова З.Д. Актуальные проблемы деятельности Фонда социального
страхования Российской Федерации [Статья] // Экономика. Право. Печать. Вестник
КСЭИ. Краснодар: НЧОУ ВПО "Кубанский социально-экономический институт", 2016 г..
1 (69).
17. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / ред. М.В. Карасева. – М.:
Юристъ.- 2009. – С. 592
5
18. Чевычелов, В.А. Контроль за исполнением бюджета – важный элемент
государственного финансового контроля / В.А. Чевычелов, А.В. Лепешкин // Экономика и
право. – 2009. – № 3. – С. 80 - 88.