Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс инвестирования играет в экономике любого государства важную роль. Инвестиро-вание в существенной мере определяет экономический рост государства, занятость населе-ния и составляет значительный элемент основы, на которой базируется экономическое раз-витие общества. Поэтому проблема, связанная с эффективным осуществлением инвестиро-вания, заслуживает серьезного внимания, в особенности на современном этапе - времени укрупнения субъектов рыночных отношений.
Инвестиции собой представляют использование финансовых ресурсов в форме долгосроч-ных вложений капитала (капиталовложений). Осуществление инвестиций – процесс, про-тяженный во времени. Поэтому для наиболее эффективного использования финансовых ре-сурсов компания формирует свою инвестиционную политику. Политика собой представляет общее руководство для принятия решений и действий, которое облегчает достижение целей компании. Именно при помощи инвестиционной политики компания реализует свои воз-можности к предвосхищению долгосрочных тенденций экономического развития и адапта-ции к ним.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью рассмотрения инвестиций с эко-номической точки зрения, поскольку они играют не последнюю роль в условиях рыночной экономики в международной практике.
Поэтому тема работы актуальна.
Цель работы заключается в изучении географии инвестиций стран зарубежной Европы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные положения политики стимулирования иностранного инвести-рования;
провести сравнение инвестиционной политики стран с различным развитием эконо-мики;
проанализировать основные проблемы, характерные для современной политики сти-мулирования иностранных инвестиций в развитии российской экономике.
Объектом исследования являются правовые нормы международных инвестиционных пра-воотношений, предметом – особенности и методы их урегулирования в международном праве.
В работе использованы системный и комплексный подходы. Для аналитического исследо-вания применялись методы сравнения и сопоставления.
Информационной базой исследования явились информационные материалы официальных источников статистики государств Западной Европы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЛИТИКИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
1.1. Понятие инвестиций
Существует множество модификаций определений понятия «инвестиции», отражающих множественность подходов к пониманию их экономической сущности. В существенной ме-ре это обусловлено экономической эволюцией, спецификой определенных этапов историко-экономического развития, господствующих методов и форм хозяйствования.
Специфическими характеристиками российского рыночного подхода к пониманию сущно-сти инвестиций являются:
- связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
- рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: вложений (затрат) и ресурсов (капи-тальных ценностей);
- анализ инвестиций в динамике, а не в статике, что дает возможность объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива такого объединения;
- включение в состав объектов инвестирования любых вложений, которые дают социальный либо экономический эффект.
В целом инвестиции при рыночном подходе к их определению можно определить как про-цесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты при учете целевых установок инвесторов - получения дохода (эффекта).
Инвестиционная деятельность - это деятельность, которая связана с вложением средств в объекты инвестирования в целях получения дохода (эффекта); под инвестиционной дея-тельностью также понимают вложение инвестиций и осуществление практических дей-ствий с целью получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта.
На сегодняшний день международные инвестиционные отношения регулируют многосто-ронние, двухсторонние и региональные международные договоры.
К универсальным международным договорам в сфере инвестиционных правоотношений относится Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров (она вступила в силу 14.10.1966 г.). Эта Конвенция создала специальный орган — Между-народный центр по урегулированию инвестиционных споров. До принятия Конвенции данные споры попадали под юрисдикцию национальных судов государств. Появление ме-тода международного разрешения инвестиционных споров, безусловно, стало важнейшей гарантией прав иностранных инвесторов, поскольку обеспечивало им беспристрастное и независимое рассмотрение споров между частным и государством инвестором.
Конвенция предусматривает разрешение инвестиционных споров между Договаривающи-мися странами и лицами других Договаривающихся государств с помощью арбитража и примирения (ст. 1 Конвенции). Примирительная процедура не носит обязательного характе-ра; в отличие от нее арбитражное решение является обязательным для сторон и не может быть обжаловано. Юрисдикция Центра по урегулированию инвестиционных споров может основываться только на письменном соглашении инвестора и государства, которое прини-мает инвестиции, или же на положениях двусторонних договоров о взаимной защите капи-таловложений и поощрении.
Обеспечение надлежащего рассмотрения споров, которые вытекают из международной ин-вестиционной деятельности, вместе со страхованием рисков трансграничных капиталовло-жений, является одним из самых распространенных методов защиты иностранных инвести-ций. Главным международным правовым источником в указанной сфере является Вашинг-тонская конвенция 1965 г. о разрешении инвестиционных споров между странами и юриди-ческими или физическими лицами других стран (далее - Вашингтонская конвенция).
В литературе внимание обращается на определенную уникальность данного документа. В частности, отмечено, что Вашингтонская конвенция является единственным международно-правовым актом, содержащим механизмы разрешения инвестиционных споров и учрежда-ющим специальный орган, который действует под эгидой Международного банка рекон-струкции и развития - Международный центр по урегулированию инвестиционных спо-ров».
В 1978 г. в целях расширения юрисдикции Центра по урегулированию инвестиционных споров приняли Правила о дополнительных инструментах механизма разрешения спора и процедуры по установлению фактов. Данные Правила позволяют сторонам использовать примирительную процедуру или арбитражное рассмотрение для не предусмотренных Кон-венцией споров между инвесторами и государствами, в частности в случае, когда государ-ство-участник спора не является участником Конвенции.
Еще один многосторонний международный договор в сфере инвестиционных отношений — Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям ин-вестиций (вступила в силу в апреле 1988 г.). РФ ратифицировала данную Конвенцию 02.12.1992 г. Этот документ учредил Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), которое имеет статус юридического лица и является филиалом Международного банка реконструкции и развития. Задачей МАГИ является «стимулирование потока инве-стиций в производительных целях между государствами-членами и, в особенности, в разви-вающиеся государства, таким образом дополняя деятельность Международного банка разви-тия и реконструкции, Международной финансовой корпорации и других международных финансовых учреждений развития».
Для достижения данной цели МАГИ предоставляет гарантии, включая повторное и сов-местное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, которые осу-ществляются в каком-либо государстве-члене из других государств-членов; а также прово-дит другую деятельность по содействию потоку инвестиций в развивающиеся государства-члены и между ними.
Проблема разрешения международных инвестиционных споров весьма актуальна в совре-менных условиях в связи с тем, что число исков, которые поданы в национальные суды раз-ных стран, международные арбитражные органы, в Арбитражный трибунал Международно-го центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУ-ИС), с каждым годом возрас-тает. МЦУИС стал общепризнанным международным органом по разрешению инвестици-онных споров. Следует отметить, что неоднократно Россия выступала в качестве ответчика по некоторым инвестиционным спорам. Таким образом, для России будет полезен факт ра-тификации Вашингтонской конвенции 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», которая учредила МЦУИС, по-скольку это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности нашего государства.
Государства обладают правом на разрешение инвестиционных споров, которые возникают между зарубежными инвесторами и государствами, с такой целью и был создан специаль-ный международный институциональный механизм для их урегулирования, который пред-ставляет собой важную гарантию защиты иностранных инвестиций.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9 июля 1999 г. статья 10 по-священа гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, который возникает в связи с осуществлением капиталовложений и предпринимательской деятельности иностранным инвестором на территории России. В соответствии с ней: «Спор иностранного инвестора, который возник в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и инвести-ций на территории РФ, разрешается согласно международным договорам РФ и федеральным законам в арбитражном суде или суде, или в международном арбитраже (третейском суде)».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Соглашения о защите и поощрении капиталовложений : сборник документов / под ред. Ю.Ю. Берестнева М., 2002.
2. Сеульская конвенция об учреждении МАГИ 1985 г. // Вестник ВАС РФ. 2001. №7 (специальное приложение). С. 92—114.
3. Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. №4.
4. Конвенция о защите прав инвестора 1997 г. // Вестник ВАС РФ. 1997. №8. С. 80. 6. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.05.2020).
5. О прекращении временного применения Соглашения о сотрудничестве в области ин-вестиционной деятельности: распоряжение Президента РФ №84-рп от 04.03.2002 г. [Элек-тронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О некоторых международных договорах, подписанных в рамках Содружества Неза-висимых Государств: распоряжение Президента РФ № 166-рп от 16.04.2007 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Кон- сультантПлюс».
7. Аскинадзи В.М., Максимова В.М. Инвестиционное дело / В.М. Аскинадзи, В.М. Максимова. – М.: Университетская книга, 2012. – 366 с.
8. Безлепкина Н.В. Экономический инструментарий государственного регулирования инвестиций // Наука и современность. - 2013. - № 24. - С. 262-266.
9. Деркач А.А. Теоретико-методологические аспекты инвестиций и государственное регулирование инвестиционной деятельности // Экон. науки. - 2013. - № 105. - С. 21-25.
10. КолмыковаТ. С. Инвестиционный анализ : учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2015. – 207 с.
11. Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник /И.Я. Лукасевич. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 325 с.
12. Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. К вопросу о процедуре разработки МСФО и введении их в российскую учетную систему // Социально-экономические явления и процессы. Там-бов, 2012. № 11.
13. Мялкина А. Ф., Оводкова Т. А. МСФО в России - новый шаг на пути к глобализации и интеграции мировой экономики // Международный диалог: восток-запад: мат-лы V Меж-дунар. науч. конф. 25-26 апреля 2014. Республика Македония, 2014.
14. Хазанович Э. С. Инвестиции: Учеб. пособие / Э. С. Хазанович. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
15. Янковский К. П. Инвестиции: Учебник / К. П. Янковский. – СПб.: Питер, 2012. – 368 с.
16. Most recent FDI statistics for OECD and G20 countries. Updated on 05/10/2011 URL: http://www.oecd.org/document/0,3746,en_2649_201185_46462759_1_1_1_1,00.html (дата обра-щения: 25.05.2020).
17. UNCTAD, based on annex table I.1 and the FDI/TNC database URL: www.unctad.org/fdistatistics (дата обращения: 25.05.2020).
18. Ходов Л.Г. Германия как импортёр и экспортёр частного капитала URL: http://www.ieras.ru/journal/journal4.2000/10.htm (дата обращения: 25.05.2020 ).
19. Сайт оценки бизнес регулирования DoingBusiness URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения: 25.05.2020).