Фрагмент для ознакомления
2
запоминанию необходимого теоретического материала, а не «зазубриванию» его. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже «слабые» учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.
Устное проговаривание – один из важнейших этапов урока. Каждому ученику придётся тихонько рассказать теоретический материал своему соседу по парте. Задача того, кто прослушивает ответ товарища, – оценить этот ответ. Затем ученики меняются ролями. В классе в это время стоит лёгкий гул, но он не мешает ответам учащихся (внимание их концентрируется в данный момент на проговаривании и прослушивании материала). Несомненно: все опорные сигналы в схеме должны быть озвучены каждым учеником.
Опорная схема может служить своеобразным инструментом-помощником в решении теоретических задач. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику опорных конспектов и схем можно назвать «комфортной». Введение теоретических знаний в виде опорных схем, алгоритмов, обобщающих таблиц даёт возможность ученикам увидеть правило в полном объёме, увидеть ту или иную особенность, лучше осмыслить изложенный материал, осознать логические взаимосвязи, систематизировать и упорядочить знания. В приложении даны схемы, составленные на уроках. Безусловно, ещё одним надёжным способом хранения в памяти алгоритмов, правил действий являются рифмовки. Этот способ звукового кодирования очень часто используется учителями начальных классов. Рифмовки – удобный мнемонический приём.
При составлении опорных конспектов деятельность учащихся носит преобразующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, конкретизируют понятия.
Одним из видов схем является опорная схема, в которой определенным образом структурированный блок учебного материала. Определение, утверждение, рисунки, раскрывающие его содержание, ограничены некоторыми контурами в цвете, которые определенным образом размещены на бумаге (или на экране ПК) и связанные между собой стрелками, отражающие существующие логические связи между ними [8].
Опорные схемы могут включать в себя и небольшие по объему тексты, и некоторые символы, с целью подчеркнуть важность или проблемность какого-либо утверждения, заключения. Для лучшего зрительного восприятия отдельные составляющие опорной схемы изображают разными цветами.
Именно опорные схемы, в которых с помощью цвета, стрелок, вспомогательных слов и т.д. внимание учеников направляется на основные понятия, логические связи между ними, способствуют глубокому усвоению содержания учебного материала, формированию навыков самостоятельной работы. Опыт работы показывает, что при опросе не следует требовать воспроизведения опорной схемы и ученики этого и не делают. Опорная схема помогает им уловить суть учебного материала и последовательность его изложения, последовательность выполнения технологических операций.
Работа с опорными схемами требует известной оперативности, поэтому учитель должен продумать способы их предъявления на уроках. Некоторые из схем можно сделать элементами постоянной экспозиции классной комнаты, другие – поместить во временную экспозицию, третьи – использовать только на отдельных уроках по мере необходимости.
Поиск и изобретение схем вместе с детьми является наиболее удобным способом запоминания правил, алгоритмов орфографических действий, с помощью которого можно работать над повышением грамотности учащихся, также переводить знание из кратковременной памяти в долговременную.
Опорные схемы есть наглядными схемами, которые демонстрируют определённые единицы информации. Опорные сигналы являются ассоциативными символами (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), которые заменяют некоторое смысловое значение. Опорная схема есть системой опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, что представляет собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Схемы не даются учащимся в готовом виде. Работа с опорными схемами сопровождается рядом приёмов и принципиальных методических решений.
Одно из важных современных умений ученика – это умение кодировать большой объем информации, выстраивать логические цепочки для размышления, а значит, овладевать новыми способами деятельности, чего так не хватает в современном, богатом большим объемом информации образовании.
Достаточное количество разного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и дальше не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
Трудно добиться результатов при изучении языка, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, ведет к снижению качества знаний. Схема как средство наглядности в обучении – это не столько иллюстрация, которая демонстрируется параллельно с устным или письменным изложением материала, сколько ключ к решению практических задач.
Опорная схема даёт возможность активизировать не только познавательную, но и умственную деятельность учащихся, тем самым мотивирует деятельность ученика, тем самым способствует его успешности.
Опорные схемы на уроках должны стать постоянными помощниками учеников, основой дружного общения, импульсом к активной, заинтересованной деятельности. Они обеспечивают работу всего класса и быстрое продвижение в обучении всех детей. В результате на каждом уроке появляется резерв времени, а, следовательно, возможность выполнить большое количество разнообразных упражнений на закрепление и повторение изученного, а также на выработку прочных умений и навыков.
Использование схем способствует более глубокому усвоению знаний еще и потому, что изучение программного материала только по учебнику имеет ограниченные возможности многократного повторения.
По мнению педагога И.В. Егорова, использование эталонных схем в экологических исследованиях в начальной школе: «Выполняя эту работу, студенты развивают логическое мышление, устную логическую речь, творческие способности, а студент использует научные концепции. Студент учится самостоятельно получать знания. Таким образом, использование эталонных схем позволяет учащимся не запоминать формулировки, а выучить их на уроке. И их используют столько, сколько необходимо до полного усвоения материала. Все новое нужно постепенно держать в уме ребенка.
2.2. Анализ опыты педагогов по проведению прогулок как основного элемента средств наглядности
Прогулка – это одна из форм организации активного отдыха, которая служит восстановлению работоспособности учащихся.
Стоит подчеркнуть, что педагоги-практики многих учебных заведений РФ, и, очень часто, педагогические коллективы учреждений, в представлении педагогического опыта свидетельствуют о том, что прогулка вместе с использованием других элементов наглядности в процессе проведения уроков окружающей среды.
Во время прогулки дети знакомятся с окружающим миром, общаются с товарищами. Есть прогулки оздоровительно-воспитательные и учебно-воспитательные.
Избираются маршруты, объекты, места, где можно собрать коллекции, гербарии, поверхностно познакомить с отдельными предметами и явлениями окружающего мира. Воспитатель или учитель комментирует увиденное. Например, архитектурную украшение здания, растение, мемориальная доска.
Прогулки позволяют учителю начальных классов, воспитателю группы продлённого дня решать целый комплекс оздоровительно-гигиенических и познавательных задач. Во время прогулок широко используются различные игры на местности и другие виды физических упражнений. Планируя прогулку, учитель, воспитатель заранее сообщает об этом учеников, предлагает им, что одеть, как подготовиться.
Прогулки являются тематическими и целенаправленными. В проведении всех мероприятий во время прогулки, похода необходимо давать школьникам больше самостоятельности и творческой инициативы, не навязывать ученикам то, что им не нравится. Все физические упражнения надо проводить в игровой форме.
Во время прогулок дети занимаются ориентированием на местности, учатся определять стороны света по различным признакам (за деревьями, пнями, солнцем и т.д.), можно разучивать разные песни.
Скорость движения во время прогулки, экскурсии должна быть небольшой, чтобы слабом ученику было нетрудно.
Готовность обучающихся к прогулке учитель, воспитатель предварительно проверяет. В жаркие дни обязательные головные уборы.
После проведения прогулки учитель или воспитатель должен поинтересоваться, что больше всего понравилось ученикам, куда бы они хотели идти в следующий раз. Эти пожелания необходимо учитывать при планировании работы группы. Это поднимает их интерес, делает прогулки, экскурсии более интересными.
Итак, мы рассмотрели особенности прогулки как воспитательно-образовательного потенциала. Определили основные элементы прогулки.
По мнению педагогов, прогулка является важным моментом, предупреждающим переутомление детей, восстанавливающим их работоспособность. В течение дня режим школы предусматривает проведение трёх прогулок: утром (до начало уроков); в середине дня (между учебными занятиями); в конце дня.
Специфика и характер прогулок: утренняя прогулка непродолжительная, как и утренняя зарядка, обеспечивает бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям; вторая прогулка является паузой, имеющей в виду восстановление сил, снятие умственного и физического утомления, повышение работоспособности учащихся; третья прогулка проводится после всех школьных занятий. Это прогулка – отдых.
Кроме того стоит рассмотреть особенности структуры прогулки: организационный момент. Он включает: одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети одевались по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке), инструктаж о времени и цели прогулки, о правилах поведения, о распределении конкретных поручений. Такую вступительную беседу – инструктаж лучше проводить во дворе школы на постоянном месте сбора группы или класса; движение по намеченному маршруту и выполнение предусмотренных заданий, организованное наблюдение, беседа воспитателя по теме прогулки, самостоятельная деятельность школьников; краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора; возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические процедуры.
Виды прогулок: за основу типологии прогулок взята та ведущая деятельность, с помощью которой на данной прогулке решаются основные оздоровительные, воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
2.3. Технология веб-квест как элемент средств наглядности на уроках окружающего мира
Понятие Веб-квест (Webquest) не новое, впервые было принято Берне Доджем и Томом Марч в 1995 году. Авторы разработали инновационные задачи, приложения к самостоятельной работе учащихся с целью интеграции сети Интернет в систему образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атутов, П. Р. Технология и современное образование [Текст] / П. Р. Атутов // Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 13-19.
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса методические основы [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
3. Бенно, А. Выбор учебных заданий для организации групповой работы в классе [Текст] / А. Бенно // Проблемы совершенствования обучения в школе. – М., 1973. – С. 10-15.
4. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько – М.: Изд-во Педагогика, 1995. – С. 60-72.
5. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы [Текст] / Е. В. Бондаревская – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. – С. 62-84.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана Граф, 2015. – 240 с.
7. Гендит, Т. Н. Технология интерактивного обучения в дополнительном образовании детей [Текст] / Т. Н. Гендит // Современные технологии в российской системе образования: сб. статей 8 Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – 220 с.
8. Григорьев, С. А., Раевский, А. М. Групповая форма работы на уроке [Текст] / С. А. Григорьев, А. М. Раевский //Советская педагогика. – 1989. № 8. – С. 38-41.
9. Груздев, Г., Груздева, В. Педагогическая технология эвристического типа [Текст] / Г. Груздев, В. Груздева // Высшее образование в России. – 1996. – № 1 – С. 117-122.
10. Гузеев, В. В. Системные основания образовательных технологий [Текст] / В. В Гузеев // Школьные технологии. – 1997. – № 1. – С. 3-10.
11. Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В.Дворецкая // Педагогическая технология. – М., 2004. – №2. – С. 38-40.
12. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие [Текст] / В. К. Дьяченко – М.: Педагогика, 2019. – 160 с.
13. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М.: Учпедгиз, 1960. – 311 с.
14. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г.Захарова; М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 192 с.
15. Ильина, Т. А. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Т. А. Ильина. – М.: Просвещение, 2017. – 496 с.
16. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю.Ксензова; М.: Педагогическое общество России, 2018.
17. Курапова, И. И. Организация проектной работы на уроке окружающего мира / И. И. Курапова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 25-29.
18. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. – М. : Знание, 1976. – 64 с.
19. Лийтметс, Х. И. Групповая работа на уроке [Текст] / Х. И. Лийтметс. – М.: Знание, 1975. – 64 с.
20. Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии [Текст] / Учебное пособие под ред. Н. Н. Никитиной. – Ульяновск, 1998. – 128 с.
21. Миронов, А. В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 53-57.
22. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В.Оконь. – М.: Высшая школа, 1990.
23. Педагогика: учебное пособие // Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 .
24. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – с.368.
25. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А.Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – с. 576.
26. Смирнов, С. Технологии в образовании [Текст] / С. Смирнов // Высшее образование в России. – 2019. – № 1. – С. 109-112.
27. Суворова, Н. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] // Учитель, 2000. – № 1. – С. 25-28.
28. Трубинова, О. М. Активные и интерактивные формы обучения по предмету «Окружающий мир» / О. М. Трубинова // Начальная школа плюс До и После. – 2018. – № 7. – С. 29-32.
29. Якунин, В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты [Текст] / В. А. Якунин. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1988. – 159 с.
30. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования [Текст] / Пер. с польск. О. В. Долженко. – М.: Высшая школа, 1986. – 133