Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях страховое покрытие населения является
обязательной чертой каждого цивилизованного государства. Страхование-это
неотъемлемая часть жизни во всех уголках нашей планеты, а также уникальная отрасль
3
экономики. Сегодня система здравоохранения, включая медицинское страхование, играет
важную роль в большинстве стран мира. Страховой механизм защищает граждан и
трейдеров от различных рисков. Это также система экономических отношений, которая
включает в себя совокупность форм и методов, составляющих средства, используемые для
защиты имущественных интересов участников страхования при наступлении
определенных событий.
Медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов граждан по охране
здоровья, проявляющаяся в гарантировании оплаты медицинской помощи при
наступлении страхового случая за счет накопленных страховщиком денежных средств.
Медицинское страхование имеет две формы: добровольное и обязательное страхование. В
данной статье мы более емко раскрываем сущность обязательного медицинского
страхования в Российской Федерации.
Фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает всем гражданам Российской
Федерации равный доступ к медицинскому обслуживанию и медицинской помощи.
Основной задачей регионального Фонда обязательного медицинского страхования
является обеспечение реализации обязательного медицинского страхования для каждого
региона субъекта Российской Федерации универсальности и социальной справедливости.
Основной задачей ТФОМС является обеспечение финансового баланса и стабильности
системы ОМС.
Целью курсовой работы является характеристика деятельности фондов обязательного
медицинского страхования на региональном уровне.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть вопрос о взаимодействии федеральных и региональных фондов
обязательного медицинского страхования;
- определить особенности формирования и использования бюджета регионального фонда
обязательного медицинского страхования;
- изучить взаимоотношения регионального фонда обязательного медицинского
страхования со страхователями и медицинскими организациями в сфере страхования;
- проанализировать развитие обязательного медицинского страхования в Тюменской
области на данном этапе;
- обосновать проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования
в Тюменской области.
Целью работы является развитие системы обязательного медицинского страхования, в
частности ее территориального измерения.
Исследование посвящено проблемам обязательного медицинского страхования и
финансирования региональной системы здравоохранения в условиях обязательного
медицинского страхования в Тюменской области.
Теоретической основой для разработки темы диссертации являются труды специалистов в
области страхования, финансов, таких как: Бобылев С. Н., Лавчевич М. М., Сками Л. Г.,
Платонов Ю. В. А., Шахов В. В. и др.
Методы исследования и бенчмаркинг используются для решения поставленных задач,
статистической обработки эмпирических данных и семантического обобщения
полученных результатов.
Глава 1. Теоретические основы территориального фонда обязательного медицинского
страхования
4
1.1.Взаимодействие федерального и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования
Фонд обязательного медицинского страхования был создан в соответствии с
законодательством Российской Федерации № 1499-1 от 28 июня 1991 года и предназначен
для привлечения средств и обеспечения стабильности состояния обязательного
медицинского страхования. Средства фонда формируются за счет отчислений для
страхователей, связанных с обязательным медицинским страхованием [1]. Настоящий
закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского
страхования населения Российской Федерации. Целью закона является усиление
заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий,
учреждений и организаций по охране здоровья граждан в новых экономических условиях
и обеспечению конституционного права граждан Российской Федерации на медицинскую
помощь [25].
В целях реализации государственной политики обязательного медицинского страхования
федеральными и региональными фондами обязательного медицинского страхования
созданы некоммерческие независимые финансово-кредитные организации [10].
Основными задачами федеральных и региональных фондов в системе обязательного
медицинского страхования являются:
1. обеспечение реализации закона «Об обязательном медицинском страховании граждан
Российской Федерации»;
2. обеспечение прав граждан, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
3. достижение социальной справедливости и равенства для всех граждан;
4. участие в разработке и реализации Государственной фискальной политики;
5. обеспечение финансовой стабильности [18].
Основной задачей федерального фонда обязательного медицинского страхования является
сглаживание условий регионального финансирования программ обязательного
медицинского страхования.
Региональные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами
местного самоуправления и действуют на основании положения "региональный Фонд
обязательного медицинского страхования" [5].
Федеральные и региональные фонды обязательного медицинского страхования не вправе
выдавать какие-либо нормативные документы, являющиеся обязательными
плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Фонды обязательного медицинского страхования - это независимые некоммерческие
государственные финансово-кредитные организации, предназначенные для привлечения
средств на обязательное медицинское страхование. Эти средства являются
государственными, не включаются в бюджеты других фондов и не выводятся из них [20].
1.2 Особенности формирования и использования бюджета территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Региональные ФМС создаются на территориях субъектов Российской Федерации,
являются самостоятельными государственными некоммерческими финансовокредитными организациями и несут ответственность перед соответствующими
представительными и исполнительными органами власти [8].
Активы ТФОМС находятся в государственной собственности, не включаются в бюджеты
или иные фонды и не выводятся. Она формируется путем:
- часть премий, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими
хозяйствующими субъектами ОМС трудоспособного населения;
5
- средства бюджетов субъектов Российской Федерации составляют единицы
обязательного медицинского страхования трудоспособного населения (3,4% ФОТ);
- доходы, полученные от использования временно свободных денежных средств путем
инвестирования их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги;
- денежные средства были собраны в результате обращения в страховые компании,
страховые компании, медицинские учреждения и другие субъекты;
- денежные средства, полученные от применения финансовых штрафов к страхователям за
нарушение порядка уплаты страховых взносов [15].
Основной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС в каждом субъекте
Российской Федерации универсальности и социальной справедливости. Основной задачей
ТФОМС является обеспечение финансового положения и стабильности системы ОМС [3].
ТФОМС выполняет следующие функции в организации ОМС : :
- Сбор премий ММИ;
- Финансирование региональных программ ММИ;
- договоры страхования медицинских организаций (ОМС) на финансирование ОМСзаключенные по программам ОМС дифференцированные подушевые нормативы,
утвержденные ТФОМС;
- осуществлять инвестиционную и иную финансово-кредитную деятельность, в том числе
предоставлять кредиты организациям медицинского страхования, если они имеют
обоснованную нехватку финансовых ресурсов;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипов, А.П. Основы страхового дела - М.: Магистр, 2017. - 544 с.
2.Ахвледиани, Ю.Т. Страхование - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 495 с.
3.Березников, А.В. Экспертная деятельность в обязательном медицинском страховании -
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 144 с.
4.Блау, С.Л. Страхование внешнеэкономической деятельности. - М.: Дашков и К, 2017. -
176 с.
5.Вознюк, Г. А. Все плюсы и минусы обязательного медицинского страхования в новом
законе - 2019. - № 5 (28). - Т. 2. - С. 84-85.
6.Гадаборшев, М.И. Организация, оценка эффективности и результативности оказания
медицинской помощи: Монография. - М.:НИЦ Инфра-М, 2017. - 460 с.
7.Годин, А. М. Страхование: Учебник. - М.: Дашков и К°, 2017. - 504 с.
8.Головина А. В., Калуцкая Н. А. Проблемы и современное состояние страхового рынка
России // Молодой ученый. - 2019. - № 11. - С. 660–664.
9.Грачева, А. В. Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования отношений
добровольного медицинского страхования // Молодой ученый. - 2018. - № 29 (215). - С.
108-111.
10.Диденко, А. В. Особенности добровольного медицинского страхования (ДМС) //
Молодой ученый. - 2018. - № 39 (225). - С. 69-71.
11. Ермоленко Г.Г. Проблемы становления медицинского страхования и возможное их
решение // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2019. - №3 (32). - С. 62-76.
12. Землячева О.А. Обязательное и добровольное медицинское страхование в России //
Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2020. - №2 (31). - С. 68-73.
13.Козлова, Е.В. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учебное
пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
14.Колесова, Н.С. Право на охрану здоровья (социально-правовое исследование):
Монография. - М.: Норма, 2019. - 144 с.
15.Левкевич, М.М. Государственная и муниципальная политика в сфере здравоохранения:
реализация и оценка эффективности: Монография. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 216 с.
16.Мохов, А.А. Медицинское право России: Учебник. - М.: Юр. Норма, 2019. - 336 с.
6
17.Нечепуренко, Е. И. Экономическая значимость и особенности обязательного
страхования // Молодой ученый. - 2019. - № 17. - С. 313-316.
18.Павлюченко, В. Г. Социальное страхование: Учебник для бакалавров - М.: Дашков и
К°, 2019. - 480 с.
19.Скамай, Л.Г. Страховое дело: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 300 с.
20. Смирнова Е.А. Эффективность здравоохранения в условиях ОМС: методологические
подходы // Теория и практика экономики и предпринимательства. - Симферополь:
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 2016. - С. 108-
112.
21.Сплетухов, Ю.А. Страхование: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.- 357 с.
22. Страхование: теория, практика, управление: монография / под ред. д.э.н., профессора
Ю.Н. Воробьева - Симферополь: ДТАЙПИ, 2017. - 496 с.
23.Цыганкова, С.М. Формирование механизма государственного регулирования в сфере
здравоохранения. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 156 с.
24.Цыганова, О.А. Медицинское страхование: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2019. - 176 с.
25.Шахова, В.В. Страхование: учебник. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 510 с.
26. Экономика и организация медицинского страхования. Учебник / Под ред. Т.Е.
Гварлиони. - Хабаровск, 2017. –278 с.