Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российский театр – настоящее богатство! Современные театры
пользуются любовью зрителей.
Театр всегда должен всегда говорить со зрителями на одном языке и раскрывать те вопросы,
которые волнуют современного человека. Тогда, я думаю, что театр будет жив всегда. Он будет
востребован!
Можно сказать, что театр – это большой чемодан, с которого можно дать людям много добра.
Театр как большая школа, что за один раз дает живой и полезный урок зрителям. Театр не должен
стоять на месте, он должен постоянно развиваться. А те, кто пытается поставить его в некий
формат, они не будут расти и потеряют удовлетворение от работы.
Очень важно, чтобы театр не становился кинотеатром, чтобы был живой связью между людьми,
которые приближаются друг к другу с обеих сторон сцены. А чтобы состоялось это общение,
должно быть желание и тех, и тех.
Актер выбирает формат взаимодействия. Он может бегать среди рядов в зале или выбрать себе
конкретного человека для игры, но для того, чтобы такой контакт был, зритель должен впустить
это в себя. Вот почему сейчас есть много непробивных людей, которые не готовы идти «за руку» с
актерами. Такой зритель приходит в театр, как в кинотеатр, чтобы просто смотреть. Его цель -
неплохо провести время и получить удовольствие от процесса. На этом, к сожалению,
заканчивается желание многих зрителей. Но ведь театр - это о гораздо большем! Театр должен
быть честным и открытым. Иначе не будет качества этого общения. И не важно, сколько людей в
зале. Ведь один человек – это целый человек! Отдельная жизнь, опыт, мышление. Это
волшебство, когда приходит зритель: он не знает, что и как будет происходить, каждый момент –
удивление.
Актуальность темы определяется необходимостью целостного искусствоведческого рассмотрения
искусства современного театрализованного зрелища.
Сценическое пространство должно быть организовано не как безликое место действия, а как
среда насыщенная, что действует на зрителя, организуя его сознание и воображение, которое
обогащает чувства актера и дополняет режиссерский замысел постановки. В свою очередь каждое
сценическое пространство является определенным энергетическим полем, диктует
композиционные принципы на пути его творческого освоения, может иметь то или иное
техническое и осветительное оборудование.
Объектом исследования является театр как вид искусства.
Предметом исследования является зрелищность театрализации.
Цель исследования: изучить игровую сущность зрелища; зрелище как театрализованное
представление.
Для достижения этой цели поставлены такие задачи:
- охарактеризовать создателей театра в России;
4
- раскрыть понимание театрализации;
- проанализировать театрализацию как творческий метод организации праздников.
Объем работы: 28 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1 Создатели театра в России
В XV-XVI вв., когда в Европе развивались драматургия и театр, в Московии ничего подобного не
было. Поэтому в значительной степени способствовало авторитарное давление русской
православной церкви, которая запрещала всевозможные «бесовские игрища». Церковь
поддерживала государственная власть .
Лишь во второй половине ХVII века ситуация начала меняться к лучшему. 4 июня 1672 года царь
Алексей Михайлович приказал в Москве «учинить комедию». Поскольку среди московитов
способных выполнить этот приказ не нашлось, придворным драматургом был назначен пастор
лютеранской кирхи Немецкой слободы в Москве сын марбурзского врача Иоганн Готфрид
Грегори. Он написал пьесу на библейскую тему, которая была переведена на русский язык и 17
октября того же года поставлена в специально построенной «комедийном доме» в царском селе
Преображенском под Москвой (ныне - в черте Москвы, там есть станция метро). «И порадовали
великого государя немцы» - записал современник. В следующем году театр был переведен в
Кремль. 1675 г. Грегори умер, а в следующем году умер царь Алексей Михайлович, и
деятельность немецкого театра, который просуществовал четыре года, прекратилась. Для этого
театра, который некоторые российские театроведы считают первым русским театром, а другие не
соглашаются с таким определением, написал две пьесы в стиле украинского так называемого
школьного театра воспитанник Киево-Могилянской академии Симеон Полоцкий, белорус по
происхождению, который в 1663 году переехал в Москву и прожил там 16 лет.
Теория школьной драмы выкладывалась в курсах поэтики, читаемых в Киево - Могилянской
коллегии с 1631 года. Студент из Белоруссии Самуил Петровский - Ситнианович, в Москве потом
5
прозванный Полоцким по названию его родного города (Симеон - монашеское имя), участвовал в
спектаклях, которые устраивались в коллегиуме. Две пьесы, написанные им в Москве, можно
условно считать началом русской драматургии, а их автора - первым драматургом Московщины.
Кроме упомянутых пьес, Симеон Полоцкий создал большое количество так званных «диалогов» и
«декламаций», которые были сказанные «отроками» под руководством и при участии автора
перед царской семьей в Москве и в селах Коломенском и Измайловскому. Все это готовило почву
для создания в Москве профессионального театра. Именно после этих декламаций у царя и
появилось желание создать в Москве театр. Пьесы возникли на уже подготовленной почве.
С 1687 года теорию школьной драмы начали читать украинские преподаватели в московской
Славяно-греко-латинской академии. До наших дней дошли курсы поэтики Исаакия Хмарного,
выходца из Киево-Микильского монастыря, и некоторые другие.
Важным этапом в становлении русской драматургии были пьесы украинского писателя и
проповедника Даниила Туптало, известного в русской церковной истории как Дмитрий
Ростовский, - «О Навходоносора царя» (1673 - 1674) и «Комедия на Рождество Христово» (1702).
Первая была создана в Москве придворного театра, вторая - в Ростове Великом (ныне -
Ярославская область) для театра местной семинарии. Образы этой последней пьесы напоминают
персонажи украинской вертепной драмы. В 1676 г. для придворной сцены написал «Историю о
Давиде и Голиаде» Степан Чижинский, уроженец Львовщины, учитель Киево - братской, а затем
Смоленской школ .
В театрах царевны Натальи Алексеевны и царицы Прасковьи Федоровне ставились пьесы,
написанные на тексты Четьи Минеи Дмитрия Ростовского, а один из преподавателей семинарии в
Ростове Великом инсценировал составленное Дмитрием Ростовским житие Дмитрия Солунского.
Одним из образованнейших людей той эпохи был великий писатель и философ Феофан
Прокопович. Из его богатейшего творческого наследия упомянем здесь лишь курс поэтики,
читаемый им в начале ХVIII века в Киево-Могилянской академии, в котором освещались также
проблемы драматургии и, сочиненную им стихотворную пьесу «Владимир» о князе Владимире,
который вывез христианство с нашего Херсонеса, поставленную 3 мая 1705 года на сцене КиевоМогилянской академии. 1716 года, Феофан Прокопович по воле Петра 1 приехал в Петербург и с
того времени его произведения получили распространение в России, пьеса же «Владимир» стала
одной из первых пьес русского профессионального театра. Одновременно с Т. Прокоповичем в
России разворачивал просветительскую деятельность другой великий проповедник, уроженец
города Яворов на Львовщине Стефан Яворский. Получив под свою опеку Московскую Славяногреко-латинскую академию, он создал при ней театр. До нас дошли тексты и программы
спектаклей того театра .
В 1722г. переехал в Россию один из учеников Теофана Прокоповича Лаврентий Горка - выпускник
и затем профессор Киево-Могилянской академии, из казацкой семьи, игумен Выдубецкого
монастыря в Киеве, также драматург.
В 1708 г. в одной из его драм впервые было введено на сцене балет. «С точки зрения балета мы
впереди планеты всей» - то было значительно позже, а тогда, когда балет только начинался как
искусство (и начинался одним из украинцев), в Москве он квалифицировался как «богомерзкий
обычай - нелепое плясание и скакание».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аниконова Т.Г. Театрализованное представление в системе духовно-нравственного
воспитания: методическое пособие / Т.Г. Аниконова. – Белгород: Белгородская областная
типография, 2016. – 70 с.
2. Белозерова В.В. Традиционная культура Орловского края. – Орел, 2005. – 393 с.
3. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. - Изд. 2-е, испр. – М.: URSS, 2010. –
532 с.
4. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности 050200 «Режиссура театра» / И. А. Богданов. – СПб.: С-Петербург.
гос. акад. театр. искусства, 2004. – 317 с.
5. Болотов Г.П. Сценарии спортивно-театрализованных праздников. Книга 1. – М.: Школьная
Пресса, 2005. –159 с.
6. Горюнова И.Э. Режиссура массовых театрализованных зрелищ и музыкальных
представлений [Электронный ресурс]: лекции и сценарии / И.Э.Горюнова. – СПб.: Композитор,
2009. – 208 с.
7. Камалова Н. К., Шымалиев А., Назанова Г. Ж., Турдалиева Ш. Ж. Методика использования
выразительных средств в театрализованном празднике // Молодой ученый. – 2016. – №9. – С.
1233-1235
8. Кочергин Э. С. Сценография: [альбом] / [сост. Н. П. Хмелева]. – Санкт-Петербург: Изд-во
Ивана Лимбаха, 2006. – 176 с.
9. Михайлов Л. Н. Технические средства оформления современного эстрадного зрелища как
эстетический феномен / Л. Н. Михайлов. – М.: РАТИ, 2007. – 40 с.
10. Рольф М. Советские массовые праздники / М.Рольф. – М.: Российская политическая
энциклопедия, 2009. – 439 с.
11. Рубина Д.И. Под знаком карнавала /Д.И.Рубина. – М: Эксмо, 2007. – 102 с.
12. Савушкина Н.И. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора // Народный театр. – 473
с.
13. Свобода Й. Тайна театрального пространства: лекции по сценографии / [пер. с итал. А.
Часовниковой]. - [2-е издание]. – М.: ГИТИС, 2005. – 152 с.
14. Силин А. Д. Специфика работы режиссёра при постановке массовых театрализованных
представлений под открытым небом и на нетрадиционных площадках / А. Д. Силин. – М.: ВИПКРК,
1987. – 116 с.
15. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ. Издательство: ТетраСистемс, – М.: 2004. –
356 с
16. Шароев И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учеб. для студентов театр.
высш. учеб. заведений / И. Г. Шароев. – М.: РАТИ–ГИТИС, 2009. – 336 с.
17. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды / В.Т. Шимко. –
М.: «Архитектура-С», 2006. – 384 с.