Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Актуальность темы данной курсовой работы определяется прежде всего необходимостью изучения и возрождения культуры народа эвенков. В дореволюционный период происходила трансформация традиционной материальной и духовной культуры, однако эвенки в целом сохранили свой образ жизни, свою этническую самобытность. Сегодня, несмотря на очевидный объем работ по данной тематике, область материальной культуры эвенкийского этноса еще не получила целостного освещения и остается актуальной.
Целью данной работы является систематизирование историко-этнографических описаний и изучение традиционной материальной культуры эвенков.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
– изучить историю народа эвенки;
– охарактеризовать основные компоненты материальной культуры эвенков в связи с хозяйственной деятельностью и природно-климатическими условиями;
– выявить особенности традиционной материальной культуры эвенков.
Объектом исследования является народ эвенки.
Предметом исследования выступает традиционный материальная культура и хозяйственная деятельность эвенков.
Территориальные рамки исследования достаточно широки: они охватывают всю Сибирь начиная от Уральских гор и до полуострова Камчатка. Это позволяет наиболее полно изучить вопрос образа жизни племен того времени, воспроизвести его.
Хронологические рамки исследования охватывают период начиная с середины X века и до наших времен.
Степень изученности вопроса. Новизна работы заключается, прежде всего, в том, что автор пытается обобщить и систематизировать данные по традиционной материальной культуре, из собраний по этнографической науке, создав тем самым целостную картину материальной культуры эвенков.
Источниковая база. В данной работе были использованы труды советских этнографов, исследователей периода Российской империи, таких как: В. А. Туголукова, Т. Б. Уварова, М. Г. Турова, М. Н. Каткова, З. П. Соколова и других.
Методология. Теоретическую и методологическую основу данной работы составили научные труды русских ученых и исследователей, научные статьи, посвященные вопросам быта и культуры народа эвенки. Многомерность предмета исследования определила широкий спектр подходов и методов. В качестве основы были выбраны следующие методы: хронологический метод (позволил определить, как развивалась эвенкийская культура на протяжении веков), метод исторического моделирования (позволил выяснить, что сохранили эвенки и какими методами или инструментами все еще пользуются).
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, где представлены цели и основные задачи; основной части – в первой главе представлена краткая история народа эвенки, во второй их традиционный быт и материальная культура; в третьей описана традиционная материальная культура эвенков в современном мире; заключения, списка использованной литературы и источников.
1 ГЛАВА. ИСТОРИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА ЭВЕНКИ
Эвенки коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока, родственный Маньчжурам. Эвенки (самоназвание) – это люди, проживающие в районе от побережья Охотского моря до Енисея и от Северного Ледовитого океана на севере до Байкальского региона и реки Амур, особенно в Якутии, Эвенкийском и Красноярском краях. Этот народ возник в результате смешения местного населения Восточной Сибири с племенами тунгусов. Известно несколько видов эвенков: «пешие» (охотники), «оленные» (оленеводы) «конные» и «скотные» (охотники имевшие табуны лошадей и рогатого скота) и другие.
Большинство тунгусских ученых считают Забайкалье и Амур домом предков эвенков. Многие источники утверждают, что в начале десятого века постепенно племена эвенков были вытеснены якутами, русскими и бурятами с части своей территории и переселились в северный Китай. В 5-7 веках нашей эры кочевые заводчики племени Увана, пришедшие с юга, мигрировали через Забайкалье, двинулись на восток и на север, образовав прото-эвенков. В конце первого тысячелетия якуты вторглись в регион и, по мнению многих исследователей, разделили этнос на восточных и западных эвенков.
С прибытием в регион русских в 17 веке, эвенки образовывали самостоятельный народ, разделенный на отдельные кланы. Во главе каждого были князья - старейшины, шаманы или сильнейшие воины клана.
В девятнадцатом веке эвенки концентрировались в низовьях Амура и Сахалина. К тому времени люди частично ассимилировались с русскими.
Местные самоназвания: орочен (от реки Оро или от орон - "олень") – так называют себя забайкальско-амурские эвенки; илэ ("человек") - катангские и верхнеленские; килэн - Охотское побережье и др. Эвенки – название, ставшее официальным этнонимом в 1931 году.
1.1 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
До освоения русскими Забайкалья, эвенки вели кочевой образ жизни и занимали огромные территории от границы с Китаем до Северного Ледовитого океана, от Енисея до Камчатки. Такое широкое перемещение объясняется тенденцией к постоянным длительным миграциям: от нескольких сотен до тысячи километров за сезон.
В 21 веке эвенки населяют обширную территорию от левобережья Енисея на Западе до Охотского моря на Востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Читинской, Амурской и Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского и Хабаровского краев. Эвенки так же присутствуют в Томской и Тюменской областях. На этой гигантской территории они нигде не составляют наибольший процент населения, живут в одних и тех же поселениях вместе с русскими, якутами и другими народами, территория населения показана на рисунке 1.
Характерной чертой поселения эвенков является рассеяние. В стране, где они проживают, около ста населенных пунктов, но в большинстве населенных пунктов их число колеблется от нескольких десятков до 150-200 человек. Есть несколько населенных пунктов, где эвенки живут относительно небольшими группами. Подобный тип расселения отрицательно сказывается на этнокультурном развитии народа.
Численность эвенков к моменту их вхождения в состав России (XVII век) оценивалась приблизительно в 36135 человек. Наиболее точные данные об их численности дала перепись 1897 г. На тот момент численность колебалась в районе 64500, при этом родным языком считали тунгусский
Общая численность эвенков в мире согласно переписи населения в 2010 году составляет порядка 80 000 человек: половина живет в России, другая часть – в Китае. По данным переписи 2010 г., в России находится 35527 эвенков. Распределение по регионам представлено в таблице 1.
По таблице 1 можно заметить, что почти половина всех эвенков в РФ живет в Республике Саха (Якутия). Здесь они концентрируются в Алданском (1890 чел.), Булунском (2086), Жиганском (1836), Оленекском (2179) и Усть-Майском (1945) улусах.
В своем национально-территориальном образовании — Эвенкийском автономном округе — эвенков сравнительно немного — 11,6 % от их общей численности. Достаточно их и в Хабаровском крае. В остальных регионах проживает примерно по 4-5 % всех эвенков. В Якутии, Бурятии, Читинской, Иркутской и Амурской областях эвенки преобладают среди других коренных малочисленных народов Севера.
1.2 ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ
Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской семье, наряду с негидальским и эвенским. Его можно описать как переходный вариант между тюркским и монгольским языками. Характеризуется сложным многоуровневым использованием гласных, обилием сложных слов: деепричастий, падежных, глагольных форм.
Существуют три группы диалектов: северный, южный и восточный. Каждый диалект делится на под диалекты. Русский язык вездесущ, многие эвенки, проживающие в Якутии и Бурятии, также говорят на якутском и бурятском языках. С антропологической точки зрения они представляют относительно разнообразную картину, которая выявляет комплекс особенностей, характерных для типов Байкала, Катанги и Центральной Азии.
Письменность появилась в 1930-х годах, сначала на латинице, затем на русской графике. Эвенки использовали примитивные пиктограммы: систему символов, связанных с кочевой и охотничьей деятельностью. Зарубками на деревьях вблизи покинутого стойбища обозначалось время ухода: тупой зубец означал непогоду, острый – солнечный день. Если ушедшие люди не планировали возвращаться обратно, еловую ветку клали по направлению пути движения. Сложенная кругом ветка означала намерение вернуться на место стойбища вновь.
Особые знаки существовали на охоте:
– положенная поверх следа палочка – дальше идти нельзя;
– стрела, смотрящая вниз, выступающая из зазубрины – поблизости идет охота;
– чуть скошенная стрела, смотрящая концом вверх — оставивший стрелу охотник далеко.
Традиционная религия эвенков - это шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, анимизме, вере в главных духов и покровителей. Вселенная согласно вере была разделена на 3 мира:
Верхний – расположен над небом, является домом божеств. Вход в него – Полярная звезда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антропова, В. В. Водные средства передвижения / В. В. Антропова // Издптельство Академия Наук СССР. – 1961. – 48 с.
2. Богораз, В. Г. Северная охота / В. Г. Богораз. – М. : Молодая гвардия. – 1931. – 179 с.
3. Василевич, Г. М. Эвенки Историко – этнографические очерки (XVIII – начало XX в.) / Г. М. Васильевич. – Л. : НАУКА. – 1969. – 305 с
4. Василевич, Г. М. Ессейско – гирингдинские эвенки / Г. М. Василевич // академия наук СССР / Г. М. Василевич. – М.-Л. : Наука. – 1951. – 60 с.
5. Василевич, Г. М. Тунгусский кафтан / Г. М. Василевич // М.-Л. : Академия наук СССР, 1958. – 122 с.
6. Василевич, Г. М. Типы обуви народов Сибири / Г. М. Василевич // академия наук СССР. – М.-Л. : Наука. – 1963. – 64 с.
7. Василевич, Г. М. Типы оленеводства и их происхождение / Г. М. Василевич, М. Г. Левин. – М.-Л. : Академия наук СССР. – 1951. – 28 с.
8. Геденштроп, М. М. Отрывки о Сибири / М. М. Геденштроп. – СПБ.: Типография медицинмкого Санкт-Петербуржского департамента министерства внутренних дел, 1850. – 178 с.
9. Долгих, Б. О. Расселение народов Сибири в XVII веке / Б. О. Долгих // академия наук СССР. – М. : Академия наук СССР. – 1952. – 12 с.
10. Ельницкий, К. В. Тунгусы / К. В. Ельницкий. – СПб. : Издание М. Гутзаца, 1908. – 55 с.
11. Ермолова, Н. В. Эвенки Приамурья и Сахалина XVII – начало XX вв. / Н. В. Ермолова. – Л. : Академия Наук СССР институт Этнографии им. Н. Н. Миклухо Маклая, 1984. – 205 с.
12. Идес, Э. И. Записки о Русском Посольстве в Китай (1692-1695) / Э. И. Идес // Главная редакция восточной литературы. – 1967. – 404 с.
13. Катков, М. Н. Об элементах и формах славяно-русского языка : рассуждение, написанное на степень магистра / М. Н. Катков. Москва : Университетская типография, 1845. 258 с.
14. Кайгородов, А. М. Эвенки в Трехречье (по личным наблюдениям) / А. М. Кайгородов // Советсая этнография. – 1968. – 131 с.
15. Кривошапкин, М. Ф. Записки Сибирского отдела / М. Ф. Кривошапкин. – Иркутск: Русское географическое общество, 1863. – 52 с.
16. Мессершмидт, Д. Г. Дневник путешествия из Тобольска через Тару, Томск и дальше в Сибирском государстве. 1721 – 1722. / Д. Г. Мессершмидт. И.: Б.и., 2012. – 30 с.
17. Попов, Н. А. Пища тунгусов / Н. А. Попов // Восточно – Сибирского отдела Русского географического общества. – 1938. – 32 с.
18. Самохин, А. Т. Тунгусы Бодайбинского района: Статистико- экономический очерк / А.Т.Самохин // Сибирская живая старина. – 1907. – С. 66 – 86.
19. Степанов, Н. Н. Хозяйство тунгусских племен Сибири в XVII в. / Н. Н. Степанов // Ученые Записки пединститута им. А. И. Герцена. – 1961. – С. 210 – 212.
20. Тоголуков, В. А. Тунгусы Эвенки бассейна реки Турухан / В. А. Тоголуков. – М. : Наука, 1974. – 81 с.
21. Тоголуков, В. А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири / В. А. Тоголуков. – М. : Наука, 1985. – 143 с.
22. Толстова, С. П. Народы мира «Этнографические очерки» / С. П. Толстова. – Л. : Академия наук, 1956. – 1142 с.
23. Туров, М. Г. Хозяйство эвенков таежной зоны Средней Сибири в конце XIX – начале XX в.: принципы освоения угодий / М. Г. Туров // Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1990. – 176 с.
24. Уварова, Т. Б. Нерчинские эвенки в XVIII – XXI веках / Т.Б.Уварова. – М.: Российская академия наук, 2005. – 158 с.