Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начиная с 1949 года развитие регионального деления в Китае можно разделить на не-сколько этапов.
В соответствии с принципами развития государства и исходя из оценки международного положения Правительство Китая приняло политику выравнивающего развития в начале 1950-х годов, разделило территорию Китая с точки зрения развития на прибрежный реги-он и внутренний регион и дало больше приоритетов внутреннему региону. Различия в уровнях развития прибрежного и внутреннего регионов Китая сложились в долгосрочной перспективе развития. До войны Сопротивления китайского народа японским захватчи-кам (1937–1945) Правительство Китая приняло стратегию приоритетного развития при-брежного региона, после начала Войны сопротивления Японии большое количество про-мышленных предприятий из прибрежного региона было перемещено во внутренний ре-гион, который был в принудительном и обязательном порядке подвержен различным ограничениям в развитии. После окончания Войны сопротивления Японии эти промыш-ленные предприятия были постепенно перемещены обратно на прежние места. «Согласно опросу, проведенному Гоминьдановским правительством Китая в 1947 году в 20 круп-нейших городах страны, доля фабрик и рабочих в четырех прибрежных городах (Шанхай, Тяньцзинь, Циндао и Гуанчжоу) составляет 70% от общенационального значения в Китае. Поэтому до установления Китайской Народной Республики большинство районов стра-ны представляли собой отсталые традиционные аграрные общества, где доля современ-ной промышленности составляла менее 10% национальной экономики и более 70% со-временных отраслей промышленности было сосредоточено в прибрежных районах» . В начале создания Китайской Народной Республики, когда международная обстановка не способствовала развитию Китая, а лидеры высказывали нереалистичные суждения о воз-можности новых войн, политика выравнивающего развития легла в основу стратегии ре-гионального экономического развития Китая с приоритетом развития внутренних обла-стей.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение депрессивных регионов КНР.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть экономические зоны Китая и процессы, происходящие в них;
провести анализ достижений в области регионального развития Китая;
провести оценку развития Западных регионов Китая;
изложить пути модернизации структуры потребления для трансформации регио-нальной экономики Китая.
Объектом исследования являются депрессивные регионы КНР, предметом – особенности их развития на современном этапе.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В результате автор предлагает пути модернизации экономического развития отсталых ре-гионов Китая.
1 Теоретические вопросы экономического развития китайских территорий
1.1 Экономические зоны Китая и процессы, происходящие в них
В 1958 году Центральное Правительство Китая преобразовало шесть административных районов (отмененных в 1954 г.) в семь зон экономического сотрудничества, с тем чтобы в полной мере мобилизовать потенциал различных областей, наиболее эффективно исполь-зовать имеющиеся природные ресурсы различных районов, а также содействовать фор-мированию самостоятельных промышленных систем в различных районах и достичь бо-лее рационального и сбалансированного развития Китая.
Семь зон экономического сотрудничества включают следующие: Северо-Восточная (про-винции Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин), Северная (города Пекин и Тяньцзинь, провин-ции Хэбэй, Шаньси и автономный район Внутренняя Монголия), Северо-Западная (про-винции Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нинся-Хуэйский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы), Восточная (провинции Шаньдун, Цзянсу, Аньхой, Чжэцзян, Цзянси и Фуцзянь, город Шанхай), Центральная (провинции Хэнань, Хубэй и Хунань), Южная (провинция Гуандун, Гуанси-Чжуанский автономный район) и Юго-Западная (провинции Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань и Тибетский автономный район). В 1961 году центральное прави-тельство объединило Центральную и Южную экономические зоны в Юго-Центральную экономическую зону, в результате количество зон экономического сотрудничества в Ки-тае составило шесть. Для каждой зоны экономического сотрудничества были созданы главное управление и комиссия по планированию, ответственные за организацию и ко-ординацию всех видов экономического взаимодействия. Шесть зон экономического со-трудничества частично совпадают с административным делением Китая.
С 1964 года правительство Китая приступило к реализации плана переноса производи-тельных сил с востока на запад, что явилось главной стратегической инициативой в ходе подготовки к войне в условиях нарастания напряженности на международной арене. Ис-ходя из потребностей национальной безопасности территория, начиная от прибрежной зоны и вглубь страны, была разделена на три «линии»: первая – прибрежные районы, вторая – территория провинций Аньхой и Цзянси между первой линией и железной до-рогой Пекин-Гуанчжоу, третья – территория провинции Сычуань (включая город цен-трального подчинения Чунцин), провинции Гуйчжоу, Юньнань, Шэньси, Ганьсу, Нинся-Хуэйский автономный район, провинция Цинхай и некоторые районы провинций Шань-си, Хэбэй, Хэнань, Хунань, Хубэй, Гуандун, Гуанси-Чжуанский автономный район. Строительство согласно плану «трех линий» представляло собой крупномасштабный процесс, объединивший усилия промышленности, национальной обороны, науки и тех-ники и транспортной инфраструктуры в ходе экономической истории Китая. В течение 16 лет с 1964 по 1980 год инвестиции в районы, находившиеся на территории «трех ли-ний», составили более 40% от общего объема финансирования строительства в Китае за этот период; было построено более 1 100 крупных и средних промышленных и горнодо-бывающих предприятий, научно-исследовательских институтов и университетов, что внесло значительный вклад в экономическое и социальное развитие на Среднем Западе Китая.
Седьмой пятилетний план экономического и социального развития КНР, принятый в 1986 году, четко поставил задачу градиентного развития региональной экономики и раз-делил Китай на три экономические зоны, а именно прибрежный регион Восточного Ки-тая, внутренний регион Среднего Китая и Западный Китай.
Восточный Китай, включающий провинции Ляонин, Хэбэй, города Пекин и Тяньцзинь, провинции Шаньдун, Цзянсу, город Шанхай, провинции Чжэцзян, Фуцзянь, Гуандун и Хайнань, Гуанси-Чжуанский автономный район, районы центрального подчинения и ав-тономные районы, – это регион с самой высокой плотностью населения и концентрацией экономики, с сильной и развитой рыночной экономикой. Средний Китай, охватывающий провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, автономный район Внутренняя Монголия, провинции Шаньси, Хэнань, Хубэй, Хунань, Аньхой, Цзянси и некоторые автономные районы, – это регион с относительно развитой экономикой и относительно высокой плотностью насе-ления. Западный Китай, включающий провинции Сычуань (в том числе город централь-ного подчинения Чунцин), Гуйчжоу, Юньнань, Цинхай Шэньси и Ганьсу, Тибетский ав-тономный район, Нинся-Хуэйский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы, – это слабозаселенный регион с относительно отсталой экономикой. Стратегия разделения Ки-тая на три экономические зоны по-прежнему была ориентирована на развитие прибреж-ных районов Восточного Китая при развитии строительства инфраструктуры и реализа-ции ключевых проектов в Среднем Китае и подготовке масштабного развития Западного Китая.
17 марта 1996 года на Четвертом съезде Восьмого всекитайского собрания народных представителей был принят Девятый пятилетний план экономического и социального развития КНР и план на долгосрочную перспективу до 2010 года. Отмечено, что в соот-ветствии с правилами рыночной экономики, внутренними экономическими связями, а также географическими и природными особенностями необходимо выйти за рамки гра-ниц административного деления и постепенно образовать семь экономических зон в раз-ных провинциях и муниципалитетах на основе существующей экономической планиров-ки, центральных городов и жизненно важных коммуникационных линий .
Семь экономических зон – это:
1. Дельта реки Янцзы и Район вдоль реки Янцзы, включая провинции Цзянсу, Чжэцзян и город Шанхай: согласно указаниям правительства, необходимо сформировать интегриро-ванную экономическую зону по направлениям восток-запад и север-юг, опираясь на крупные и средние города, расположенные вдоль реки Янцзы.
2. Район Бохайского залива, охватывающий города Пекин и Тяньцзинь, провинции Хэбэй, Шаньдун, Шаньси, Ляонин и автономный район Внутренняя Монголия: согласно указаниям правительства, необходимо сформировать Зону экономической интеграции в Районе Бохайского залива с доминирующей ролью Ляодунского и Шаньдунского полу-островов и региона Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, опираясь на крупные и средние города при-брежных областей.
3. Юго-Восточные прибрежные районы, охватывающие провинции Гуандун, Фуцзянь и Хайнань: согласно указаниям правительства, здесь необходимо формирование экспортно ориентированной развитой экономической зоны, главную роль в которой играют Дельта реки Чжуцзян и юго-восточная часть провинции Фуцзянь.
4. Часть провинций в Юго-Западном и Южном Китае: согласно указаниям правительства, здесь необходимо сформировать национальную энергетическую базу, развивать произ-водство цветного металла, фосфора и серы, выращивать тропические и субтропические культуры и развивать туризм, опираясь на существующие преимущества данных террито-рий.
5. Северо-Восточный Китай: здесь правительство требует сформировать национальную базу предприятий тяжелой химической промышленности и национальную базу сельского хозяйства.
6. Пять провинций Среднего Китая: согласно указаниям правительства, здесь необходимо сформировать основу сельского хозяйства, сырьевую базу, базу для промышленного про-изводства и производства машин и оборудования и новый «экономический пояс».
7. Северо-Западный Китай: правительство требует формирования в данной зоне нацио-нальной базы для производства хлопка и продукции животноводства, нефтяной и хими-ческой промышленности, цветных металлов, а также энергетической базы с опорой на региональные преимущества Восточной Азии и Центральной Азии.
В конце 1990-х годов правительство Китая постепенно перешло от