Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Нет такого уголка на просторах Земли, где волейбол был бы неизвестен людям. И не найти, наверное, на планете человека, который бы никогда не пробовал поиграть мячом у сетки. Волейбол покорил людей любого возраста и профессии. На стройках и в жилых районах, в учебных заведениях, туристических походах и в лагерях отдыха натягивают волейбольную сетку, и до позднего вечера раздаются удары по мячу и зажигательные возгласы.
Люди играют в волейбол повсюду, даже на популярных зимовках, на научных станциях Антарктиды, на палубах морских и океанских лайнеров. Игра проста по содержанию, общедоступна, но достаточно эмоциональна и позволяет интересно, с большой пользой для здоровья провести досуг.
Тысячи организованных волейболистов и волейболисток есть в каждом регионе России. Это те, кто отдает дань любимой игре в спортивных секциях, командах, клубах. И с каждым годом официальное число энтузиастов волейбола увеличивается. А сколько еще болельщиков этой игры у сетки в парках культуры и отдыха, на дворовых площадках, лесных полянах и в других местах отдыха. У них нет постоянных команд, единой спортивной формы, они сами судят свои матчи, но от этого игра не становится хуже, менее полезной для здоровья людей.
Современная подготовка волейболиста – многогранный педагогический процесс, заключающийся в единстве взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: физической, технической, тактической, психологической и других сторон подготовки. В процессе обучения волейболисту нужно овладеть большим арсеналом технических приемов. Сущность игровых действий заключается в том, что весь этот арсенал приходится применять в разных условиях, что требует от игрока исключительной точности и дифференцированности движений с ритмом, скоростью и характером. Усовершенствованное владение рациональной техникой игры – главная задача подготовки волейболиста.
Главные методические проблемы заключаются в выборе оптимальных путей изучения, закрепления и совершенствования техники игры в волейбол, в правильном использовании средств, методов и принципов, которые гарантируют наибольший эффект обучения.
Степень научной разработанности проблемы. Данную проблематику в своих трудах исследовали такие авторы, как И.В. Аверин, В.Ю. Акулов, А.А. Беляев, Л.В. Булыкина, В.П. Губа, Ю.Д. Железняк, И.Г. Калинцева, Ю.Н. Клещев, А.А. Кривошеин, Л. Кун, В.А. Кунянский, В. Оливова, А.Г. Фурманов, А.А. Харин и др.
Объект исследования: спортивная игра.
Предмет исследования: волейбол.
Цель исследования: изучить особенности игры в нападении в волейболе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения волейбола;
- проанализировать правила игры, ее развитие и модернизацию;
- выявить особенности перемещения в технике нападения;
- охарактеризовать сущность передачи мяча.
Методы исследования Сочетание таких методов научного поиска как анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, обобщение, индукция, дедукция, образовало общую композицию курсового исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Список использованной литературы содержит 25 источников.
Объем работы: 28 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1 Волейбол как спортивная игра
1.1 История возникновения волейбола
Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, гандбол) являются специфическим видом деятельности. Это сознательная деятельность, направленная на достижение поставленной цели, занимает ведущее место, как в физическом воспитании здорового человека, так и в процессе физической реабилитации больных и инвалидов, позволяя на высоком эмоциональном уровне эффективно решать лечебные и воспитательные задачи.
Волейбол – это командный вид спорта, олимпийская дисциплина, форма проведения досуга и самовыражения, метод общения, хобби, зрелище .
Это игра, которая завоевала сердца многих миллионов людей нашей планеты на всех континентах без исключения.
Чрезвычайную быструю смену атакующих и защитных действий – в каждом розыгрыше можно проследить все составные элементы игры: подача-прием-пас-атака-блок-прием и вариации их множество, потому, волейбол всегда интересен. В этой игре нет времени для долгих раздумий и колебаний. Оценка ситуации, принятие правильного решения и его выполнение должно выполняться пока мяч летит. В мире волейбол – один из массовых и доступных видов спорта
К настоящему времени, согласно большинству источников, волейбол считался родиной США, но есть источники и о более раннем происхождении игры в Европе (в частности, в России), игра называлась «кулачный мяч».
Открытие волейбола в конце 19 века было, вероятно, не в первый раз. Есть свидетельства, что подобные игры проводились тысячи лет назад.
Сохранились Хроники римских летописцев, датируемые 3 веком до нашей эры, где описывается игра, похожая на волейбол: неизвестный мяч, сделанный из чего-то, игроки бьют кулаками.
Кроме того, существует древняя игра под названием «фаустбол», в которую играли еще в 1500 году. Смысл игры заключался в том, что от 3 до 6 игроков из каждой команды пытались разбить мяч о низкую стенку на площадке соперника . Со временем «фаустбол» набирал обороты.
Каменную стену заменили натянутым между деревьями шнуром, уменьшили размеры игровой площадки и строго ограничили количество игроков – по 5 человек на команду.
Мяч можно было разбить о бок противника кулаками или предплечьем, и каждой команде давалось по 3 касания мяча.
Большая площадь и малое количество участников игры привели к новому пункту в правилах, согласно которому мяч мог упасть один раз на сторону соперника и ему разрешалось поворачиваться только одним касанием. Игра состояла из двух таймов по 15 минут каждый.
Основателем игры является учитель физкультуры М. Гелиос (США) - Уильям Морган. Он хотел сделать игру, которая не требовала сложного оборудования, имела простые правила и была доступна людям всех возрастов. В. Морган разработал правила новой игры для всех и назвал ее волейболом, что означает «Летающий мяч».
Он предложил перебросить мяч через теннисную сетку, натянутую на высоте около 2 м. Наблюдая стремительный рост популярности баскетбола среди молодежи, Уильям Морган пришел к мысли, что для членов Союза молодых христиан, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут в него играть, необходима более щадящая и менее стрессовая альтернатива .
В то же время Морган не мог придумать лучшего варианта для этой ситуации, чем волейбол.
Описывая свои находки, Морган заявил: «в поисках наиболее приемлемого вида спорта меня больше всего впечатлил теннис, но он требует мячей, ракеток, сеток и другого снаряжения, я не хотел его вводить. Единственное, что мне нравилось, это использовать сетку. Мы подняли ее на высоту почти 2 метра (6 футов 6 дюймов), чуть выше роста среднего человека. А еще нам нужен был игровой мяч. Были попытки использовать баскетбольную камеру, но она была слишком легкой, а сам баскетбольный мяч слишком большим и тяжелым.
В результате получается шар, состоящий из резиновой камеры, помещенной в кожаный футляр, с окружностью 63,5-68,6 см (25-27 дюймов) и весом 252-336 граммов (9-12 унций). В то же время У. Морган сформулировал первые 10 пунктов правил волейбола, которые были впервые опубликованы в 1897 году.
В начале 1896 года волейбол как командная игра была впервые продемонстрирована перед руководством спрингфильдского колледжа Союза молодых христиан. А позже игра двух команд (по пять человек в каждой) была показана делегатам от спортивного сообщества Восточного побережья. Именно во время этой демонстрации и появилось название «Volley Ball» (кстати, просуществовавшее в данном написании до 1952 года, пока на совете административного комитета USVBA не было принято слитное написание данных слов) .
В 1900 году волейбол вышел за пределы Соединенных Штатов Америки и начал быстро распространяться в других странах мира, приобретая еще большую популярность. Сначала Канада, а затем Индия, через которую игра достигает стран Азии. Начало 1900-х годов ознаменовалось победоносным маршем волейбола: в 1905 году он появился на Кубе, в 1906-м-в Китае, в 1908-
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин И.В. Специальная подготовка волейболиста // Спорт в школе. – 2012. – № 11–12. – С.9–16
2. Акулова В.Ю. Основы правил соревнований пляжного и классического волейбола / В.Ю. Акулова, А.В. Скворцова. – Павлодар: Кереку, 2014. – 70 с.
3. Беляев А.А. Волейбол в СССР и России / А.А. Беляев, Ю.Д. Железняк, Н.В. Карпац и др. – М.: Высь, 2012. – 127 с.
4. Беляев А.В. Волейбол: учебник для вузов физической культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин; под ред. А.В. Беляева. – М.: ФОН, 2002. – 368 с.
5. Булыкина Л.В. Волейбол для всех. Учебно-методическое пособие / Л.В. Булыкина, Е.В. Фомин. – М.: СВП-Плюс, 2012. – 80 с.
6. Виера Б.Л. Волейбол: шаги к успеху / Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. – М.: АСТ, 2016. – 165 с.
7. Волейбол без компромиссов. 2 часть: [Брошюра]. – Воронеж: Компиляция, верстка – Л.А.В., 2001. Дополнено и переработано Шамашов А.В., Калининград, 2016. – 76 с.
8. Волейбол: техника и тактика игры: методические рекомендации / Т.Ю. Каратаева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 77 с.
9. Волейбол: методические указания к практическим занятиям / сост. О.А. Сбитнева, С.А. Фазлеева, Л.В. Борознова; ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА». – Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2011. – 148 с.
10. Волейбол // Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняка [и др.]. – М.: Академия, 2014. – С. 5 – 95.
11. Волейбол / под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. – 4-е изд., стер. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 360 с.
12. Волейбол: Учебник для вузов / Под общ. Ред. А.В. Беляева, Н.В. Савина, – 4-е узи. – М.: ТВТ Дивизион, 2017. – 360 с.
13. Волейбол: теория и практика: учеб. для высш. учеб. заведений физ. культуры и спорта / под общ. ред. В. В. Рыцарева. – М.: Спорт, 2016. – 456 с.
14. Губа В. П. Волейбол в университете. Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе: учеб. пособие/ В. П. Губа, А. В. Родин. – М.: Советский спорт, 2009. – 82 c.
15. Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры / Ю.Д.Железняк, А.В. Иволов. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 239 с.
16. Ивойлов А. В. Волейбол: учебник для студентов институтов физ. культуры / А.В. Ивойлов; под ред. А.В. Ивойлова. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 260 с.
17. Калинцева И. Г. Волейбол в университете: учеб.-метод. пособие / И. Г. Калинцева, С. А. Песчанова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. – 136 с.
18. Клещев Ю.Н. Волейбол (Серия Школа тренера) / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и Спорт, 2005.– 400 с.
19. Кривошеин А.А. Волейбол. Психологическая, физическая и техническая подготовка игрока либеро в условиях ДЮСШ, СДЮШОР и Волейбольно-спортивных клубов ВСК: – Ярославль: 2004. – 74 с.
20. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л.Кун. – М.: Радуга, 2015. – 400 с.
21. Кунянский В. А. Волейбол: О некоторых аспектах игры и судейства / В. А. Кунянский. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 72 с.
22. Оливова В. Люди и игры: у истоков современного спорта / Пер. с чешск. Т. М. Тесаржовой. – М.: Физкульт. и спорт, 2015. – 240 с.
23. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. – М: Академия, 2002. – С.89-159.
24. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. – Минск: МЕТ, 2007.– 329 с.
25. Харин А. А. Организация и проведение соревнований: метод. пособие / А. А. Харин. – Ижевск, 2011. – 57 с.