Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика понятия «мышление»: виды, операции, формы мышления 6
1.2 Особенности мышления дошкольников 11
1.3 Проблема развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста 16
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Процедура проведения эксперимента 23
2.2 Описание используемых методик и анализ полученных результатов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Приложения 43
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Путь познания мира, по которому проходит ребенок до 7 лет, огромен. Дошкольник многое
узнает об окружающем его мире. Сознание ребенка не только полно индивидуальных образов и
представлений, но и характеризуется целостным восприятием и пониманием окружающей
действительности. Проблема изучения уровня развития зрительного и образного мышления
дошкольников остается актуальной, несмотря на то, что ей уделяется большое внимание
различными учеными. Его значимость заключается в том, что изучение особенностей психической
сферы, а точнее мышления, и результаты этого исследования могут повлиять на выбор методов
развития на следующем дошкольном этапе учебной деятельности. Детство в дошкольном возрасте
- это лучший этап в психическом развитии детей. Многие психологические исследования показали,
2
что уровень умственного развития дошкольников высок по сравнению с более старшими
возрастными группами. Дошкольники могут изучать внешние свойства предметов и явлений, а
также их внутренние сущностные отношения. Это необходимая основа для развития общего
мышления.
Пожалуй, ни один феномен в психологии не получил такого пристального внимания, как мысль
и речь. Это можно объяснить тем, что речь и мышление являются основой интеллекта, и проблема
его развития приносит пользу ученым, особенно для того, чтобы определить правильный подход к
промышленному производству и образованию. Эта проблема была так широко разработана
психологами и педагогами, такими как Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже,
С. Л. Рубинштейн, Зак А. З., Люблинская А. Н., Брушлинский А. Н., Блонский П. П. и многими
другими.
Мышление является основой обучения, поэтому развитие различных видов мышления и
умственной деятельности традиционно считается подготовительной основой для учебной
деятельности.
В дошкольном возрасте характерно преобладание образных форм мышления (зрительного и
образного). На данный момент фундамент для разведывательной деятельности уже заложен.
Концептуальное мышление также начинает развиваться.
Однако отечественные психологи отводят ведущую роль в познавательной функции
дошкольников зрительному и образному мышлению. Уровень развития зрительного и образного
мышления, достигнутый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение на протяжении всей
последующей жизни человека. Зрительно-образное мышление, являющееся психологической
опухолью старшего школьного возраста, служит главным вкладом, который дошкольное детство
вносит во весь процесс психического развития. Степень сформированности зрительного и
образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и
определяет готовность к развитию вербально-логического мышления.
Таким образом, значимость проблемы изучения зрительного и образного мышления,
своевременного формирования и развития дошкольников не остается неясной.
Значимость проблемы определила предмет изучения курса и определила следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию зрительного и
образного мышления у дошкольников.
2.Изучить особенностей зрительного и образного мышления дошкольников.
3.Выбрать методы и диагностируйте уровень развития зрительного и образного мышления детей.
Цель исследования: изучить особенности наглядного и образного мышления дошкольников и
возможности его развития.
Предмет исследования: наглядно-образное мышление дошкольников.
Тема исследования: развитие наглядного и образного мышления у дошкольников.
Гипотеза: при целенаправленной, систематической работе по развитию зрительного и образного
мышления, уровня мышления, дошкольники взрослеют.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы изучения литературных источников;
наблюдение, обсуждение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, статистическая
обработка.
Новизна исследования заключается в усилении возможности развития зрительного воображения
у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр.
Значимость теоретического исследования состоит в том, что результаты изучения развития
зрительно-исполнительского мышления у детей от 4 до 5 лет должны дополнять имеющиеся
научные знания, развивать такое мышление у детей среднего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования,
диагностические методы, разработанные для разработки занятий по развитию зрительного и
образного мышления у детей от 4 до 5 лет с помощью дидактических игр, могут быть также
использованы педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций.
База научных исследований: МБДОУ «Детский сад № 75» город Нижний Новгород.
Выборка состояла из 24 дошкольников в возрасте 4-5 лет.
Работа состоит из введения, 2-х глав (5 параграфов), заключения и списка используемых
источников.
1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ
3
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика понятия «мышление»: виды, операции, формы мышления
Люди не только видят окружающий мир, но и хотят его понять. Чтобы понять способ
проникновения в суть предметов и явлений, нужно знать самые важные для них вещи. Понимание
происходит через самый сложный когнитивный процесс, известный как мышление.
Способность к мышлению-это венец эволюции и истории познавательных процессов человека.
Благодаря концептуальному мышлению человек бесконечно расширяет границы своего бытия,
возможности, предоставляемые познавательными процессами на "низшем" уровне-чувствованием,
восприятием и представлением.
Поэтому наше познание объективной реальности начинается с ощущений и наблюдений. Но,
начиная с ощущений и восприятий, познание реальности не заканчивается ими. От эмоций и
восприятия она переходит к мышлению. Мышление соотносит информацию, ощущения и
восприятия-сравнивает, сопоставляет, различает, раскрывает отношения, опосредует и через
отношения непосредственно чувственные, поскольку свойства вещей и явлений раскрывают новые,
не непосредственно чувственно данные абстрактные свойства их; узнавая отношения и понимая
реальность в этих отношениях, мышление становится более сознательным по отношению к их
сущности. Мышление отражает свои связи и отношения в различных инструментах [23, с. 206].
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный когнитивно-психический
процесс речи, характеризующийся общим и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука общения, развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками : (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына [и др.]. – М. : Детство-Пресс, 2015. – 384
с.
2. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших
дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 8. - С. 65-69.
3. Акулова, Е. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших
дошкольников / Е. Акулова; Е. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 9. - С. 65-69.
4. Акулова, Е. Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных
качеств в дошкольном возрасте / Е. Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного
педагогического университета. – 2018. – № 3. – с. 5-17.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2015. – 288 с.
a. Андреева, Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для вузов / Г. М.
Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 239 с.
6. Афонькина, Ю. Почему у хвоста есть рыба?: Учим детей правильно мыслить и говорить /
Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова; Ю. Афонькина, Т. Белотелова, О. Борисова //
Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 44-46.
7. Бабаева, Т. И. Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками как объект
педагогической диагностики / Т. И. Бабаева // Педагогическая диагностика как инструмент познания
и понимания ребенка дошкольного возраста: науч. - метод. пособие для студентов вузов : в 3 ч. /
Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2016. – Ч. 2. – С. 136-141.
8. Белова, Е.С. Особенности диагностики творческого мышления у дошкольников / Е. С.
Белова; Е. С. Белова // Психологическая диагностика. - 2017. - № 3. - С. 81-94.
9. Березина, Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования /
Т.Н. Березина; Т.Н.Березина // Alma Mater: Вестник высшей школы. - 2017. - № 7. - С. 19-25.
10. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем
развития: науч.-метод. пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова. – М. : МГППУ, 2015.
– 96 с.
11. Богат, В.П. «Оператор РВС»: ТРИЗ в детском саду / В.П. Богат; В.П. Богат // Ребенок в
детском саду. - 2016. -№ 3. - С. 77-78.
12. Богат, В.Ф. Творческие задачки. ТРИЗ в детском саду / В.Ф. Богат; В.Ф. Богат // Ребенок в
детском саду. - 2017. - № 4. - С. 71-72.
13. Друбецкая, Л. Сказка о живых буквах /Любовь; Любовь Друбецкая // Обруч: образование,
4
ребенок, ученик. - 2017. - № 3. - С. 32-33.
14. Ишмуратова, Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных
видах продуктивной деятельности / Е.М. Ишмуратова; Ишмуратова Е.М. // Логопед в детском саду.
- 2016. - № 6. - С. 30-37.
15. Коноплина, Н.В. Сказочный мир математики (занятия в старшей группе) / Н.В. Коноплина;
Коноплина Н.В. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2017. - № 6. - С. 52-
56.
16. Крашенинников, Е.Е. Диалектическое обучение / Е.Е. Крашенинников; Е.Е. Крашенинников
// Школьные технологии. - 2017. - № 4. - С. - 76-82.
17. Лизунова, Л.Р. Формирование словесно-логического мышления у детей с ОНР / Л.Р.
Лизунова, М.И. Патырбаева, Н.Л. Лепихина; Лизунова Л.Р., Патырбаева М.И., Лепихина Н.Л. //
Логопед. - 2017. - № 4. - С. 22-27.
18. Лыкова, И. Осенние аранжировки: для работы со старшими дошкольниками / И. Лыкова; И.
Лыкова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 10. - С. 58-62.
19. Малеева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением
зрения / З.П. Малеева; З.П. Малеева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2018.
- № 1. - С. 27-33.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - 9 - е изд. - М.: Академия, 2015. - С.
453.
21. Отряскина, А.А. Решение логических задач (занятия по математике в подготовительной к
школе группе) / А.А. Отряскина; Отряскина А.А. // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. - 2018. - № 2. - С. 38-41.
22. Попенова, Н.Е. Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
/ Н.Е. Попенова; Попенова Н.Е. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2017.
- № 12. - С. 61-65.
23. Попов, В.Ф. Второй дошкольный период развития детей / В.Ф. Попов; Попов В. Ф. //
Практическая психология и логопедия. - 2018. - № 5. - С. 14-19.
24. Прокофьева, М. Королевство выдумляндия / М. Прокофьева; М. Пркофьева // Дошкольное
воспитание. - 2017. - № 11. - С. 124-125.
25. Путляева, Л.О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. -
С. 35-38.
26. Ратанова, Т. Старший дошкольный возраст: диагностика уровня умственного развития / Т.
Ротанова; Т. Ротанова // Дошкольное воспитание. - 2015.- № 8. - С. 80-88.
27. Рудь, Ю.С. Развивающие математические игры в различных видах деятельности
дошкольников (из опыта работы) / Юлия Сергеевна; Ю. С. Рудь // Дошкольная педагогика. - 2017. -
№ 1. - С. 21-25.
28. Сидорчук Т А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов / Т.А.
Сидорчук, О.Н. Синдяева; Т.А. Сидорчук, О.Н. Синдяева // Управление дошкольным
образовательным учреждением. - 2015. - № 6. - С. 97-107.
29. Сидорчук, Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ / Т.А. Сидорчук,
Н.Н. Хоменко, С.В. Лелюх; Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, С.В. Лелюх // Ребенок в детском саду. -
2017. - № 1. - С. 11-13.
30. Смирнова, Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление / Е.Смирнова; Е. Смирнова //
Дошкольное воспитание. - 2018. - № 4. - С. 22-23.
31. Тугулева, Г.В. Психолого - педагогические условия реализации преемственности в развитии
мыслительных способностей дошкольников и младших школьников / Г.В. Тугулева; Тугулева Г.В.
// Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире: материалы
III Всерос. научно-практ. конф. (заочной), г. Магнитогорск, 15 дек. 2005 г. - Магнитогорск, 2015. -
С. 265-268.
32. Тугулева, Г.В. Совершенствование профессиональной подготовки студентов к обеспечению
преемственности в развитии мыслительных способностей дошкольников и младших школьников /
Г.В. Тугулева; Г.В. Тугулева // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы:
сб. материалов. - М., 2017. - С. 118-123.
33. Французова, Н. О природе «детского философствования» / Н. Французова; Н. Французова //
Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - С. 28-32.
34. Чуркина, О.П. Конструктивная игра в речевом развитии / О.П. Чуркина, В.Л. Васильева;
5
Чуркина О.П., Васильева В.Л. // Логопед в детском саду. - 2017. - № 7. - С. 44-47.