Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Концепция потерянного поколения применима к группе авторов, которые писали свои работы в 20-х годах XX века, и которые описывали разочарование в современном обществе и потерю каких-либо нравственных идеалов. Среди этих идеалов можно выделить, например, справедливость, твердо установленные моральные нормы, человечность, веру в прогресс и интеллектуальное развитие. Все это было остро воспринято в связи с трагическими событиями Первой мировой войны.
Что такое потерянное поколение? Кто именно подпадает под это описание и по каким причинам? Потерянное поколение включает молодых людей, которые были вынуждены идти на войну со школьной скамьи. Их судьба была омрачена событиями, которые произошли в их молодости. Они не чувствовали счастья от юности, не наслаждались моментами и не испытывали такие яркие чувства, как первая любовь.
Это сменилось трагическими событиями, которым они были свидетелями на войне. Этим людям совершенно не хватало понятия «вера» и «надежда», для них всегда был один результат, который был глубоко трагичен. Они находились в потерянном состоянии, потеряли эпоху своего расцвета и молодости в их жизни, потеряли много ярких и насыщенных событий, которые могли бы запомниться на всю жизнь. Война отобрала все это у них. Хотя в то же время любовь к жизни защищала их и не позволяла им полностью сложить руки, они дали начало борьбе за светлое будущее.
Определение потерянного поколения принадлежит, как принято считать, писательнице Г. Стайн.
Данная тема нашла отражение в работах Ф. Фицджеральда, Э. Хемингуэя, Э. М. Ремарка и ряда других авторов. Большинство писателей добровольно принимали участие в войне. Но позже они столкнулись с несправедливостью, осознали ложь и лицемерие официальной правительственной пропаганды. За этим последовало большое разочарование в буржуазных идеалах, и принятие их трагической судьбы стало отправной точкой для антивоенной, а также антибуржуазной работы писателей потерянного поколения. Эти писатели были объединены отрицанием войны и милитаризма, отказом от послевоенной реальности с ее духом обмана и прибыли и критическим отношением к своему современному обществу.
Настоящая курсовая работа посвящена феномену потерянного поколения в творчестве одного из самых ярких представителей этой группы писателей – Ф.С. Фицджеральда. Френсис Скотт Фицджеральд стал живым символом «Века Джаза». Он воплощал в своей жизни его идеалы. Фицджеральд отмечал, что «Век Джаза» берет свое начало с первомайских беспорядков 1919 года в США, а окончание грандиозной и шумной эпохи писатель связывает с биржевой паникой в Нью-Йорке в октябре 1929 года, которая послужила началом Великой Депрессии.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что в связи с обострением европейских и общемировых национальных конфликтов, и поисков путей их разрешения, тематика потерянного поколения обретает особую значимость.
Объектом настоящей работы является творчество Ф.С. Фицджеральда. Предмет исследования – феномен потерянного поколения в работах писателя.
Таким образом, главной целью работы является глубокое осмысление феномена потерянного поколения в творчестве Ф.С. Фицджеральда и обозначения его значимости в американской литературе.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) провести литературоведческий анализ понятия потерянного поколения;
2) рассмотреть проявления тематики потерянного поколения в творчестве других писателей;
3) рассмотреть биографию Ф.С. Фицджеральда для более широкого понимания особенностей его творчества;
4) проанализировать влияние потерянного поколения на творчество Ф.С. Фицджеральда.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Осмысление проблемы потерянного поколения в литературе
1.1. Литературоведческий анализ понятия потерянного поколения
Потерянное поколение - это термин в литературе, который используется для описания произведений писателей Западной Европы и Соединенных Штатов, которые принесли в общественную жизнь периода между Первой и Второй мировой войной тематику глубокой духовной и моральной травмы людей, которые в первые годы были на фронте, научились убивать и выживать в античеловеческих условиях. В этом смысле термин потерянное поколение ассоциируется с именами Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Дж. Дос Пассоса, В. Фолкнера, Е.М. Ремарка, Р. Олдингтона, Ш. Андерсона, О. Т. Кристенсена и рядом других авторов, чьи работы выпали на долю этой исторической эпохи и отражают реальность формирования социокультурного поколения на фоне разорения, безработицы, потери идеалов, бедности и разочарование в ценностях общества. Те же мотивы отмечены в поэзии (Т. Элиот, Э. Паунд).
Писатели, которых обычно называют писателями потерянного поколения, не представляли собой какую-то определённую литературную группу или школу, отмеченные единством художественного метода и стиля, их объединяла тема духовного развала, которая в течение многих военных лет превратили людей, полных романтики и оптимизма в жизни и патриотических устремлений, в трудных, озлобленных людей, ищущих свое место в новых условиях жизни, которые не сулят ничего хорошего. Большинство этих авторов в своих работах не могли уйти от этой темы.
Термин потерянное поколение появился случайно в бытовой ситуации, когда писательница Г. Стейн обобщила брошенную кем-то фразу на характеристики целого поколения: «И вы все такие! .. Все молодые люди, которые пошли на войну. Вы потерянное поколение» (этот эпизод описан в книге Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой»). Э. Хемингуэй использовал фразу «Вы все потерянное поколение» в качестве эпиграфа к роману «И восходит солнце». Так, непреднамеренно отброшенные слова, приобрели свойства отдельной концепции в литературе. Она обозначает как авторов, которые раскрыли черты ветеранов войны, которые вернулись к гражданской жизни, которые стали «пропавшими без вести жертвами войны», так и самих их героев, которые стали зеркалом целого поколения.
Подобные мотивы встречаются в литературе после Второй мировой войны. Они найдены в работах так называемых рассерженных молодых людей в Великобритании в 1950-х годах. (Дж. Осборн, Дж. Уэйн, К. Эмис, Д. Брейн), писателей-битников в Соединенных Штатах в 1940–1950-х годах (Дж. Керуак, А. Гинзберг, В. С. Берроуз и др.).
Кроме того, концепция потерянного поколения - это концепция, используемая в социологии молодежи для закрепления обобщенного образа социокультурного поколения, чья молодость приходится на период между Первой и Второй мировыми войнами. Само его происхождение связано со стремлением выявить некоторые общие черты молодежи, порожденные крупными историческими событиями и во многом определяющие направление социализации молодежи, особенно образом и стилем жизни, деятельностью агентов и институтов социализации, социальными практиками др.) [7; 17].
В США термин потерянное поколение обычно используется для обозначения поколений, достигших совершеннолетия во время и сразу после мировой войны. В частности, Н. Хоу и В. Штраус используют это обозначение в своей теории поколений для когорт, рожденных из С 1883 по 1900 год и достигших совершеннолетия во время Первой мировой войны и в «ревущие двадцатые годы» [17, с.145]. В Великобритании этот термин часто используется для обозначения тех, кто погиб на войне и, таким образом, стал потерей для социального развития [14].
Обозначение потерянного поколения, возникшее из художественной литературы, привело к аналогичному желанию создать определения для других поколений в рамках интерпретации данных социологических исследований. Так, например, появился термин «скептическое поколение» [4, с.15]. В 1990-2000-х годах, согласно той же модели, такие обозначения нового поколения появляются как «Интернет-поколение», «Google-поколение», «блог-поколение», «Поколение Z» и др. Понятие потерянное поколение также используется, например, по отношению к современной российской молодежи [11; 12]. Когда такие обобщенные образы попадают из научной среды через средства массовой информации в повседневную жизнь, они могут образовывать определенное поле идентичности для молодых людей. Затем определение социокультурного поколения начинает играть роль в социальном конструировании реальности, которое изучается в социологии молодежи, в частности, с использованием тезаурусного подхода [11, с.12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Beach J. W., American fiction 1920–1940. / J.W. Beach. - N. Y. : Russell & Russell, 1960. - 371 p.
2. Gray R., A History of American Literature. / R. Gray. - Malden: Blackwell, 2004. - P. 429–445.
3. Howe N., Strauss W., Generations: The History of Americas Future. 1584 to 2069. / N. Howe, W. Strauss. - New York : William Morrow and Company. -538 p.
4. Monk C., Writing the Lost Generation: Expatriate Autobiography and American Modernism. / C. Monk. - University of Iowa Press, 2010. - 213 p.
5. Ruland R., From Puritanism to Postmodernism: A History of American Literature. / R.Ruland. - NY: Viking, 1991. - P. 295–315.
6. Winter J. M., Britains `Lost Generation of the First World War / J.M. Winter // Population Studies. - Vol. 31 - No. 3 (Nov.) - Pp. 449–466.
7. Засурский Я. Н., Американская литература XX века. / Я.Н. Засурский - М.: Флинта, 1984. – 286 с.
8. Ковалев Ю.В., Френсис Скотт Фицджеральд и его роман «Ночь Нежна». / Ю.В. Ковалев. - СПб.: Азбука, 2003. — 256 с.
9. Кубанев Н.А., Творчество Ф.С. Фицджеральда в контексте литературы «потерянного поколения» / Н.А. Кубанев. // Иностранная литература, 2014. – С.17-25.
10. Лидский Ю.Я., Скотт Фицджеральд: творчество. / Ю.Я. Лидский – Киев: Наукова думка, 1982. – 234 с.
11. Луков В. А., Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. / В.А. Луков. -М. : Канон + РООИ «Реабилитация», 2012. -528 с.;
12. Луков В. А., Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. / В.А. Луков. - М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. - 640 с.;
13. Мизенер А., Дальняя сторона рая: биография Ф.С. Фицджеральда. / А. Мизенер. – М.: Перо, 1990. – 315 с.
14. Пил С., Бродски А., Любовь и зависимость: пер. с англ. В. Петренко. - / С. Пил, А. Бродски. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005. — 384 c.
15. Прозоров В.Г., Френсис Скотт Фицджеральд. Солист «Века Джаза» / В.Г. Прозоров // История зарубежной литературы. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 1993. – С.147-159.
16. Старцев А.И., Горькая судьба Фицджеральда. / А.И. Старцев. - М.: Иностранная литература, 1965, № 2. – 279 с.
17. Старцев А.И., От Уитмена до Хемингуэя. / А.И. Старцев. — М.: Советский Писатель, 1981. — (2-е издание, дополненное). – 374 с.
18. Стеценко Е.А., Судьбы Америки в современном романе США. / Е.А. Стеценко — М.: Наследие, 1994. — 237с.
19. Тернбулл Э., Френсис Скотт Фицджеральд: пер. с англ. Ю.Гольдберг. / Э. Тернбулл. – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. - 415 с.
20. Федулов А.М., Культура США XX века. / А.М. Федулов - М.: [б.и.], 1995. - 245 с.
21. Черенков М.Б., Философские и религиозные воззрения США 20 века. / М.Б. Черенков - М.:[б.и.], 1999. - 301 с.