Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Послевоенный дизайн в Европе и России 5
1.1 Развитие дизайна в странах Европы 5
1.2 Дизайнеры послевоенного «Возрождения» 10
Глава 2. Становление дизайна в Европе и Америке после войны 15
2.1 Чарльз и Рэй Имз: самые знаменитые дизайнеры Америки 15
2.2 Известные дизайнеры Европы 17
Глава 3. Модернистский промышленный дизайн в Европе после Второй мировой войны 20
3.1 Объекты дизайна Европы и США в послевоенный период 20
3.2 Дизайн мебели 21
Заключение 31
Список литературы 32
Приложение 1 33
Приложение 2 34
Приложение 3 35
Приложение 4 36
Приложение 5 37
Приложение 6 38
Приложение 7 39
Приложение 8 40
Фрагмент для ознакомления
2
Классикой дизайна являются его кресла - скульптуры из литых стекловолоконных форм "Яйцо" и "Лебедь" (1957 г.),
Интерес к материалу и технологии как формообразующим пронизывает все работы Якобсена. Большинство изделий Якобсена, созданных для своих проектов, было запущено в массовое производство и широко экспортировалось в разные страны. (Приложение 6).
На смену дизайну из стальных трубок 20-х и 30-х гг. пришел мебельный дизайн из фанеры. В 1952 году появилось сразу два шедевра мирового класса - стулья "РК-0" Пола Кжар-холма и "Муравей" Арне Якобсена. Свыше миллиона стульев "Муравей" было распродано. Это первая настоящая промышленная мебель, ставшая иконой скандинавского дизайна. Датская почта выпустила марки с изображением этого стула. (Приложение 7).
Кай Франк (Kaj Franck, 1911-1989 гг.)С конца 40-х - ведущий дизайнер Финляндии в области прикладного искусства. Обучался мебельному дизайну в Школе ремесленного искусства в Хельсинки (1929-1932 гг.), где в 60-е гг. преподает. В 1945 г. возглавляет отдел дизайна фирмы по производству фарфора АРАБИЯ, а в 1950 г. становится ее художественным директором. В 1955 г. Франк получает стипендию Асла для обучения дизайну в Америке. Изделия Франка отвечают современным функциональным требованиям и являются образцом простоты формы и эстетической чистоты. (Приложение 8)
Глава 3. Модернистский промышленный дизайн в Европе после Второй мировой войны
3.1 Объекты дизайна Европы и США в послевоенный период
В послевоенное время наблюдается рост новых экономических и культурных тенденций, а соответственно и заинтересованность в развитии сферы торговли. Из-за появления мультинациональных корпораций ускоряются и коммуникативные процессы. В таких условиях стала необходима коммуникативная ясность — усвоение информации людьми разных национальностей. Графический дизайн, развивавшийся в Швейцарии в 1950-е годы был направлен на решение этих задач. Прежде всего дизайнеры занялись распространением своих визуальных методов по всему миру.
В середине 60-х строгий ясный стиль подвел к главному математическому изобретению в графическом дизайне — модульной сетке. И уже ранее известный нам Й. Мюллер-Брокман впервые представил многообразие и способы моделирования модульной сетки в своей книге «Задачи художника-графика в сфере дизайн-конструирования» (Gestaltangsprobleme des Grafikers, 1061).
Вторая мировая война и последующие войны США с Японией и Вьетнамом обнажили связь между промышленностью и политическими действиями. Поскольку крупным заказчиком на дизайн выступали крупные концерны и промышленные объединения, фирменный стиль которых использовал в то время в основном шрифт Гельветику, то эти визуальные образы стали восприниматься негативно. Дизайнеры приняли попытку создания своего идеалистического общества, поэтому в это время дизайн начинает иметь политический оппозиционный характер.
Италия. Итальянское экономическое чудо. Особенности итальянского дизайна: синтез искусства и ремесла, дизайн как область культуры, «радость эксперимента». Италия как лидер новых начинаний в дизайне. Предметы как индивидуальные личности и символ определенного статуса: «Итальянский Гауди» Карло Моллино. Стиль Оливетти (Этторе Соттсасс, Марко Занузо, Марио Беллини). Новые материалы, новые технологии: фирма Картель; К. Моллино, П. Форназетти, Дж. Понти, Э. Соттсасс, О. Борсани, братья Кастильони. Дизайн в Италии специальность инженеров, архитекторов, философов, писателей. Ассоциация дизайна (АДИ) 1956 г. – пропаганда и поощрение развитие дизайна в стране, привлечение дизайнеров к работе, направленной на повышение технического и эстетического уровня промышленной продукции, установление контактов и сотрудничества между дизайнерами, инженерами и предпринимателями. Ежегодная премия «Золотой циркуль» 1954 г. — присуждаемая за лучшие изделия массового или серийного производства, при разработке которых наряду с решением функциональных, технических и технологических проблем были достигнуты высокие эстетические качества.
3.2 Дизайн мебели
Год: 1946
Модель: LCW
Дизайнер: Чарльз и Рэй Эймс
Брат и сестра Эймс, в первую очередь, были изобретателями. В 40-х они создали машину, которая придавала фанерным листам сложные формы. Впервые машина была использована во времена Второй мировой. А уже в послевоенное время Эймсы с помощью своего же изобретения создали стул LWC, который вы наверняка видели в интерьерах по всему миру.
Рисунок 2. Дизайнер: Чарльз и Рэй Эймс
Год: 1946
Модель: Platform Bench
Дизайнер: Джордж Нельсон
Скамья Нельсона предназначалась для хранения вещей, но ее также использовали в качестве столика и как дополнительного сидения. Сам Нельсон назвал дизайн этого предмета «самым гибким из коллекции».
Рисунок 3. Дизайнер: Джордж Нельсон
Год: 1947
Модель: Noguchi Coffee Table
Дизайнер: Исаму Ногучи
Столик одновременно и образец мебели, и произведение искусства. Исаму Ногучи начинал как дизайнер, но в процессе карьеры переквалифицировался в скульптора. Этот столик — одна из самых ранних и значимых его работ.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. В. Аронов, "Художник и предметное творчество" (1987)
2. Н.В. Воронов. Очерки истории отечественного дизайна
3. Вячеслав Глазычев Дизайн как он есть - М.: Европа, 2006 г. ISBN 5-9739-0066-5
4. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ, 2017 г.
5. Лаврентьев А.Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. - М.: ГАРДАРИКИ, 2017 г.
6. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2: Учеб. для вузов. - Москва: Союз Дизайнеров России, 2018
7. Михайлов С. М, Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. - Москва: Союз Дизайнеров России, 2016
8. Михайлова А. Кто пишет историю дизайна? Статья в сборнике международной Казанской Биеннале 2017
9. Михайлова А. Особенности художественного формообразования в условиях индустриальных технологий ХХ века. Текст диссертации
10. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. - Москва: Архитектура-С, 2016