Фрагмент для ознакомления
2
• характер заголовков;
• характер иллюстраций;
• тематика и жанры официальных материалов;
• тип и характер рекламных сообщений.
Сам медиатекст, как известно, формируется под влиянием различных стратегий, имеющих не только количественный, но и качественный характер. Проще говоря, весь материал, предназначенный для дальнейшей печати, сначала анализируется аналитиками редакций изданий, затем редактируется, при этом происходит его адаптация под конечного потребителя, и, только потом – публикуется.
Если информация не будет интересной читателю, тогда популярность издания пойдет на спад, соответственно, все это приведет к его закрытию, в связи с этим между печатными изданиями ведется постоянная борьба за внимание читателей, а значит и материал, изложенный в нем должен приобретать яркий, но не замысловатый характер.
В основу исследования мы заложили анализ выпуском вышеупомянутых газет в период с мая 2019 по май 2020 года. Так, повестка дня данных изданий включала в себя набор из 5-7 различных тем, предлагаемых для ознакомления обществу. Темы эти могут быть краткосрочными во времени их присутствия в общей «обойме» новостей (например, репортажи о борьбе с последствиями снегопада, которые идут не более 2-3 дней), среднесрочными (например, подготовка международных соглашений о поставке вооружений, репортажи о невыплатах зарплат, региональные избирательные кампании и др., время присутствия в обойме новостей - от недели до месяца) и долгосрочными (например, борьба с коррупцией и международным терроризмом, время присутствия - несколько месяцев и даже дольше). Конечно, эти временные рамки условны, однако интересно, что чем большее количество информационных фильтров прошло какое-нибудь сообщение, тем больше у него шансов влиться в среднесрочную и долгосрочную повестку дня.
Повестка дня формируется, как правило, самой медиа системой. В этом случае из обзора текущих событий могут «выпадать» факты, не относящиеся к важной для медиа системы тематике в угоду другим, «актуальным» и «сенсационным» фактам, или же, напротив, все периферийные темы и сюжеты сводятся к единому смыслообразующему центру, задающем общий на данный момент контекст и шкалу оценок. Так, например, в газете «АИФ Тула» на протяжении всего года в выпусках, редакция в большинстве случаев придерживалась следующей структуры:
Первая новость – репортаж о проблемах жителей области и их достижениях;
Вторая – освещала состояние правозаконности и дисциплины в регионе;
Третья – новости политического характера;
Четвертая – дороги или здравоохранение;
Пятая – состояние спорта и повышение уровня физического развития граждан региона.
Вышеуказанная структурная композиция не является совсем идентичной, применительно ко всем выпускам, но преобладает в общей структурной массе. Стоит отметить, что в период возникновения и протекания «пандемии COVID-19», этому направлению в региональных выпусках общероссийских газет, как и в других регионах России уделено особое внимание, а основные полосы освещают именно эти новости.
Структурное содержание повестки дня предусматривает тот аспект, что информационные агентства способны влиять на когнитивный уровень сознания читателей, что, в свою очередь, подтверждается большим количеством социологических исследований. Проблемы, рассматриваемые читателями как «наименее важные» или «наиболее важные», являются отражением картины освещения средств массовой информации. Стоит отметить, что определенное количество читателей придерживаются той же проблематики, касаемо тем, что и СМИ. [11, с 13]
В процессе исследования явно прослеживается изменение тематики информационного поля, в зависимости от пробуждения или усиления интереса общества к каким-либо проблемам, персоналиям, учреждениям.
Перемена общественных приоритетов на момент информационной кампании и возможность смены приоритетов программ разнообразных общественно-политических групп, например, партий, чиновников и политиков.
Приведем предложенные читателям темы по выпускам общероссийских газет «АИФ», «Московский Комсомолец» и «Комсомольская правда» в Тульской области, в качестве сравнительного анализа в виде таблицы:
Дата выпуска Тематика «АИФ» Тематика «КП»
08.05. 2019 «Живите долго», «1700 км с маршалом Жуковым», «Непокоренные и неизвестные герои», «Официальность и сдержанность», «В аифовский сквер вернут скамейки?», «Гимнастерка Шалашникова» [12] «Тигры, Тайфуны, красивые девушки в форме», «Сергей Лазарев «На Евровидении этого не любят, но я все-таки возвращаюсь», «Многодетным семьям помогут погасить ипотеку», «Родила принцесса в ночь..» [13]
29.05.2019 «Нескучное лето», «Льготы для пассажиров», «У малышни будет свое футбольное поле», «Отобрали оружие и выстрелили», «Как стать директором?» [14] «Комсомолка» раскрывает тайну пропавших туристов», «Каналья! Чем там у дочки гордиться..», «Многодетным ипотечникам возместят 450 тысяч», «Уроки без здоровья – деньги на ветер» [15]
05.06.2019 «Гаражи -невидимки», «Когда через Упу мост перекинут», «Незаконные коммунальные врезки», «Веселая набережная» [16] «Гибель Спецназовца, пытавшегося остановить драку», «Оставили без жилья, подделав электронную подпись», «Платежка на чужую фамилию», «Всемирно известный цирк Филатовых» [17]
26.06.2019 «Качели в узелок», «Пруд «На замке», «Работа не попадет в так музыке», «Кто развел крыс возле медучереждения?», «Наши привезли серебро» [18] «Обед оккупанта», «Никакого отравления не было», «Выходные лишними не бывают», «Безнадежные долги за ЖКХ могут списать» [19]
03.07.2019 «И снова цены вверх», «Люк, который не сдашь в металлолом», «Forbs не оценил наши вузы», «Тройка лучших игроков» [20] «Зачистка коррупционеров в Дагестане. Что из этого вышло?», «Вера Брежнева уронила инспектора, а Портоса споил начальник ГАИ», «В стране насчитали 62 тысячи долгостроев», «Женщину засмеяли за то, что вернула свои миллионы» [21]
07.08.2019 «В Плеханове спокойно», «120 камер и треног», «Как выбрать хороший арбуз», «Наши – в Анапе», «Все больше электронных больничных», «Физкульт - Привет» [22] «Раскопки в Тульском Кремле», «Взрослые без полиции наказали банду малолеток, державшую в страхе весь город», «Хочешь загорать рядом с Аллегровой? Готовь 232 миллиона», «Продать квартиру без ведома хозяина теперь не получится», «Бродяги Байкал переплыли» [23]
28.08.2019 «На линейку становись!», «В Кремле продолжат копать», «Мышиная болезнь для людей», «Дружок, ко мне!», «Гадание на ромашке» Дать, Не дать» [24] «Ждать ли России новой революции», «Осторожно, ботулизм: туляки травятся грибами», «Обожаю вашу песню «Ой, мороз, мороз», «Школьники спасли тонущих девочек, вспомнив уроки ОБЖ», «Внукам будут доплачивать за содержание бабушек 10 тысяч рублей» [25]
10.09.2019 «Ешь, учись, беги! Фееричные дни города и области начались», «Бесплатная математика», «Мультибалльник выбрал ВУЗ», «Экспонаты прошлого», «Возвращение пряников на Землю» [26] «Катафалк любви Собчак», «Кто возглавит администрацию Тулы?», «Ее здоровье, возможно, подорвало омоложение стволовыми клетками», «На биржах труда ищут золотые руки» [27]
02.10.2019 «Много ли платим?», «Совсем взбесились», «Попался, который бросался», «Одоевский мост готов», «Приходят молодые врачи», «Географический диктант»[28] «Немец вывез сына из Германии в Россию, чтобы спасти от мигрантов», «Экс-глава ГИБДД по Тульской области отделался легким испугом», «Как накажут задержанную с наркотиками звезду сериала «Счастливы вместе», «Мария Миронова во второй раз стала мамой», «С нового года пенсии повысят на тысячу рублей» [29]
06.11.2019 «Что нужно для кооперации», «Телефонные следователи - аферисты», «Ужесточили требования к рекламе», «В армию - с трех ратных полей», «Как мужик полицейского бил» [30] «Отец «выкравший» своих детей из Швеции, все-таки вернется в Россию», «Лариса Гузеева в Туле», «Новый год под Билана и Гагарину», «В регионах хотят сократить число шашечек», «Бегом к благосостоянию» [31]
Таким образом, проведенный нами анализ повестки дня приведенных выше печатных изданий, позволяет сказать, что по структуре затрагиваемых тем они естественно не идентичны. «АИФ Тула» больше направлены на освещение внутренних тем, в то время, как «КП Тула» больше направлена на освещение общих событий, связанных с Российским знаменитостями и «горящими» новостями.
Стоит отметить, что выявленная манипуляция темами, представленными в данных повестках дня, не всегда оказывалась эффективной, особенно, когда речь в них шла о событиях, которые нельзя проверить, об этом свидетельствует тот факт, что они лишь однажды опоминаясь ранее, больше не повторялись в дальнейшем, так как были попросту неинтересны.
Так, основным элементом повестки дня был информационный повод, способствующий усилению эмоционального воздействия на потребителя.
Среди факторов, выделявших одно событие на фоне остальных, следует отметить:
1. Участие в нем элитных слоев общества.
2. Чем больше событие персонализировано, тем выше его шанс оказаться в обойме новостей.
3. Чем больше в событии шокирующего и негативного, тем выше его шанс оказаться в обойме новостей.
События, освещаемые в новостях, имели и своих героев, и своих «антигероев» (криминальные новости), были исполнены драматизма и интриги, в том числе и борьбы интересов за внимание читателя.
2.2. Анализ роли интернета в формировании повестки дня региональных выпусков газет Тульской области
С целью выявить зависимость новостной ленты рассмотренных печатных изданий, нами были проанализированы ряд информационных статей печатных изданий, которые были сравнены с новостными запросами по данной категории, что способствовало бы более точному определению взаимосвязи интернет – источников и печатных СМИ.
К сожалению, объем нашей работы не позволяет более подробно рассмотреть данный вопрос, в связи с тем, что на различных интернет порталах слишком много перекрестной информации, и порой просто невозможно определить, где же впервые упоминается о той, или иной распространенной и интересующей читателя новости.
Так, например, новости, освещенные в Региональных изданиях общероссийских газет в Туле «АИФ» и «КП», по состоянию на 08.05. 2019