Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема агрессивного поведения детей сегодня, как никогда ранее, актуальна.
Агрессивное поведение детей с каждым годом все более и более нарастает и проявляется.
При этом от него страдает, в первую очередь, само подрастающее поколения.
В последнее время во всем мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных
с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Тревожным симптомом
является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в
асоциальных действиях. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к
взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.
Такие социально опасные проявления обычно связаны с понятиями агрессии и
агрессивности и вызывают серьезное беспокойство.
Каждый человек способен стать агрессивным под влиянием различных опасностей или в
ответ на враждебность окружающих. Дети рождаются с различной степенью
энергичности; в будущем она оказывает влияние на поведение ребенка. Если ребенок
агрессивен, то трудности испытывают не только он сам, но его окружение: родители,
воспитатели, дети. Такому ребенку необходима своевременная помощь, иначе в
дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.
Исследованием детской агрессии занимались отечественные и зарубежные ученые, в
частности, Л. И. Божович, Т. А. Григоренко, Д. Коннор, Н. М. Платонова, Л. Д.
Столяренко, А. И. Кравченко и другие авторы.
Данная проблема исследовалась многими отечественными и зарубежными психологами.
Среди них можно назвать таких известных ученых как К. Лоренц, З. Фрейд, А. Адлер, Э.
Фромм, Ф. С. Немов, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. В центре внимания
исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные
2
детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие
проявления агрессии, но к одному знаменателю они не пришли, так как проблема агрессии
сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
Научная новизна курсовой работы состоит в анализе и обобщении теоретических и
концептуальных основ теории агрессивного поведения детей, а также в разработке
алгоритма социальной реабилитации агрессивных детей.
Результаты курсового исследования могут быть использованы в учебной работе, а также в
практической и научной деятельности специалистов по делам несовершеннолетних, в
учреждениях социальной защиты и др.
Объект исследования курсовой работы – агрессивные дети.
Предмет исследования – социальная реабилитация агрессивных детей.
Цель курсовой работы – изучение теоретических основ социальной реабилитации
агрессивных детей.
Задачи исследования:
1) рассмотреть социально-психологический портрет агрессивных детей;
2) выявить социальные проблемы агрессивных детей;
3) определить понятие и сущность социальной реабилитации;
4) раскрыть особенности реализации и алгоритм социальной реабилитации
агрессивных детей.
Методы курсового исследования: обобщение, классификация и систематизация, анализ
литературы, индукция и дедукция, анализ статистических данных.
1 Агрессивные дети как особая категория детей
1.1 Социально-психологический портрет агрессивных детей
В настоящее время агрессия является довольно распространенным явлением. Данное
понятие рассматривается в трудах различных ученых, каждый из которых понимает
агрессию и агрессивное поведение по-своему.
Так, Р. Бэрон и Д. Ричардсон определили агрессию в качестве «поведения, направленного
на причинение вреда или ущерба иному живому существу, который имеет основания
избегать такого обращения с собой» [6, с. 24]. Такое понимание «агрессии» включает [6, с.
28]:
- преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- такое поведение, предусматривающее причинение вреда или ущерба живым организмам;
- жертвы должны иметь мотивацию избегания такого негативного обращения с собой.
С точки зрения психологического словаря, агрессия - «мотивированное деструктивное
поведение, которое противоречит нормам и правилам в обществе, а также наносит вред
объектам нападения» [21, с. 94].
Проявление агрессии весьма разнообразно.
Различают два основных типа агрессивных проявлений:
- целевая агрессия;
- инструментальная агрессия.
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта,
цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство
достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Агрессивное поведение – прежде всего, внешнее выраженное действие, поведение,
направленное против другого; мотивированное деструктивное поведение, которое
противоречит нормам и правилам взаимодействия между людьми [4, с. 29]. Как правило,
подобное поведение характеризуется краткосрочностью протекания, меняется в
3
зависимости от особенностей условий ситуации, при смене самой ситуации. Другими
словами, агрессивное поведение выступает результатом взаимодействия личностных,
ситуативных и трансситуативных факторов.
Целью агрессивного поведения чаще всего является причинение вреда другому. Подобное
поведение не отожествляется с установками, мотивами или эмоциональными
состояниями, хотя они могут оказывать влияние на характер протекания поведенческих
стратегий.
Почти в каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками
агрессивного поведения. Этот ребенок становится источником огорчений воспитателей,
педагогов и родителей.
Задиристого, драчливого, зачастую грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он
есть, а понять его порой кажется вообще невозможным. Ведь он нападает на детей,
обзывает и бьет их, отнимает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые
выражения, становится «грозой» всего детского коллектива.
Выделяются следующие признаки наличия агрессии у ребенка: часто теряет контроль над
собой, часто спорит, ругается со взрослыми, часто отказывается выполнять правила, часто
специально раздражает людей, часто винит других в своих ошибках, часто сердится и
отказывается сделать что-либо, часто завистлив, мстителен, очень быстро реагирует на
различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его
[11 с. 34].
Агрессивные дети драчливы, легковозбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы,
упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками, педагогами
всегда напряженны и амбивалентны. Агрессивные разряды подрывают здоровье детей,
приводят их в состояние трудно корригируемого возбуждения. Особую тревогу вызывают
дети с отклонениями в развитии. У них гораздо дольше (часто на протяжении всех лет
обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в
минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развита познавательная
сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение
удерживать задание, работать по образцу). Ребенок с отклонениями в развитии
самостоятельно без поддержки взрослых оттормаживать, подавлять, контролировать свои
повышенные патологические влечения не может.
Типы нарушений у агрессивных детей:
- эмоциональные нарушения, т.е. раздражительность, повышенный уровень
эмоционального реагирования, настроенность на негативное восприятие самого себя со
стороны окружающих, слабая осознанность своих эмоций, высокий уровень личной
тревоги, неадекватная самооценка;
- поведенческие нарушения – трудности в общении, усугубление вредных привычек,
развитие дезадаптации, отсутствие позитивной проекции на будущее, ограниченный
набор реакций на проблемную ситуацию.
- неврологические недостатки – неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная
память, неустойчивое запоминание [30, с. 81].
Самыми изученными и подтверждёнными причинами агрессии специалистами считаются
пять из них [12, с. 47]:
1. конституционная предрасположенность − агрессивным может стать человек изначально
раздражительный, подозрительный, замкнутый, тревожный, для которого важно, что о
нём думают окружающие.
2. формирование агрессивного поведения под негативным действием печатных (газеты,
журналы) и электронных (интернет) источников информации. Сильное влияние на
характер оказывает телевидение и компьютерные игры, предполагающие сцены
жестокости, насилия, с криминальными элементами в сюжете.
4
3. семья, где растёт ребёнок. Если в ней есть непонимание между членами семьи,
неприятие или слишком большая опека детей, балование взрослыми, оскорбления,
отношения между родителями и детьми не
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. - М.: Академия. 2016. - 128 с.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2018.
- 121 с.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2017. - 288 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М.:
Просвещение, 2015. - 352 с.
5. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я- концепцией [Текст] / Л.
В. Бороздина // Вестник Московского Университета СЕР. - 2017. - № 1. - С. 54.
6. Бэрон Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб. - 2015. - 344 с.
7. Григоренко Т.А. Корреционная программа в школе. - М.: Феникс, 2015. - 157 с.
8. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник для
студентов пед. Институтов / Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский. - М. :
Просвещение, 2015. - 288с.
9. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика
эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб. - 2015. - С. 80.
10. Долгова В. И. Коррекционная программа. Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.:
МГОУ, 2016. - 308 с.
11. Долгова В.И. Агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения
подростков. Уфа: изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2015. - 108 с.
12. Долгова В.И., Ордина И.П. Я-концепция одаренных старшеклассников
(монография). М., 2015. - 155 с.
13. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социальнопедагогическая работа. - 2017. - № 4. - С. 85-89.
14. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная
психология. - 2017. - № 2. - С. 12-16.
15. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия
и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. -
2017. - № 1. - С. 24-28.
16. Жагарина М.А. Психологические особенности детей младшего школьного и
младшего подросткового возраста // Издательский дом «Первое сентября». 2016. № 4. - С.
10-18.
17. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов,
педагогов, родителей. СПб: Питер. 2016. - 240 с.
18. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков.
Исследования и терапевтические стратегии. – СПб, 2015. - 333 с.
19. Кравченко А. И. Родителям о подростках (и подростком о родителях) [Текст] : / А.
И. Кравченко. - М.: Лига, 2016. - 178 с.
20. Липкина А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] : / А. И.
Липкина, Л. А. Рыбак. - М.: Лига, 2016. - 141 с.
21. Малиновский И. Н. Формирование самооценки подростка [Текст] : / И. Н.
Малиновский. - М., 2014. - 262 с.
22. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. - М.: Когито, 2016. - 265 с.
23. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А.
Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 184 с.
24. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. Учеб. пособие / под ред. Н. М.
Платонова. - СПб. : «Речь», 2016. - 336 с.
5
25. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. -
СПб: Питер, 2017. - 192 с.
26. Психологический словарь / Под ред. В.В. Юрчук. - Минск: Элайда, 2017. - 704 с.
27. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А. Реана. СПб: Прайм –
Еврознак, 2015. - 656 с.
28. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков
и условия его коррекции. - М.: Флинта, 2017. - 196 с.
29. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. - М., 2016. - 222 с.
30. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. -
704 c.
31. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск:
Ильин В.П., 2016. - 192 с.