Фрагмент для ознакомления
2
- перестраивать модели своих убеждений на основе более широкого опыта.
Критическое мышление представляет собой форму цивилизованного мышления, которое досталось нам по наследству от Древней Греции. Это мышление, призванное искать истину во всем при помощи аргументов, которые наводят читателя или собеседников на противоречия.
Например, еще Сократ хотел в своих беседах освободить своих собеседников от излишней самоуверенности, продемонстрировать им, что реальности собеседник имеет не полное знание, на которое претендует. Сократ вместе со своими собеседниками искал истину. Сократ сам говорил о том, что «ничего не знает». И задавал вопросы, получал на них ответы. Взвешивал эти ответы и задавал новые вопросы. Спрашивая других, он исследовал предмет разговора. Так, вместе они приходили к какой-то истине. Полагая, что не обладает истиной, Сократ помогал ей родиться в душе своих собеседников. Его профессией было пробуждение всех собеседников к истине в разговоре. Сократ постоянно задавал вопросы. Казались они добродушными и каверзными одновременно. Часто получалось так, что собеседники сами затруднялись давать ответы на вопросы Сократа, путались в них и ничего не могли ответить [9, с. 174].
Сократ часто изображал добродушность, которую часто принимали за иронию и даже сарказм. Эта знаменитая «ирония Сократа» была признана многими историками античности и навсегда осталась в памяти всего человечества в культуре и истории.
Сократ говорил о том, что, пока у человека перед глазами есть свой образец, он имеет ясность и никаких проблем у него нет. Но, например, представим такую ситуацию. Есть два племени. В одном стариков почитают, а в другом – убивают по достижении ими определенного возраста. Пока племена живут отдельно друг от друга, никаких вопросов у них не возникает. Люди живут, согласно традициям. Если представитель одного племени познакомится с традициями другого, у него могут создаться сомнения и проблемы, поскольку ему был известен единственный образ действий. А теперь оказывается, что в одной и той же ситуации люди могут поступать по-разному. Формируется проблема выбора – как следует поступить, если возможен не единственный способ действия. Этика становится в таком случае проблемой. Проблема – это необходимость выбора. Если основой этики перестает быть обычай, то им становится разум. Наилучшее решение может быть найдено в итоге размышлений. Знания – это канал, при помощи которого человек реализует контроль над своим выбором.
Цель критического мышления – выставить что-либо ошибочным. И даже если что-то является не ошибочным, критическое мышление устанавливает истину, отбросив ненужное с помощью критических рассуждений в ходе умелого ведения спора или беседы. Критическое мышление стало способом самозащиты цивилизации, так как любая инновация стала критиковаться в пределах принятых норм [9, с. 174].
Критическому мышлению часто не хватает продуктивности и творческой составляющей для решения проблем и реализации движения вперед.
Важно также принять во внимание, что даже самые безукоризненные рассуждения в логике могут приводить к ошибочным мыслям, если исходные данные являются неадекватными.
Американская психология дифференцирует два вида мышления в зависимости от функционального назначения: творческое и критическое. Результатом первого является новый или усовершенствованный подход к решению той или иной задачи. Критическое мышление – это этап проверки предложенных решений для конкретизации области их применения. Целью творческого мышления является создание новых идей. А целью критического мышления является выявление недостатков и дефектов идей.
Значит, логика и психология сошлись в единой трактовке критического мышления. Суть критического мышления заключалась в определении недостатков или несоответствий и отбрасывании идей.
Критическим мышлением также является условное название, которое закрепилось в англо-американском образовательном пространстве за научным типом мышления для решения необычных проблем на практике.
Значение термина «критическое мышление» претерпело достаточно большое количество трансформаций. Данный тип мышления является практическим применением научного подхода к решению проблем профессионального, бытового характера. Критическое мышление аккумулировало в себе синтетическое и аналитическое, теоретическое и практическое, репродуктивное и продуктивное мышление.
ГЛАВА II КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПРИЗНАКИ, ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
2.1 Признаки критического мышления
Признаки данного типа мышления попытался обобщить Дэвид Клустер в своей статье «Что такое критическое мышление?» [7], которая послужила основанием для ниже следующих замечаний.
Первым признаком критического мышления является самостоятельность. Это значит, что данная форма мыслительной деятельности глубоко индивидуальна и может развиваться только в условиях достаточной свободы. Только свободный человек в состоянии формировать собственное мнение и принимать сложные решения. Данное положение не призывает стремиться к исключительной оригинальности во взглядах: вполне допустимо разделять идеи других людей. Главное – прийти к выводу о том, что вы поддерживаете чужое мнение, но самостоятельно.
Вторая особенность критического мышления связана с тем, о чем мы говорили выше – с информацией. Для критического мышления информации является только отправной точкой, а неконечным пунктом.
«Поток информации» создает условия для обдумывания, сравнения, выбора. И этот процесс должен идти постоянно, поскольку только так можно оттачивать свои умственные способности. Когда-то информация для «общественного потребления» строго дозировалась и проходила жесткую цензуру. Существовал только один канал информации. В таких условиях говорить о развитии критического мышления с индивидуальным, осмысленным, непрерывным и продуктивным процессов познания в целях формирования общественного сознания не приходилось.
Третьим компонентом критического мышления является умение ставить вопросы и уяснять проблемы, которые нужно решить. Исследователи утверждают, что процесс любого обучения идет намного эффективнее, когда обучаемый сам формулирует ту проблему, которую необходимо решить, экономическую, общественную или политическую [17, с. 156].
Помочь сформулировать проблемы и соответствующие вопросы во все времена была призвана философия. Именно данной дисциплине необходимо уделять приоритетное внимание в учебных планах, если мы хотим стать свидетелями изменения общественного сознания вообще.
Философия сподвигает личность к проведению реальной интеллектуальной работы, развивающей особый вид умственной деятельности, позволяющей человеку выносить здравое суждение о предложенной точке зрения. В этом и заключается суть критического восприятия мира.
Четвертый компонент критического мышления – стремление к убедительной аргументации. Поиск разумных доводов в пользу собственного решения, обоснованные доводы в его пользу и осознание возможности решить данную проблему иными путями, все это формирует рассматриваемый нами тип мышления. Человек, обладающий критическим мышление, вооруженный сильными аргументами, никогда не попадет под влияние популистских СМИ, мнения большинства или «силы традиции».
Таким человеком невозможно манипулировать, поскольку его отличает разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений о поступках или ценностных ориентациях.
Наконец, пятой отличительной чертой критического мышления является его социальный характер. Ханна Арендт замечает, что совершенства нельзя добиться в изоляции, его можно достигнуть только в чьём-то присутствии [16, с. 54].
Любой критический мыслитель работает в определенном сообществе, «команде», решает широкий спектр задач, а не только занимается конструированием собственной личности. Следовательно, для развития критического мышления нужна не просто свобода – свобода слова, мысли,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Голубинская А. В. Что такое википистемология? // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2018. № 2 (15). С. 25–33.
2) Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2016. № 2. С. 169–176.
3) Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20.
4) Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. 464 с.
5) Интервью с П. Нора//Этнографическое обозрение № 4, 2011. С. 76-84
6) Исакова И. А., Янак А. Л. Информатизация и гаджетизация современного общества и детства // The Digital Scholar: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 1. С. 131–145.
7) Клустер Д. Что такое критическое мышление? //Перемена, 2001, № 4
8) Костромина С. Н., Гнедых Д. С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. С. 5–14.
9) Кутырев В. А. От образования к о-программированию (или как достичь передового уровня деградации человека)//Философия хозяйства. 2016. № 5 (107). С. 174–185.
10) Линдсей Г. Творческое и критическое мышление // Познавательные психические процессы / Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2016. С. 445-449.
11) Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна./Пер. с франц. Н.А. Шмат-ко. – СПб: Алетейя, 1998. – 146 c.
12) Мантикова А. В., Чупров Л. Ф., Кошенова М. И. Безопасность детей и подростков в интернет-пространстве: мифы, реальность, практические рекомендации // Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов / под науч. ред. О. А. Белобрыкиной, М. И. Кошеновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 138–147.
13) Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр.; предисл. Б. В. Бирюкова. М.: Изд-во ЛКИ, 2018. 416 с.
14) Нора П. [и др.]. Франция-Память / Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де,Винок М. / пер. с франц. Д. Хапаевой. СПб., 1999.
15) Ноэль-Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении [Электронный ресурс]. – URL: http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/cri ticalthink.shtml (дата обращения: 19.05.2020).
16) Халперн Д. Психология критического мышления — СПб.: Издательство «Питер», 2000
17) Arendt H. Thinking. – London: Secker & Warburg, 1978. – 258 p
18) Freire P., Ramos M.B. Pedagogy of the Oppressed. – London: PenguinBooks, 2017. – 156 p