Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется
правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить
отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо
от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение
требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов,
2
ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Цель исследования – рассмотреть исторический аспект развития системы
нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, описать действующий
порядок постановки организации на учет в налоговых органах.
Задачи исследования:
рассмотреть и описать этапы истории развития системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета в России;
решить практические задачи по отражению в учете хозяйственных операций
ОАО «Росасептика» с применением журнально-ордерной формы регистров
бухгалтерского учета.
Информационную и методологическую базу исследования составили
законодательные акты по бухгалтерскому учету, действующие на территории РФ, а
также учебники и учебные пособия таких авторов, как Галкина Е.В., Кондраков Н.П.,
Соколов Я.В.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета РФ
Зарождение российского нормативного регулирования бухгалтерского учета в
коммерческих организациях началось в период правления императора Иоанна VI,
которым в 1740 г. был подписан первый законодательный акт «Устав о банкротах». В
Уставе первостепенное значение уделялось «ведению и содержанию бухгалтерских
книг как документов, оформляющих и доказывающих совершение факта
хозяйственной жизни, а также составлению баланса как обязательной итоговой части
бухгалтерской процедуры, т.е. баланса, составленного на основе только бухгалтерских
записей, без использования данных инвентаризации имущества».
На практике требования Устава о банкротах практически не соблюдались, несмотря на
жесткие наказания в случае банкротства предпринимателей при отсутствии
бухгалтерских книг и баланса. И уже учитывая субкультуру российских
предпринимателей, в 1800 г. в новом Банкротском уставе значительное внимание
уделено конкретным правилам ведения бухгалтерского учета. По требованиям нового
Устава следовало формировать баланс по данным инвентаризации, а ведение учетных
регистров стало соответствовать правилам двойной бухгалтерии. В 1807 г. в
дополнение к Банкротскому уставу 1800 г. был утвержден Указ «О формах книгам и
3
тетрадям для вписывания купечеству торговых оборотов». Действующая методология
учета того времени «основывалась на взаимосвязи учетных форм, осуществлявшейся
путем проставления во всех регистрах ссылок на соответствующие страницы Журнала
и Главной книги».
Банкротский устав 1800 г. был заменен на Устав о торговой несостоятельности в 1832 г.
В 1834 г. в дополнение к нему вышел Закон о порядке ведения купцами торговых книг.
Тем самым были предприняты шаги в сторону более подробного описания
содержания учетных регистров и правил их заполнения, а также в регламентации
содержания и порядка оценки статей бухгалтерского баланса.
В дальнейшем создание обществ с большим числом акционеров, формирование
рынка ценных бумаг и разделения прав и обязанностей собственника и управляющего
привели к существенному возрастанию значимости бухгалтерского учета и отчетности.
В 1836 г. впервые в России было принято «Положение о компаниях на акциях»,
которым предписывалось ежегодное представление акционерам бухгалтерской
отчетности и учетных регистров.
Тесная связь норм бухгалтерского и налогового законодательства была заложена в
«Правилах об обложении торговых и промышленных предприятий дополнительным
сбором» (1885 г.), которым вводился 3%-й сбор с чистой прибыли акционерных
предприятий. Согласно Правилам было введено требование обязательной публикации
бухгалтерской отчетности акционерных обществ в официальном печатном органе
Министерства финансов.
СНК РСФСР в июле 1918 г. принял «Постановление о торговых книгах», нормы которого
должны были соблюдать торговые промышленные предприятия частной формы
собственности. Впоследствии переориентация на установление правил учета и
отчетности коснулась и разросшегося к тому времени числа государственных
предприятий.
Высшим советом народного хозяйства в 1922 г. было издано «Положение о
счетоводстве и отчетности», в котором подчеркивалась необходимость ведения
бухгалтерского учета по двойной системе, регистрация фактов хозяйственной
деятельности с помощью хронологической и систематической записи, ведения
Главной книги и т.д.
Согласно принятым директивам в декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б) бухгалтерский
учет стал инструментом контроля за выполнением плановых показателей на
ближайшую пятилетку, а также средством борьбы с бюрократизмом, выразившимся в
сокращении отчетности. Перечень основных нормативных документов, регулирующих
4
бухгалтерский учет и отчетность в России, с 1740 по 1940 гг. представлен в табл. 1 [1, 2,
5].
Таблица 1 – Нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность в
России, с 1740 по 1940 гг.
Дата принятия документаНазвание документа
1740 г.Устав о банкротах
1800 г.Банкротский устав (новая редакция)
1807 г.Указ «О формах книгам и тетрадям для вписывания купечеству торговых
оборотов» (дополнение к Уставу о банкротах 1800 г.)
1832 г.Устав о торговой несостоятельности
1834 г.Закон о порядке ведения купцами торговых книг (дополнение к Уставу о
торговой несостоятельности)
1836 г.Положение о компаниях на акциях
1885 г.Правила об обложении торговых и промышленных предприятий
дополнительным сбором
1918 г. Постановление о торговых книгах (СНК РСФСР)
1922 г.Положение о счетоводстве и отчетности (ВСНХ)
1940 г.План счетов текущего учёта основной деятельности промышленных
предприятий (Наркомфин СССР)
В 30-50 гг. XX в. начали наблюдаться отрицательные тенденции в развитии
бухгалтерского учета. На XVI партийной конференции было выдвинуто требование об
установлении единства бухгалтерского, статистического и оперативного учета, в том
числе с целью реализации которого в 1931 г. было создано Центральное управление
народнохозяйственного учета при Госплане СССР. Такими действиями была
ликвидирована самостоятельность бухгалтерского учета. Все усилия были направлены
на адаптацию «идеи стандартных издержек», заимствованную у американцев, к
деятельности советских предприятий. Однако нормативный учет так до конца и не
прижился в нашей стране из-за недостатков в планировании и контроле.
В условиях плановой экономики и установки на централизацию учета основой
национальной учетной системы стало государственное регулирование бухгалтерского
учета. Высшим органом исполнительной власти в области общих вопросов
бухгалтерского учета и его постановки в организациях был Совет министров СССР.
Этим органом в тот период был принят ряд документов, представленных в табл. 2.
Таблица 2 – Основные нормативно-правовые документы, принятые Советом
5
министров СССР в условиях плановой экономики
Дата принятия и номер документа Название документа
29.06.1979 № 633 Положение о бухгалтерских отчетах и балансах
24.01.1980 № 59 Положение о главных бухгалтерах
24.01.1980 № 59 Постановление «О мерах по совершенствованию организации
бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном
использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов»
11.04.1985 г. № 299 Постановление «О дополнительных мерах по совершенствованию
бухгалтерского учета в народном хозяйстве»
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью
осуществляло Министерство финансов СССР, которое совместно с Центральным
статистическим управлением СССР утверждало «типовые планы счетов и типовые
формы бухгалтерского учета, инструкции по их применению, формы бухгалтерской
отчетности» (табл. 3).
Таблица 3 – Документы по методике учета общего назначения, утвержденные
Министерством финансов СССР с 1954 по 1985 гг.
Дата принятия и номер документа Название документа
04.11.1954 г. № 1149Типовой план счетов бухгалтерского учёта основной деятельности
государственных промышленных предприятий союзного и республиканского
подчинения (1955-1959 гг.)
28.09.1959 г. № 295, 30.05.1968 г. № 130 План счетов бухгалтерского учёта
производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных
организаций союзного, республиканского и местного подчинения (1960-1968 гг.)
29.07.1983 г. № 105 Положение о документах и документообороте в бухгалтерском
учете
28.03.1985 г. № 40 План счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной
деятельности объединений, предприятий и организаций (1986–1992 гг.)
08.03.1960 г. № 63 Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы
счетоводства
28.03.1985 г. № 40 Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета
производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и
организаций
30.09.1985 г. № 166 Основные положения по учету тары на предприятиях,
производственных объединениях и организациях
6
В 80-х гг. XX в. трансформация экономических процессов в связи с переходом на
рыночную модель и созданием новых организационно-правовых форм деятельности
(совместных предприятий, международных объединений) вызвала необходимость
изменений и в учетной системе. Изменения в законодательстве привели к
необходимости создания новых контрольных структур. Для обеспечения контроля за
своевременностью и полнотой перечисления налогов в бюджет физическими и
юридическими лицами в 1990 г. была создана государственная налоговая служба.
Принятый 25.12.1990 г. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской
деятельности» № 445-1 подтвердил ориентацию на акционерные предприятия, а
введенная с 1 января 1991 г. бухгалтерская отчетность, состоявшая из бухгалтерского
баланса и отчета о финансовых результатах и их распределении, стала публичной и не
требовала представления в органы государственной статистики.
Развитие в РФ рыночной экономики потребовало от участников экономической
деятельности четкой и ясной информации об их финансовом состоянии, активах и
пассивах, ее раскрытия для возможно широкого круга пользователей. В связи с этим
была проделана значительная работа по развитию бухгалтерского учета, его
стандартизации, внедрению в повседневную практику международных стандартов
финансовой отчетности.
Начало 90-х гг. XX века можно считать началом реформирования системы
бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В то время Постановлением Верховного
Совета РФ от 23.10.1992 г. № 3708-1 была принята Государственная программа
перехода РФ на международную систему учета и статистики в соответствии с
требованиями развития рыночной экономики.
В 1994 г. Методическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была
одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета,
предусматривающая переход на МСФО до 2000 г., в соответствии с которой были
утверждены первые четыре положения по бухгалтерскому учету и Федеральный закон
от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В декабре 1997 г. была одобрена Концепция бухгалтерского учета в рыночной
экономике России, а в августе 1998 г. Постановлением Правительства РФ утверждена
доработанная Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
Международными стандартами финансовой отчетности. С 2001 г. начал действовать
новый План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от
7
31.10.2000 г. № 94н).
В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности
МСФО принимаются в 2004 г. вместе с Концепцией развития бухгалтерского учета и
отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. В тот период российские
нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета постепенно начали
включать в себя прямые отсылки к тексту МСФО. Такие ссылки появились в ПБУ
14/2007 «Учет нематериальных активов» и ПБУ 1/2008 «Учетная политика
организации».
Начиная с 1994 г. по 2011 г. в ходе выполнения планов мероприятий Минфина РФ на
различные годы шла интенсивная работа по разработке, утверждению и уточнению
ПБУ. За этот период были приняты и действуют сейчас 24 ПБУ. В 2011-2012 гг.
Минфином РФ были представлены следующие проекты положений: «Учет аренды»,
«Учет вознаграждений работникам», «Учет
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 05.08.2000г. N 117-ФЗ (ред.
от 26 марта 2020 г. N 68-ФЗ).
2. Федеральный закон от 06.12.2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 26
июля 2019 г. N 247-ФЗ).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ:
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998г. N 34н (ред. от 11 апреля 2018 г. N 74н).
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ
1/2008): Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н (ред. от 28 апреля 2017 г. N
69н).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации»
(ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 8 ноября 2010 г. N
142н).
6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): Приказ
Минфина России от 06.05.1999г. N 32н (ред. от 6 апреля 2015 г. N 57н).
7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): Приказ
Минфина России от 06.05.1999г. N 33н (ред. от 6 апреля 2015 г. N 57н).
8. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности
организаций» (ред. от 19 апреля 2019 г. N 61н).
9. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению: Приказ
8
Минфина РФ от 31.10.2000г. N 94н (ред. от 8 ноября 2010г. N 142н).
Научная литература и учебные пособия:
12. Галкина Е.В. Бухгалтерский учет и аудит. – М.: Кнорус, 2018. – 588 с.
13. Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело. – М.: Перспектива, 2018. – 698
с.
13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит.
М.: Перспектива, 2017. – 698 с.
14. Соколов Я.В., Терентьева Т.О. Бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет от
источников до наших дней Современная теория и практика. – М.: Экономика, 2019. –
440 с.