Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Деятельность Центрального банка в системе государственного управления
2.1 Денежно кредитная политика ЦБ РФ
Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.
Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.
Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.
Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.
При режиме таргетирования инфляции валютный курс является плавающим, то есть он формируется под влиянием спроса и предложения на валютном рынке. При плавающем валютном курсе Банк России не проводит интервенций на внутреннем валютном рынке в целях поддержания определенного уровня курса или скорости его изменения. При этом Банк России может проводить операции с иностранной валютой на внутреннем рынке в случае возникновения угрозы для финансовой стабильности, а также для пополнения (использования) международных резервов в связи с применением Минфином России бюджетного правила.
Основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Изменяя ключевую ставку, Банк России воздействует на динамику процентных ставок в экономике, которая в свою очередь влияет на внутренний спрос и инфляцию.
Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.
Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.
Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.
Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.
Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.
Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.
При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.
Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.
В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.
2.2 Банковский надзор ЦБ РФ
Перед банковским надзором, также ставится ряд задач, вытекающих из главной цели банковского надзора: “Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов (По ст. 55 ФЗ “О Центральном Банке Российской Федерации)”.
Эффективная система банковского надзора должна базироваться на определенных принципах, которые включают [4]:
- надежные и стабильные макроэкономические условия деятельности;
- хорошо развитую государственную экономическую и правовую инфраструктуру;
- эффективную рыночную дисциплину;
- механизмы обеспечения соответствующего уровня системной защиты.
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами Банка России являются:
- регулирование денежного обращения;
- проведение единой денежно-кредитной политики;
- защита интересов вкладчиков, банков;
- надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
- осуществление операций по внешнеэкономической деятельности [8].
Банковский надзор является важной функцией Центрального банка России. Функции банковского надзора направлены на одну из целей Банка России, а именно на «развитие и укрепление банковской системы».
По последним данным Центральный банк намерен оставить 400 кредитных организаций. Будет это осуществлено, по словам Поздышева, потому что когда работники банка России проводили финансовые расследования, они поняли, что имеют дело с целым бизнесом по созданию нереальных заемщиков. Банку России вместо проверки капитализации той или иной кредитной организации приходится самостоятельно расследовать теневые схемы вывода капиталов из банков через фиктивные организации, которые оформляют кредит. Многие банки выдают кредиты подставным компаниям или крадут деньги вкладчиков. Некоторые банки, занимаются финансированием теневой экономики, основанной на торговле товарами и услугами в нелегальном секторе.
Чаще всего, услугами управляют серверы, которые находятся не в банке. Но, чтобы не было просрочек по кредитам и налоговым платежам, специальные программы следят за тем, чтобы в нужное время занять деньги у одного заемщика и перебросить их другому заемщику. Другой вид манипуляций, который выявил Банк России, это схемы с кредитами розничным заемщикам, осуществляемые с помощью покупки баз данных реальных клиентов других банков. Такие кредиты обслуживаются, и у них очень часто нет просрочки до определенного времени. Отдельный вид мошенничества, манипуляции со вкладами: банк без ведома вкладчиков использует их средства в своих целях, выдавая клиентам фальшивые выписки со счетов благодаря специальной программе, которая «досчитывает» суммы, изъятые банком. Есть еще один способ, когда реальных вкладчиков нет, но есть записи и договоры о том, что деньги прошли через кассу и вышли сразу в виде кредитов
Рассмотрим нововведения в банковском надзоре в 2017 г.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Виноградова Д. Ю. Проблемы правового статуса Центрального банка // Гражданское общество и правовое государство. 2018. Т. 2. С. 66-69.
2. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, 2018. - 115 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 622 с.
5.
6. Ефимова, Л. Г. Банковское право / Л. Г. Ефимова. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. М.: Статут, 2019. 410 с.
7. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская.- М.: Омега-Л, 2016. − 452 с.
8. Костерина Т.Н. Банковское дело / Т.Н. Костерина. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2018. - 176 с.
9. Лекомцева А. Л., Коротаева О. А. Особенности правового статуса центрального банка российской федерации / А. Л. Лекомцева, О. А. Коротаева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 649-655.
10. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14. - М.: ПроСофт-М, 2018. - 196 c.
11. Обзор деятельности Банка России по управлению валютными активами, − 2018, вып. 1, 2. 19.
12. Ольшаный А.И. Золотовалютные резервы Российской Федерации: структура и управление / А.И. Ольшаный // Инвестиции в России: − №2. - 2017. − С.18-23.
13. Очаковский В. А., Клепикова А. Ю. К вопросу о правовом статусе служащих Центрального банка Российской Федерации / В. А. Очаковский, А. Ю. Клепикова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 94 (10). С. 718-730.
14. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.
15. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
16. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
17. Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О рынке ценных бумаг».
18. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле».
19. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" (с изм. и доп.).
20. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.).