Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья - это сложный социальный феномен. Она является одной из древнейших естественных сообществ, связанных кровным родством. Вместе с тем это маленькая контактная группа людей, которые взаимодействуют между собой. В конце концов, семья - это особый социальный институт, который регулирует воспроизведение человека с помощью специальной системы ролей, норм и организационных форм.
Как правило, в современных определениях семьи подчеркиваются все эти характеристики. Например, американский социолог Н. Смелзер пишет: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общим бытом и взаимной ответственностью за воспитание детей» [4].
Актуальность исследования методов психологической помощи дисфункциональным семьям обусловлена тем, что в условиях изменений современного общества возник ряд сложных социальных проблем (распад браков, рост количества неблагополучных семей, конфликтность между поколениями, снижение рождаемости), отражающихся на конструировании представлений о семье и браке людей разных возрастных групп.
Целью работы является изучение дисфукциональных семей: классификации, критерии, техники психологической помощи.
Предмет исследования: техники психологической помощи.
Объект исследования: дисфункциональные семьи.
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1. Изучить понятие и признаки дисфункциональной семьи
2. Выявить классификации и виды дисфункциональных семей
3.Проанализировать технологии психологического консультирования дисфункциональных семей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 Дисфункциональные семьи, понятие, виды, классификация
1.1 Понятие и признаки дисфункциональной семьи
Чаще всего, когда говорят о дисфункциональных семья имеют ввиду семьи с зависимостью от алкоголя, наркотиков, семьи, в которых наблюдаются повторяющиеся элементы серьезного физического насилия и т.д. Существует достаточно много дисфункциональных семей, которые скрыты под маской «образцовой семьи», и именно поэтому когда в семье вдруг возникают серьезные проблемы с ребенком, большинство оружающих удивляются, что в такой хорошей семье могут быть соответствующие проблемы.
Признаки дисфункциональности семьи могут быть в другом:
В семье существуют очень жесткие правила, которые все должны выполнять, не смотря на потоп, пожар и все стихийные бедствия.
Эти правила часто не учитывают все обстоятельства меняющейся жизни и особенностей всех членов семьи. Не редко сюда попадают религиозные семьи, которые понимают веру на очень примитивном уровне.
Во многих дисфункциональных семьях вообще не принято признавать существование проблем вообще. Отрицается слабость отца, наличие родственника с алкоголизмом и т.п.
В семье отрицаются некоторые темы вообще: секса, смерти, отношений, существование в мире обмана, собственных ошибок (родителями отрицаются наличие троек в дипломе или какой-нибудь подправленной двойки по физкультуре в аттестате) и т.д [6].
Если семья не дает достаточной опоры всем членам семьи в психологическом, материальном, духовном плане, препятствует здоровому взрослению ребенка, скрывает внутренний глубокий семейный конфликт, замаскированный под красивым фантиком, не является одновременно гибкой, но стойкой системой, она – дисфункциональная.
В дисфункциональные группы попадают такие семьи, внутри которых по каким-либо причинам, не выполняются базовые функции семьи, а потребности и нужды членов регулярно неудовлетворенны. Далее мы рассмотрим классификацию дисфункциональных семей, которая базируется на типажах эмоциональной связи, системе управления семейными взаимоотношениями и связующие отношениях, семейство объединяющих [18].
Внешние границы в семье очень жесткие, а внутренние очень размытые. Ворваться к подростку в комнату, почитать личные дневники, обсудить диагнозы ребенка со всеми соседками считается нормальным.
Физическое насилие, алкоголизм членов семьи, многочисленные сексуальные связи родителей, взятки, внутрисемейные конфликты – нельзя обсуждать за пределы семьи.
Манипулирование в отношениях. Если манипулятивные действия составляют основу отношений, то члены семьи либо не умеют выстраивать между собой конструктивные отношения. Либо за этим всем лежит глубокий скрытый конфликт. Мать и отец давно не интересны друг другу и живут только, чтобы не потерять свои вторичные выгоды при разводе.
В семье идет смешение ролей. Взрослые вообще не выполняют тех правил, которые жестко требуют от детей.
Согласно исследованиям ученых, большинство вещей люди автоматически воспринимают и повторяют в детстве из поведения своих родственников [16].
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Если семья не дает достаточной опоры всем членам семьи в психологическом, материальном, духовном плане, препятствует здоровому взрослению ребенка, скрывает внутренний глубокий семейный конфликт, замаскированный под красивым фантиком, не является одновременно гибкой, но стойкой системой, то такая семья – дисфункциональна.
Таким образом, дисфункциональные семьи – это закрытые семейные системы, в которых присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы.
1.2 Классификация и виды дисфункциональных семей
В этом параграфе рассмотрим классификацию и виды дисфункциональных семей.
Классификация дисфункциональных семей Олсона.
Сегодня эта модель является «рабочей» для многих семейных консультантов и психотерапевтов, поэтому знакомство с ней важно и для людей, от психологии далеких [6].
Итак, рассмотрим выделяемые типы дисгармоничных семей:
1. Реверсивная семья. Такой тип семьи, где семейные роли буквально перевернуты с ног на голову. То есть ребенок фактически носит статус родителя (парентификация), он – отправная точка всех семейных подвижек
2. Несбалансированный тип. Семья, внутри которой разобщены и нарушены эмоциональные связи, либо наоборот – семьи с чрезмерной привязанностью. В таких семьях отношения могут строится только в одном модусе (например, все всем всегда «довольны», независимо от объективного эмоционального состояния и положения дел)
3. Дисфункциональная семья с выделенными аутсайдерами. Социальный и семейный статус членов, признанных аутсайдерами занижен. Фактически, у них нет ни прав, ни обязанностей
4. Коалиционная семья. То есть такая семья, внутри которой образуются микрогруппы-коалиции, находится в состоянии скрытого конфликта, прений друг с другом. Такие объединения обычно подразделяются на открытые (кагортные) и закрытые. В первом случае, могут происходить конфликты между одним родителем и ребенком с другим родителем. Хрестоматийный и народный пример объединения прародителя и одного из родителей в целях давления на второго родителя: жена вкупе с тещей терроризируют мужа, или наоборот – портит жизнь жене мать мужа. Скрытые коалиции достаточно трудно поддаются внешнему обнаружению. Такие семьи внешне благополучны, согласие между членами семьи достигнуто, однако реально осуществляется молчаливое противостояние и конфликт. Семьи со скрытыми коалициями испытывают существенные трудности в межличностном общении, в котором обрисовываются две стороны: социально приемлемая презентация семьи с одной стороны, подтекст, оголяющий реальные проблемы и отношения между членами семьи [13].
5. Коалиционные семьи с приписыванием вины одному из членов. В таких случаях, одному из членов семьи приписывается вина за все неуспехи. Как пример: во всем виноват муж-алкоголик или непослушный ребенок. Таким образом, все неудачи семьи концентрируются в лице одного человека. Особые варианты дисгармоничных семей [25].
Если рассматривать дисфункциональную семью, как единицу, идущую к своему распаду, то весь путь можно представить, как следующую последовательность этапов:
• Негармоничная семья
• Семья деструктивная
• Семья разваливающаяся
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Т. В. Психология семьи. – СПб. : Речь, 2007. – 384 с
2. Ахлюстина Е.В. СЕМЬЯ «ГРУППЫ РИСКА» КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(39). URL: https://sibac.info/archive/social/3(39).pdf (дата обращения: 24.05.2020)
3. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с.
4. Вайсс, Джозеф Как работает психотерапия. Процесс и техника / Джозеф Вайсс. - М.: Класс, 2014. - 240 c.
5. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2001.
6. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. Краткий лекционный курс / А.Я. Варга. - М.: Нижегородский Гуманитарный Центр, Нижегородский ресурсный центр "Детство без насилия и жестокости", 2016. - 120 c.
7. Варга, Анна Введение в системную семейную психотерапию / Анна Варга. - М.: Когито-Центр, 2017. - 184 c.
8. Вебер, Гунтхард Два рода счастья. Системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера / Гунтхард Вебер. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2017. - 336 c.
9. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.- М., 1998., 208 с.
10. Григорьева М. В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии. - 2008. - N 1. - С. 93-101.
11. Григорьева М. Социальные установки и отношения родителей как метасистема школьной адаптации их детей // Педагог. диагностика. - 2008. - N 4. - С. 69-76.
12. Гунтхард, Вебер Два рода счастья: системно-феноменологическая психотерапия Берта Хеллингера / Вебер Гунтхард. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. - 782 c.
13. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 192 c.
14. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. - М.: Современный литератор, 2014. - 416 c.
15. Драпкин, Б.З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любви) / Б.З. Драпкин. - М.: ДеЛи принт, 2005. - 260 c.
16. Ермакова И. Цена адаптации и как ее снизить // Там же. - 2009. - N 4. - С. 248-256.
17. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. - М.: МП `Лерокс`, 2012. - 160 c.
18. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.
19. Зырянова Н. Кто на новенького? // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - N 6. - С. 35-36.
20. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. - М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. - 576 c.
21. Слабинский, В.Ю. Семейная позитивная динамическая психотерапия: Практическое руководство / В.Ю. Слабинский. - СПб.: Наука и техника, 2009. - 464 c.
22. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 2011. - 176 c.
23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003, 336 с.
24. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб.: Питер, 2009. - 672 c.