Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Роль налогов в современном государстве неоценима. Они
составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в
полном объеме. Умелое использование государством регулирующего потенциала налоговой
деятельности может способствовать созданию экономических условий, которые побуждали бы
субъектов действовать в необходимом для общества направлении, решать те или иные задачи в
соответствии с общегосударственными и частными интересами.
Именно поэтому обоснование концептуальных основ налоговой деятельности государства, роли
налогов в системе экономических отношений имеет большое значение для осознания ее
сущности, а отсюда – развития ее регулирующего потенциала.
2
История налогообложения уходит корнями в глубокую древность. На протяжении всей жизни
человечества, как пазл, складывалась система налогообложения. До приобретения налогами
денежной формы, они взимались в виде натуральных податей и являлись дополнением к
трудовым повинностям. Со временем система налогообложения развивалась и
совершенствовалась. Сейчас можно четко сформулировать определение налогов и налогового
контроля, обратившись к Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ) –
кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в России.
От качества работы налоговых органов может зависеть непосредственно экономическое
благополучие государства. При этом обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей
дисциплины налогоплательщиков считается одним из важнейших условий стабилизации
государственной системы финансов. При соблюдении таких условий происходит достижение
качественности функционирования неотъемлемых элементов налогового администрирования.
Основными показателями, определяющими эффективность налогового администрирования,
являются объем поступления платежей в бюджеты разных уровней и результативность
контрольной работы налоговых органов.
Для улучшения налогового администрирования в Российской Федерации производят правовое
регулирование налогового контроля, улучшение осуществления и организации налоговых
проверок и документооборота, улучшение условий осуществления налогоплательщиками
конституционной обязанности по уплате налогов и сборов, расширение определенных нормами
закона гарантий реализации прав и законных интересов налогоплательщиков.
Целью настоящей работы является рассмотрение аспектов совершенствования системы
государственного налогового контроля с учетом исторического опыта. Для достижения
поставленной цели были выработаны следующие задачи:
– рассмотреть становление системы государственного налогового контроля в России;
– выявить формы налогового контроля;
– рассмотреть методологию налогового контроля;
– провести анализ реализации контрольных мероприятий налоговых органов в 2016–2018 гг.;
– рассмотреть совершение методов и форм налогового контроля с учетом исторического опыта
России и зарубежных стран;
– выявить основные направления повышения эффективности налогового контроля;
– рассмотреть совершенствование организации деятельности налоговых инспекций по
проведению контрольных мероприятий.
Степень разработанности проблемы. Фундаментальные положения теории налогообложения,
содержащиеся в трудах У. Петти, А. Смита, А. Д. Рикардо, Дж. М. Кейнса, А. Бернса, А. Лэффера, М.
Фридмена, И. Фишера и Н. Калдора, позволили определить место налогов в экономике
государства.
Среди ученых, освещающих вопросы налоговой политики, налогов и налогообложения государств
необходимо выделить И.А. Майбурова, Д.Г. Черника, Ю.Д. Шмелева, А.В. Аронова, В.А. Кашина,
А.М. 6 Гоголева, Е.П. Зобова и др.
Организация и функционирование налоговой системы в современной России рассматриваются
такими авторами как А.М. Алиев, Б.Х. Алиев, И.В. Гашенко, И.В.Горский, А. Гончаров, В.А.
Красницкий, С.Н. Сайфиева и др.
3
Объектом исследования является налоговый контроль Российской Федерации.
Предметом исследования является налоговая деятельность как составная часть финансовой
деятельности Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили положения общенаучного метода теории
познания. В процессе исследования использовались теоретический, эмпирический методы
(диалектика, системный метод, анализ, синтез, дедукция), традиционно–правовые методы
(формально–логический, сравнительного правоведения).
Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Содержание налогового контроля
Налоговый контроль является неотъемлемой частью государственного финансового контроля, и
его непосредственная задача поддерживать фискальную политику государства. На современном
этапе развития система налогового контроля зациклена лишь на фискальной функции, однако,
опыт развитых стран мира показывает, что система налогового контроля повышает свою
эффективности и совершенствуется благодаря двум оставшимся функциям, а именно:
регулирующей и контрольной.
Цель налогового контроля заключается в предупреждении и выявлении налоговых
правонарушений и реализуется, посредством решения определенных задач:
– создать условия экономической безопасности;
– контроль формирования государственного бюджета;
– развитие эффективности контрольных органов Российской Федерации;
– контроль над соблюдением налоговых обязательств организаций и физических лиц;
– проверка грамотности использования налоговых льгот;
Объектом налогового контроля выступают движения денежных средств в процессе
аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы
налогоплательщиков.
Предмет налогового контроля – валютные и кассовые операции, смены предприятий, налоговые
декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ,
4
от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // «Собрание
законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146–ФЗ //
«Российская газета», № 148–149, 06.08.1998
3. «Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174–ФЗ (ред.
от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Российская газета», № 249, 22.12.2001
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 №
195–ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) //
«Российская газета», № 256, 31.12.2001
5. Об утверждении единых требований к формированию информационных ресурсов по
камеральным и выездным налоговым проверкам: приказ Министерства финансов Российской
Федерации от 17 ноября 2003 г. № БГ–3–06/627@ // Российская газета. – 2004. – 21 января.
6. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на
плановый период 2016 и 2017 годов // СПС «Консультант Плюс».
7. Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019
годов: проект Министерства финансов Российской Федерации от 18.10.2016 // Официальный сайт
Министерства финансов Российской Федерации.
8. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС–4–2/12837 «О рекомендациях по проведению
мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» // «Официальные
документы», № 33, 10–16.09.2013 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»)
9. Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД–4–2/13650@ «О направлении методических
рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств,
свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном
на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и
доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. СК
России, ФНС России) // «Официальные документы», № 35, 26.09–02.10.2017
10. Письмо ФНС России от 17.07.2013 № АС–4–2/12837 «О рекомендациях по проведению
мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» // «Официальные
документы», № 33, 10–16.09.2013 еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»
11. Приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ–7–2/628@ «Об утверждении форм документов,
предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми
органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о
налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой
проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе,
порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании
документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта
об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом
Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых
правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей
101 Налогового кодекса Российской Федерации)» (Зарегистрировано в Минюсте России
20.12.2018 № 53094) // Справочно–правовая система «КонсультантПлюс»
12. Письмо Минфина России от 22.10.2015 № 03–02–07/1/60796 // Справочно–правовая
система «КонсультантПлюс»
5
13. Авдеев В.В. Налоговые проверки: критерии отбора плательщиков для проведения
выездных налоговых проверок «Налоги» (газета), 2015, № 8
14. Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее
совершенствованию / Ф. А. Баташева. – Молодой ученый, 2015. – 438 с.
15. Бажанов С.В. Взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов при
выявлении налоговых преступлений // Налоги. 2018. № 1. С. 3 – 6.
16. Бойко Н.Н. Совершенствование и развитие налогового контроля в Российской Федерации
// Российская юстиция. 2016. № 4. С. 52 – 54.
17. Бачурин Д.Г. Постклассическое право и трансформация юридического регулирования в
сфере налогового контроля НДС // Налоги. 2017. № 6. С. 27 – 31.
18. Бабкин А.И. Налоговый контроль в условиях совершенствования законодательства.
Судебная практика // Российский судья. 2017. № 4. С. 3 – 7.
19. Дорофеева Н. А. Налоговое администрирование: Учебник / Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон,
Н. В. Брилон, – Дашков и К, 2014. – 296 с.
20. Дуканич Л. В. Налоги и налоговый менеджмент в России: учеб.пособие / Л. В. Дуканич, –
Феникс, 2012. – 606 с.
21. Григорьева Л.Г. Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды,
основания и условия применения. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 22. 144 с.
22. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение. (Учебное пособие) / Е. Ю. Жидкова, 2009. – 480
с.
23. Журавлева О. О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за
соблюдением законодательства о налогах и сборах» / О. О. Журавлева, – М.: Норма, 2012. – 47 с.
24. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Расширение области применения норм Налогового кодекса
Российской Федерации, регулирующих порядок осуществления налогового мониторинга как
формы налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 2. С. 26 – 34.
25. Ильин А.Ю. Налоговый контроль: тенденция эффективности и дальнейшего развития
«Финансовое право», 2014, № 7
26. Карпухин Д.В., Куракин А.В. Обжалование ненормативных актов финансового контроля:
сравнительно–правовой анализ бюджетной и налоговой сферы // Административное и
муниципальное право. 2017. № 11. С. 1 – 10.
27. Копина А.А. Права налогоплательщика в сфере налогового контроля // Налоги. 2016. № 22.
С. 12 – 18.
28. Копина А.А. Налоговый контроль во внешнеэкономической деятельности // Законы
России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 31 – 35.
29. Копина А.А. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми
лицами vs получение необоснованной налоговой выгоды // Налоги. 2016. № 9. С. 10 – 17.
30. Лыкова Л.Н. Налоговые системы зарубежных стран : учебник для бакалавриата и
магистратуры / Лыкова Л.Н., Букина И.С.. − М.: «Юрайт», 2015.
31. Ленева И.Г., Ганин Г.И. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля в
Российской Федерации // Налоги. 2016. № 4. С. 1, 3 – 7.
6
32. Мигачева Е.В. Налоговый контроль в условиях развития цифровой экономики //
Финансовое право. 2018. № 8. С. 21 – 25.
33. Мигачева Е.В. Совершенствование налогового контроля в Российской Федерации //
Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 7. С. 52 – 53.
34. Мигачева Е.В. Обеспечение финансовой безопасности в процессе осуществления
налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 12. С. 37 – 39.
35. Минаев Ю.В. Контроль налоговых органов за использованием легальных налоговых схем
ужесточен // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 2. С. 105 – 108.
36. Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового
контроля // Финансовое право. 2016. № 1. С. 3 – 6.
37. Родыгина В.Е. Цифровизация налогового контроля НДС: правовые последствия и
перспективы // Финансовое право. 2018. № 9. С. 31 – 34.
38. Садчиков М.Н. Индивидуализация налоговой обязанности // Налоги. 2018. № 4. С. 17 – 19
39. Савсерис С.В. Агрессивные методы налогового контроля // Имущественные отношения в
Российской Федерации. 2018. № 3. С. 101 – 104.
40. Содномова, С.К., Грошева Е.В. Развитие налогового администрирования на современном
этапе // Известия ИГЭА. 2016. №2.
41. Семенихин В.В. Налоговые проверки. 4–е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ,
2018. 373 с.
42. Фетисов, П. В. Проблемы налогового администрирования в ходе проведения выездных
налоговых проверок /П. В. Фетисов // Инновационное развитие экономики. 2015. № 3. С. 56.
43. Чашин А.Н. Контрольные полномочия налоговых органов и адвокатская тайна // Адвокат.
2017. № 2. С. 5 – 8.
44. Шигапова А.М. Правовая природа и значение дополнительных мероприятий налогового
контроля при проведении налоговой проверки // Налоги. 2017. № 6. С. 34 – 37.
45. Шепенко Р.А. Опыт правового регулирования налогового контроля в Грузии // Журнал
российского права. 2016. № 1. С. 120 – 127.
46. Официальный сайт Федеральной налоговой службы {Электронный ресурс}:
https://www.nalog.ru