Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе стратегического развития России цифровые технологии затрагивают все отрасли экономики и сферы образования, которая является важнейшей площадкой глобальной конкуренции государства за политическое влияние в XXI веке. Возникает необходимость быстрого и качественного изменения всего образовательного процесса. Молниеносный поток информации на единицу событийности во времени, предопределяет необходимость перманентного обучения и овладения новыми современными и актуальными знаниями в различных областях жизнедеятельности социума, чтобы соответствовать современным реалиям. В этом направлении представляется актуальной дистанционная форма обучения, востребованность которого мы наблюдаем сегодня в период «Пандемий».
Переход на онлайн обучение произошёл внезапно, затронув преподавателей не только России, но и всего мира. Возникла необходимость быстрого внедрения дистанционных технологий для успешного завершения обучения в 2019 – 2020 учебном году. Сложившаяся ситуация потребовала от педагогов стремительной реакции и быстрого запуска уроков в дистанционном режиме. Готового решения, как перейти на удалённое обучение не было. Несмотря на использование в педагогической практике информационно - коммуникативных технологий (ИКТ), уроки в дистанционной форме ранее проводили не многие. Поэтому выбор платформы для продолжения профессиональной деятельности вызвал затруднение, тем более что предстояло обучать в новом режиме, учитывая психолого-физиологические особенности детей.
В разное время изучению и концептуальным разработкам данной проблематики посвятили: А. А. Андреев, Д.Бейли, А. Бейтс, М. Блек, А. М. Бершадский, В. В. Вержбицкий, А. В. Зубов Т. А. Лавина, Н. Мэтью, В. И. Овсянников, Е. С. Полат, В.И Солдаткин, Л. Тейлор, А. Тейт и др. Значимыми в вопросах изучения специфики обучения взрослых иностранному языку, в той или иной степени представляются труды: О. В. Агаповой,.О. Г. Барвенко, С. Г. Вершловского, Н. Д. Гальсковой, С. И. Змеева, М. К. А. Капп, А. Г. Калининой, Е. Г. Кобзарь, Д. Колб, Д. Л. Матухина, Р. П. Мильруда, М. Ноулза, А. В. Пушкиной, П. Смита, К.Роджерс, Н. А. Тоскиной, Э.Трондайк, А. В. Филатовой, А. Н. Щукина и др.
Цель исследования – рассмотреть возможность использования Онлайн платформ для обучения детей на уроках английского языка.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты дистанционного обучения;
- провести анализ онлайн обучения в России и за рубежом.
1. Теоретические аспекты дистанционного обучения
1.1. Дистанционное обучение иностранным языкам: преимущества и сложности
Существуют тождественные в некоторых случаях, определения данного вида обучения. Наиболее часто встречающиеся термины: электронное обучение, дистанционное обучение, информационно-коммуникационное обучение. В педагогическом словаре дистанционное обучение определено следующим образом: «технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся (независимо от уровня получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра. Дистанционное обучение осуществляется с помощью средств и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий.
По методам организации учебного процесса дистанционное обучение близко к заочной форме обучения, а по насыщенности и интенсивности учебного процесса — к очной форме».
Наиболее интересной представляется определение предлагаемое ученым, которая является специалистом в данном направлении Е. С. Полат, она считает, что: «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
Не менее интересным представляется определение другого отечественного ученого А. В. Зубова: «это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [7].
Обобщающим по нашему мнению, но слишком громоздким является определение, закреплённое в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [1] в ст.16 п.1: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4]. Таким образом, из выше приведенных определении можем сделать вывод, что под дистанционным обучением понимается обучение на расстоянии, посредством телекоммуникации.
Вместе с тем, следует отметить, что в большинстве случаев дистанционное обучение воспринимается как синоним электронного обучения.
Однако, электронное обучение шире по смыслу, по формам, методам и технологиям, а дистанционное обучение является одним из его видов. Так же важно подчеркнуть, что во всех приведенных определениях «красной нитью» акцентируется внимания на средствах обучения. В связи с этим, уместно будет привести утверждения американского ученого Рута Кларка, который в своих трудах доказывает, что продуктивность обучения не зависят от средств телекоммуникации, «Совершенно очевидно, что средства обучения это просто транспорт, с помощью которого знания доставляются студенту, однако он влияет на их усвоение не более чем грузовик, доставляющий продукты, влияет на их питательную ценность» [5].
В середине мая 2020 года, группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект о дистанционном образовании № 957354–7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». По словам члена Совета Федерации Лилии Гумеровой, документ не ставит задачу заменить традиционную школу, живое общение учителя с учеником. На наш взгляд, принятие данного законопроекта минимизирует вопросы понятийного аппарата, а также обеспечит участников дистанционного обучения теоретико-методической и организационной поддержкой.
Современные информационные технологии в настоящее время активно развиваются в системе образования и очевидно дают свои плоды. Существует множество платформ и программ для реализации дистанционного обучения школьников.
Современные дети активно ими пользуются. Особый интерес проявляют к изучению иностранных языков онлайн. Глобальная сеть позволяет нам передавать огромное количество информации и файлов различными методами в любую точку мира за считанные мгновения. Онлайн-обучение очень популярно и интересно, а для некоторых обучающихся просто необходимо в силу ряда причин.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
2. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе / Р. О Агапова //Информатика и образование. – 2014 - №2. – С. 14 – 16
3. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. – М.: «Прометей», 2014. – 135 с.
4. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. – Ростов на Дону: «Мысль», 1999. – 368 с.
5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. – Уфа, 2018.
6. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. – М.: "ВАК", 1998. – 88 с.
7. Зубов А. В., Зубова И. И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2014. - С. 208.
8. Назаренко А. Л., Роусон-Джонс К., Аношкина Ж. Г. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков (опыт факультета иностранных языков МГУ) // Вестник Московского университета: Изд-во Московского университета. Серия 19 лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2014. - №. 1. - С. 205–210.
9. The Adult Learning Theory — Andragogy — of Malcolm Knowles — eLearning Industry Козубовская Л. А., Сентебова Е. Л. // Серия Гуманитарные науки. № 2. – 2016. - с. 98–102