Фрагмент для ознакомления
2
учреждений и предприятий (здравоохранения, образования, строительства, электроэнергетики, противопожарной службы, и т. п.).
Дополнительного профессиональное образование для работников осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Разработка и утверждение содержания этих программ происходит с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
В части профессиональных компетенций пункт 1 статьи 195.1 ТК РФ закрепил понятие «квалификация работника» – как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Также принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 02 мая 2015 г. раздел IX ТК РФ был дополнен статьями 195.2 и 195.3 в части определения понятия «профессиональный стандарт», порядка разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также порядка применения профессиональных стандартов.
Итак, согласно трудовому законодательству «профессиональный стандарт» - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов (статья 195.2 ТК РФ), а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 195.3 Трудового Кодекса Российской Федерации декларирует: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.»
Таким образом, если соотнести нормы Трудового Кодекса Российской Федерации и нормы прописанные в части типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в статье 9 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», то можно сделать вывод, что к муниципальным служащим, в отношении которых законодательно установлены требования к квалификации, необходимые для выполнения ими определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
1.3 Система управления профессиональным развитием государственных и муниципальных служащих
В настоящее время в соответствии с законодательством система профессионального развития включают в себя следующие основополагающие элементы:
1) профессиональная подготовка;
2) профессиональная переподготовка;
3) повышение квалификации;
4) стажировка;
5) самообразование;
6) иные мероприятия.
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих осуществляется посредством реализации образовательными организациями 40 дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в порядке и в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании.
Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ – это совокупность средств обработки информации и средств телекоммуникации, используемых для решения наиболее важных управленческих кадровых задач государственной службы. Основной целью создания системы является организация деятельности кадровых подразделений органов государственной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в составе единой информационной системы.
В рамках модернизации государственного управления в Федеральный Закон № 79-ФЗ внесены существенные изменения, касающиеся системы профессионального развития, а именно включены новые мероприятия для повышения профессионального развития государственных гражданских служащих, вышеуказанные мероприятия позволяют обеспечить непрерывность получения или обновления профессиональных знаний и умений государственных гражданских служащих в течение всего периода прохождения государственной гражданской службы.
Неэффективность проводимых мероприятий повлекла за собой низкий уровень принятия и реализации управленческих решений, также одной из ключевых проблем является отсутствие индивидуального подхода при формировании программ обучения. Ранее система профессионального развития носила характер периодичности, что приводила к формальному посещению мероприятий. Согласно новой системе, профессиональное развитие является непрерывным, что позволяет постоянно повышать свои навыки и компетенции без отрыва от работы. Также в рамках новой системы как одним из форм повышения квалификации является самообразование, в этих целях разработан ФГИС «Единая информационная система управления кадрами ГГС», в дальнейшем на данной платформе планируется введение модуля «профессиональное развитие». Учитывая все вышесказанное, можно говорить о том, что система профессионального развития государственных служащих обновляется в правильном направлении, однако, чтобы добиться высоких результатов необходимо и дальше искать новые пути совершенствования.
Представление о сущности кадровой работы в государственной службе строится с учетом процедур подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Развитие данных кадровых механизмов требует постоянных усовершенствований. Важно отметить, что данные формы работы с кадровым обеспечением государственной службы также регламентированы действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами, устанавливающим перечень основных форм, в которых описанные выше процедуры кадровой работы должны происходить.
С началом реформы государственной и муниципальной службы в России, ориентиром в которой стало послание Президента Российской Федерации, большое внимание было уделено эффективности управления государственной и муниципальной службы. Эффективность управления тесно связана со степенью развитости профессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих, степень развитости которых выражается в точности выполнения заданий и решении задач. В данном контексте профессиональные компетенции государственного и муниципального служащего имеют социальную и профессиональную значимость.
Основу профессиональных компетенций служащих составляет их квалификация, а также уровень подготовки. Опыт доказывает, что вклад в профессиональную подготовку и переподготовку муниципальных служащих является выгодным, так как именно от них зависит в дальнейшем процветание и благополучие муниципального образования. И от того, насколько служащие профессиональны и отвечают требованиям общества, зависит результат работы органа власти.
Эффективность работы любой управляющей структуры и органов власти, в том числе, во многом определяется подбором кадров, их профессиональной подготовкой, деловыми и человеческими качествами, способностью быстро и рационально выполнять свои функциональные обязанности. При этом постоянные изменения управленческих условий предъявляют к сотрудникам данных структур дополнительные требования. Но сегодня далеко не все сотрудники органов власти и местного самоуправления отвечают этим повышенным требованиям.
По мнению В. В. Черепанова, «профессиональное развитие – это совершенствование служащих в служебно-квалификационном и должностном отношении. Профессиональное развитие представляет собой трудовую область жизнедеятельность работника в виде сложного нелинейного многоуровневого процесса развития профессиональных компетенций. Профессиональное развитие персонала – это приоритетное направление формирования кадрового состава государственной гражданской службы, так как основное требование, предъявляемое к работнику – его профессионализм и компетентность. Они складываются из знаний, умений, навыков, а также, прежде всего, из уровня его профессионального образования».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список источников
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. по состоянию на 03.08.2018 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения: 15.05.2021)
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (по состоянию на 03.08.2018) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 15.05.2021)Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (по состоянию на 30.10.2018) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 15.05.2021)
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (по состоянию на 03.08.2018) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2021)
4. Указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации. Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации» (по состоянию на 08.03.2015) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64958/ (дата обращения: 15.05.2021)
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 октября 2015 г. № 691н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» : // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_187770/ (дата обращения: 15.05.2021)
Список литературы
1. Алавердов, А. Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник. 3-е изд., перераб и доп. / А. Р. Алавердов. – М.: Университет «Синергия», 2018. – 680 с.
2. Атаманчук С.Г. Государственная служба: кадровый потенциал. М., 2001
3. Батяев, А. А. Идеальный персонал – профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. – М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2018. – 176 с.
4. Блюм М. А. HR – менеджмент в системе управления предприятием: монография / Коробова О. В., Уляхина Т. М. – Тамбов: Изд-во «Консалтинговая компания Юком», 2017. – 95 с.
5. Вагина Л.В. Кадровая политика. М., 2009. Ковалѐв А.Г. Психология личности. М., 1973
6. Герчикова, И. Н. Менеджмент. Практикум: учебное пособие. – М.: Изд-во «Юнити - Дана», 2017. – 799 с.
7. Говорова, С. В. Основы управленческой деятельности: учебное пособие / Пелешенко В. С. – Севастополь: Изд-во «СКФУ», 2017. – 109 с.
8. Граждан В. Федеральная государственная служба: проблема системности // Власть. 1996. № 10. С. 55-58
9. Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник / В. Д. Граждан – М.: Юрайт, 2019. – 158 с.
10. Добреньков В.И. Социология: В 3 т. Т. 1. Методология и история. М., 2000; Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2010
11. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. М., 1991
12. Конт О. Общий обзор позитивизма. М., 2012
13. Коростылева Н.Н. Профессиональное развитие государственных гражданских служащих: результаты социологических исследований // Вестник ПАГС. 2014. №2(41). С. 58
14. Ломакина, Л. А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. – 2018. – № 24. – С. 43–50.
15. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. М., 2004
16. Магомедов К.О. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Ульяновск, 2007
17. Мерцалова, Т. А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики / Т.А . Мерцалова // Вопросы образования: журнал. – 2015. – № 2 – С. 40–75.
18. Монгуш, Д. О. Проблемы подготовки и переподготовки персонала / Д. О. Монгуш, Г. В. Панасенко // Аллея науки. – 2018. – № 10. – С. 317.
19. Нестеров В.Л. Профессиональное развитие персонала // Успехи современного естествознания. 2009. №10. С. 57-59.
20. Нечипоренко В.С. Кадровая политика в государственной гражданской службе. Саратов, 2013
21. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. М., 2008
22. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России. М., 2008
23. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986; Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1988
24. Пономаренко Б.Т. Специфика формирования потенциала органов местного самоуправления // Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы. М., 2006. С. 80-88
25. Рогин, А. П. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 (Юриспруденция) / А. П. Рогин. – М.: ЮНИТИДАНА, 2018. – 184 с.
26. Сорокин П. Система социологии. Социологическая аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов. М., 1993
27. Спенсер Г. Основания социологии // Тексты по истории социологииXIX-XX веков. М., 1994
28. Старилов, Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция / Ю. Н. Старилов. – М.: НОРМА, 2019. – 53 с.
29. Стародубцев, С. О. Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор успешного развития организации // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 559–561.
30. Степанова, С. М. Кадровые ресурсы: актуальные вопросы управления: учебное пособие / под ред. С. М. Степанова, Н. Ю. Челнокова. – Иваново, 2018. – 144 с.
31. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. М., 2006
32. Сулемов В.А. Кадровая политика. М., 2009
33. Тишина, С. В. Переподготовка кадров и повышение квалификации / С.В. Тишина // Аллея науки. – 2018. – № 9. – 124 с.
34. Турчинов А.И. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России. Социологический анализ. М., 2009
35. Управление персоналом: учебник / под ред. А. В. Дайнека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 292 с.
36. Чекалдин, А. М. Анализ подготовки и повышения квалификации персонала организации / Чекалдин А.М. // Вестник НГИЭИ. – 2015. – №__. – С. 19.
37. Шевцов, Д. В. Повышение квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих // Крымский академический вестник. – 2018. – № 1 – С. 212–215.
38. Шелобаев, С. И. Управление персоналом. Технологии: учеб. пособие для вузов / С. И. Шелобаев, Ю. Н. Арсеньев, Т. Ю. Давыдова. – М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2015. – 192 с.
39. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманитарология. М., 1993
40. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб., 2006.