Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В России, где проживает большое количество самых разных этнических групп,
этничность является не только неким символическим и культурным ресурсом,
но и ресурсом политическим. Более того, в последние два десятилетия
политизация этничности приобрела значительные масштабы. При этом
отношения между государством и этническими группами, равно как и между
самими группами, часто носят конфликтный характер.
В последние годы в России шли активные, но не слишком результативные
дискуссии по поводу государственной идеи и государственной идеологии, но
одновременно из массового сознания усилиями политиков разного уровня
«вымывались» идеи толерантности, гражданской солидарности и
гражданского единства и, наоборот, активно навязывалась идея этничности.
Население отдельных регионов и российский социум в целом не
рассматривались политиками и различными антрепренерами как целостные
гражданские сообщества, но представлялись лишь как некая сумма
этнических групп, имеющих разные исторические судьбы и специфические
культурные ценности.
Этнополитические процессы и их управление находят отражение в
политических практиках как федеральных, так и региональных и местных
властей. Их особенности и связи и стали основной темой исследования.
Актуальность данной темы обуславливается, прежде всего, существованием
5
очагов конфликтов на территории РФ по сей день, а также несовершенством
институционального управления этнополитическими процессами.
Таким образом, объектом данной работы является этнополитика в Российской
Федерации. Предмет – особенности управления этнополитическими
процессами на разных уровнях власти.
Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении особенностей,
взаимосвязей и проблем осуществления этнополитики на федеральном,
региональном и местном уровнях. Для достижения цели необходимо
выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретическую основу этнополитического процесса;
2) ознакомиться с исследованиями российских и зарубежных авторов по
данной тематике;
3) рассмотреть особенности этнополитических процессов на разных уровнях.
Работа состоит из введения, двух глав и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения этнополитических процессов
1.1. Этнополитические процессы как объект анализа
Изучение этнополитических процессов как объекта управления предполагает
предварительную экспертизу его сущности и специфики. В то же время
исследователи отмечают трудности изучения этнополитики. По мнению К.
Боришполец, развитие этнополитических исследований сдерживается
недостаточным уровнем развития теоретических идей в области политологии.
Это обусловливает необходимость рассмотрения понятия
«этнополитический» и других понятий, необходимых для этнополитического
исследования и управления в сфере этнополитики [9, с.25].
В целом, этнополитика может рассматриваться как область взаимосвязи
между политическим и этническим, но природа этой взаимосвязи требует
исследования. Хотя изучение этнического фактора политического развития
уже сформировалось на первый взгляд, как самостоятельная область научного
познания, но можно заметить, что ни на уровне его концептуального аппарата,
6
ни на уровне представлений о внутренней структуре или предмете границ, не
существует никакого единства взглядов. Представления о реальных
механизмах взаимодействия этничности и политики также очень
разнообразны. Изучение этих взаимоотношений предполагает изучение
понятий «политический» и «этнический».
Разнообразие политических процессов, определяющих формирование и
функционирование политической системы современной России, можно
рассматривать в следующих основных проекциях: процессы демократизации
- процессы, противоречащие демократизации, стабилизация - дестабилизация
и конфликт, легализация - теневизация. Сосредоточение внимания только на
одном аспекте исследования дает несколько одностороннюю картину, такую
как, например, первичное изучение конфликтного компонента современного
политического процесса в ущерб изучению процессов стабилизации. Следует
также подчеркнуть политическое, особенно государственное, управление,
неразрывно связанное с другими политическими процессами, чтобы показать
его влияние на политические процессы в современной России.
Особо следует отметить влияние этнических и других культурных различий
на демократические транзитные процессы и функционирование
формирующейся политической системы. Россия - это большое общество, в
котором сосуществуют представители различных цивилизаций, культур и
субкультур, в том числе политических. Так, А. Ахиезер отмечает врожденный
социокультурный раскол между сторонниками модернизации и
традиционалистами, что существенно усложняет решение проблем
демократической трансформации политической системы [8, с.32].
Кроме того, Россия является многоэтническим обществом; Здесь проживает
более 170 наций, от 119 миллионов до 179 человек. Хотя процессы интеграции
и объединения в СССР были очень интенсивными, интеграция общества,
особенно на юге России, не была завершена, общество до сих пор достаточно
сегментировано. В свете этого Россия, скорее всего, отвечает критериям
многосоставных обществ (согласно критериям А. Лейпхарта), ей присуще
7
множество проблем, характеризующих такие общества. Итак, процессы
демократического транзита в России связаны с проблемой демократического
переустройства системы межэтнических отношений как важнейшей проблемы
российской государственности. Острые этнические разногласия, приводящие
к различным формам национализма и росту националистических движений,
действительно не позволяют достичь демократии в данных социальных
условиях [13, с.5].
Присутствие различных этнических групп в обществе может стать
существенным фактором политического процесса и повлиять на
функционирование политической системы и ее трансформацию. Так, В.
Андреев описывает феномен «этнической революции», разрушившей
Советский Союз. Этнический фактор также важен для выбора оптимальной
политической системы в стране. Все это требует изучения этнополитических
процессов как специфического в разнообразии политических процессов и
требующих конкретного управления [7, с.111].
Изучение специфики этнополитических процессов предполагает
рассмотрение понятия «этнический». Понятие «этнический» используется для
определения особого класса явлений в обществе, связанных с языковыми,
культурными и некоторыми другими особенностями больших и малых
социальных групп. Понятие «национальный» тесно связано с понятием
«этнический» в отечественных исследованиях. Различают два понятия нации
- этническая нация и нация как политическое сообщество. В целом понятие
«нация» различает в основном политический аспект организации этнических
общностей.
Более точное значение этих понятий во многом определяется принятой
концепцией этнической принадлежности. В современной этнологии и
этнополитологии существуют три основных понятия национального и
этнического: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. В то же
время некоторые исследователи сводят разнообразие подходов к двум
основным: «реализм» и «конструктивизм». Отмечается, что в научной
8
литературе есть и другие области, связанные с этими двумя тенденциями и
подчеркивающие их другие аспекты (например, эссенциализм,
первобытность, натурализм, инструментализм). Выбор понятия этничности во
многом определяет стратегию и тактику управления этнополитическими
процессами, в том числе государственно-правовым управлением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декларация прав человека и гражданина // Междунар. акты о правах
человека: сб. докл. — Москва, 1999. — 265с.
2. Конституция Российской Федерации. — Москва:Право, 2004.—51с.
3. Стратегия государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]
URL:http://graph.doсument.kremlin.ru.
Научная литература
4. Абашин С. Н., Бенедикт Андерсон и «Грамматика национализма» / С.Н.
Абашин //Новое прошлое/The New Past. – 2016. – №. 1. – С.1-10.
5. Абдулатипов Р.Г., Этнополитология: учеб.пособие / Р.Г.
Абдулатипов.—СПб: Питер, 2005. — С.126—234.
6. Авксентьев В.А., Этнические конфликты: история и типология / В.А.
Авксентьев //Социологические исследования. – 1996. – №. 12. – С. 43-50.
7. Андреев А.Л., Этническая революция и реконструкция постсоветского
пространства / А.Л. Андреев // Общественные науки и современность. – 1996.
– №. 1. – С. 105-114.
8. Ахиезер А.С., Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная
динамика России) / А.С. Ахиезер. - Новосибирск: “Сибирский хронограф”,
1997. – 215 с.
9. Боришполец К.П., Методы политических исследований. Учебное
пособие / К.П. Боришполец. – М.:Аспект Прессс, 2010. – 230 с.
9
10. Бромлей Ю.В., Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.:Наука, 1983.
– 418 с.
11. Ерохин А. М., Воробьев С. М., Влияние этничности и
гражданственности на формирование гражданского общества на Юге России
(на примере Ставропольского края) / А.М. Ерохин, С.М. Воробьев //Наука.
Инновации. Технологии. – 2009. – №. 1. – С.55-67.
12. Зайончковский В., Социальное самосознание татар, бурят и башкир в
России и СССР преемственность или разрыв традиции? / В.Зайончковский //
Политическая наука. – 2002. – №. 4. – С.15-32.
13. Лейпхарт А., Многосоставные общества и демократические режимы / А.
Лейпхарт // Полис. – 1992. – Т. 217. – С.1-10.
14. Прахова Ю. М., Поворот к социологическому анализу в теории
международных отношений / Ю.М. Прахова // Социально-гуманитарные
знания. - 2004. - N 1. - С. 291-304.
15. Савинов Л.В., Управление национальными отношениями в России: учеб.
пособие / Л.В. Савинов. - Новосибирск:Изд-во СибАГС, 2011. — С.100—141.
16. Хабибуллина А.Р., Этническое самосознание и этническая
идентичность: общее и особенное / А.Р. Хабибуллина // Научные проблемы
гуманитарных исследований. – 2010. – №. 3. – С. 111-122.
17. Чагилов В.Р., Политизированная этничность: опыт методологического
анализа / В.Р. Чагилов // М.: Прометей. – 1999. – С. 1-16.