Фрагмент для ознакомления
2
индивидуального характера, которые должны приниматься исключительно в форме распоряжений. Мы считаем, что все указы главы государства должны быть нормативного характера, а ненормативными могут быть только индивидуальные распоряжения. Другими словами, имеющийся объем указов главы государства, принятых по вопросам гражданства, помилования, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий представляют собой акты индивидуального характера и должны быть изданы в форме распоряжений.
Конституция РФ не ограничивает главу государства кругом вопросов, которые могут регулироваться его указами. Кроме того, в Конституции не содержится и перечень вопросов, по которым может осуществляться и законодательное регулирование. Очевидным при этом является основное предназначение указов Главы государства, которое должно выражаться в детализации и конкретизации законодательных актов, принимаемых Федеральным Собранием РФ. Необходимо остановиться еще на одном важном моменте, связанном с тем, что указы главы государства не могут никем отменяться, кроме самого главы государства, в сравнении, например, с актами Правительства РФ. Акты Главы государства не требуют утверждения со стороны какого-либо органа государственной власти, за исключением указов о введении чрезвычайного или военного положения, которые в соответствии с п. «б» и «в» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ должны утверждаться Советом Федерации, поскольку ими приводятся в действие соответствующие законы. Представляется, что Совет Федерации при утверждении указов Президента выступает не в качестве органа законодательной власти, а в качестве органа, который выражает интересы и мнение всех субъектов РФ.
Необходимо отметить, что в настоящее время сфера общественных отношений, которая регулируется с помощью указов главы государства, по-прежнему остается весьма широкой. Представляется, что она должна сужаться с учетом и по мере развития законодательной деятельности российского парламента. Столь широкое распространение указов в российском законодательстве связано, по нашему мнению, с особенностями того периода, когда после принятия ныне действующей Конституции значительная часть правовых актов РСФСР противоречили нормам Основного Закона и потому не могли применяться.
В соответствии с Указом Главы государства от 23.05.1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» устанавливается, что акты Главы государства официально публикуются в течение 10 дней после дня их подписания в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ.
Акты главы государства нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории России после дня их первого официального опубликования по истечении семи дней. Иные акты, включая и акты, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, что вряд ли оправданно, поскольку это не позволяет заинтересованным лицам вовремя ознакомиться с их содержанием.
Нормативные указы Главы государства могут быть оспорены в Конституционном Суде РФ, а ненормативные - в Верховном Суде РФ.
Кроме указанных правовых актов, Президентом РФ используется еще один из их видов - письма, не предусмотренные ни Конституцией, ни федеральными законами. Посредством писем Президентом реализовывается право законодательной инициативы, право вето. При этом письма, в которых налагается вето, содержат мотивы его наложения, что имеет особую значимость, и не только для российского парламента. Представляется, что применение подобных актов в повседневной практике, статус которых не предусмотрен и не определена их правовая природа, способствует разрушению российской правовой системы. Считаем, что статус писем также должен быть закреплен в специальном Законе «О нормативных правовых актах РФ».
Особое место в системе правовых актов Главы государства занимают также его ежегодные послания ФС РФ, в которых содержится ряд доктринальных и стратегических направлений, предопределяющих ход развития права, и в первую очередь конституционного права . Вместе с тем в конституционно- научных исследованиях до настоящего времени не разрешен вопрос о том, могут ли послания главы государства рассматриваться источник конституционного права, как и российского права в целом.
Мы полагаем, что, послания не могут являться нормативными актами, поскольку они не содержат норм права, и, соответственно, не имеют юридической силы. В силу своей конституционной природы послание не представляет собой юридического документа, к тому же в Конституции содержится указание на принятие только двух видов актов: указов и распоряжений. Послание в то же время является значимым политическим и программным документом, который адресован всем органам государственной власти Российской Федерации, всему обществу, но не только одному парламенту. На основании этого мы полагаем возможным признаний послания главы государства в качестве политических актов либо нормативно-политической формы деятельности главы государства. Однако для устранения различного понимания юридической природы посланий главы государства необходимо определить их правовой режим, закрепив его либо в Законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», либо в специальном Законе «О посланиях Президента Российской Федерации».
Таким образом, указы и иные акты главы государства занимают ведущее место в системе источников конституционного права России. Через издание указов и распоряжений глава России проводит государственное руководство, реализуя полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ. Более того, акты главы государства направлены на восполнение пробелов в текущем законодательстве и часто конкретизируют и детализируют общие указания и принципы действующих норм права. Вместе с тем в целях разграничения актов главы государства на нормативные и индивидуальные полагаем необходимым указать на восстребованность в разработке правовых критериев такого разграничения с закреплением их в Законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации».
ГЛАВА 2 Конституционно- правовой статус Указов Президента Российской Федерации в ключе Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации
2.1 Конституционный статус Указов Президента РФ в свете Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. № 11-П
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названым Указом» подчеркнул, что при отсутствии федерального закона Президент РФ вправе восполнять пробелы в правовом регулировании общественных отношений, которые требуют законодательного урегулирования, если эти указы не находятся в противоречии с Конституцией России и федеральными законами. Действие этих указов временное, то есть их действие зависит от времени до принятия соответствующих законов .
Поводом к принятию обозначенного Постановления дела явились запросы Госдумы ФС РФ и Курганской областной Думы.
Относительно конституционности Указов Президента РФ Конституционный суд указал, что в силу положений п. «н» ч.1 ст. 72 Конституции РФ закрепление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления является предметом ведения Российской Федерации и ее субъектов, во исполнение издаются федеральные законы, законы и иные нормативно- правовые акты. При этом система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается последними самостоятельно в силу указаний Конституции РФ.
Вместе с тем, на момент рассмотрения запросов о конституционности Указа Президента РФ в данной части надлежащей законодательной базы в сфере организации органов государственной власти не имелось.
Поскольку Президент России является гарантом Конституции и призван обеспечить согласованное взаимодействие органов государственной власти, изданием Указа, носящего временный характер и ограничивающегося периодом до принятия соответствующих законодательных актов не противоречит Конституции РФ.
При этом Указ Президента РФ, определяющий назначение глав администраций субъектов является временной мерой, не заменяющей собой законодательную базу по определению принципов функционирования
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // СПС «Консультант- Плюс»;
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант- Плюс»;
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О воинской обязанности и военной службе» //СПС «Консультант - Плюс»;
4. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О безопасности» // СПС «Консультант - Плюс»;
5. Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» // СПС «Консультант- Плюс»;
6. Указ Президента РФ от 11 октября 1993 г. № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс»;
7. Указ Президента РФ от 23.12.1993 № 2277 «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства РФ» // СПС «Консультант - Плюс»;
8. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763(ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СПС «Консультант-Плюс»;
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 сентября 1993 года № 16-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 1993 года «О реформировании военных структур пограничных и внутренних войск на территории Северокавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества» // СПС «Консультант - Плюс»;
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. «По делу о проверке конституционности п. 2 Указа Главы государства от 3 октября 1994 г. № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденного названным Указом» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. № 3;
11. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // СПС «Консультант- Плюс»;
12. Васильева Г.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.И. Андрианов, С.В. Боботов, Г.В. Васильева, А.С. Деденева и др.; общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996// СПС «Консультант- Плюс»;
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001// СПС «Консультант- Плюс»;
14. Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007// СПС «Консультант- Плюс»;
15. Конституция. Закон. Подзаконный акт / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ// СПС «Консультант- Плюс»;
16. Конюхова И.А. Конституционное право РФ. Общая часть: Курс лекций. М., 2006. С. 230
17. Кутафин О.Е. Глава государства. // СПС «Консультант- Плюс»;
18. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М., 2002// СПС «Консультант- Плюс»;
19. Марино И. Президент Российской Федерации: конституционно-правовые отношения. От Конституционного Совещания до современной практики. М., 2007// СПС «Консультант- Плюс»;
20. Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 1996// СПС «Консультант- Плюс»;
21. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации / Под ред. Б.С. Эбзеева. Саратов, 2000// СПС «Консультант- Плюс»;
22. Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2000// СПС «Консультант- Плюс»;
23. Чиркин В.Е. Основы конституционного права: Учебное пособие. М., 1996 // СПС «Консультант- Плюс»;
24. Электронный музей конституционной истории России // http://www.ruscоnstitutiоn.ru/term/104/-дата обращения 22.05.2020