Фрагмент для ознакомления
2
проблем, которые появляются при воспитании, а в случае необходимости привлекает к работе с замещающей семьей других специалистов социальной сферы. В свою очередь, очень важным аспектом есть изучение, исследование деятельности социального работника с замещающей семьёй.
Участниками сопровождения замещающих семей являются:
- представители органов государственной власти;
- социальные работники;
- приёмные родители и их дети;
- приёмные дети;
- биологические родители приёмных детей, родственники;
- привлечённые специалисты;
- супервизор [1].
Участники процесса сопровождения имеют осознавать, что эффективность поддержки замещающих семей зависит от их согласованного взаимодействия. Для этого важно, чтобы принципы взаимодействия основных участников были отражены в соглашении об устройстве ребенка в приёмную семью.
Важными организационными мерами по поддержки замещающих семей и приёмных детей являются:
- анализ соблюдения государственных гарантий замещающими семьями и обеспечение прав приёмных детей;
- ежегодный обзор функционирования семьи и развитие приёмного ребенка;
- организация мероприятий по оказанию благотворительной помощи замещающим семьям;
- содействие развитию групп взаимопомощи приёмным родителям (группы встреч),
- организация обучения членов замещающих семей (например, проведение летней школы для замещающих семей) [14].
Государство в лице представителей соответствующих отделов государственной, федеральной, муниципальной администрации гарантирует предоставление таких видов материальной поддержки приёмным родителям и обеспечение прав приёмных детей:
- своевременных выплат на содержание детей в замещающих семьях;
- соблюдение и обеспечение личностных и материальных прав замещающих детей (оздоровление, бесплатный проездной билет, обеспечение жильем и т.д.);
- организации сопровождения замещающих семей и тому подобное.
Основной принцип работы социального работника, осуществляющего сопровождение замещающих семей, приёмных детей – индивидуальный подход к каждой семье, к каждому ребенку. Это будет способствовать полноценной социализации, реабилитации / сохранению его здоровья и тому подобное [2].
Определяющими задачами социального сопровождения приемных детей являются:
- работа по обеспечению возрастных потребностей детей;
- осуществление реабилитационных мероприятий (медицинских и оздоровительных, образовательных, социальных и правовых);
- защита прав приёмных детей (имущественных, жилищных, личностных);
- поддержание контактов ребенка с его биологическими родственниками;
- привлечение различных видов дополнительной помощи для приёмных детей;
- подготовка ежегодного отчёта о состоянии и развитии ребенка в замещающей семье.
Основными формами работы социального работника по реализации плана социального сопровождения замещающих детей являются:
- посещение на дому;
- встречи, прогулки с приёмными детьми;
- поддержка телефонных контактов (работа еженедельной телефонной часа);
- консультирование приёмных детей;
- организация встреч с биологическими родственниками и наблюдение за ходом этих встреч;
- представление интересов приёмных детей в учреждениях и заведениях;
- организация учебных программ для приёмных детей;
- ежегодный анализ состояния и развития замещающих семей [10].
Для выполнения поставленных задач и решения неотложных вопросов развития приёмного ребенка социальный работник налаживает сотрудничество с различными специалистами и государственными служащими.
Социальное сопровождение замещающих семей основывается на принципе сотрудничества между участниками процесса для выполнения главной задачи – социальной реабилитации и социализации приёмных детей.
Социальный работник и приёмные родители являются партнерами в предоставлении опеки ребенка в замещающей семье. Социальный работник является связующим звеном между государством и приёмными родителями и именно его квалификационная подготовка и работа обеспечивают компетентное решение и согласование всех текущих вопросов сопровождения замещающей семьи.
Проведение эмпирического исследования профессионального общения социального работника с замещающими семьями даёт возможность определить, выявить и решить основные проблемы в определённой семье. Кроме того, результаты исследования могут быть важными как для социального работника, так и для родителей. Также, результаты исследования есть достаточно важным элементом в процессе составления плана социального сопровождения [9].
План социального сопровождения – это план совместных действий социального работника и приёмных родителей по социализации приёмных детей и поддержки замещающих семей. План социального сопровождения создаётся социальными работниками после подписания соглашения об устройстве ребенка в замещающую семью в соответствии с определёнными задачами и включает в себя две части [5].
Для замещающей семьи план социального сопровождения составляется по следующим направлениям:
1. Экономический сопровождение – деятельность направлена на поддержку материального благополучия приёмного ребенка. Предусматривает соблюдение своевременности государственных выплат на содержание ребенка в замещающей семье и поиск дополнительных ресурсов для решения актуальных потребностей ребенка, поддержки его здоровья, процесса обучения и развития. А также предусматривает решение других вопросов и проблем в этом направлении, которые могут возникнуть в замещающей семье.
2. Юридически-правовое сопровождение – деятельность, направленная на соблюдение государственных гарантий в отношении детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки, которые устроены в замещающую семью, а также осуществление мер по защите их прав и законных интересов. Юридическое сопровождение осуществляется через консультирование приёмных родителей, приёмных детей, социальных работников; написание запросов, писем, ходатайств, обращений и других письменных документов; работу с нормативной базой для изучения особых вопросов, возникающих в ходе текущей работы и формирования тематических выборок нормативных актов; подготовка и инструктаж социальных работников для представление интересов приёмных детей; разработку новых и совершенствование существующих договоров для урегулирования законодательно неопределённых вопросов; контроль за наличием всех необходимых документов по делам приёмных семей и тому подобное.
3. Психологическое сопровождение – проведение комплекса мер по реабилитации, реактивации, переобучение и ресоциализация замещающих детей в приёмных семьях. Для этого могут использоваться такие формы работы: мониторинг психического состояния и развития ребенка, психодиагностика (базовая, текущая, по запросу, по выходу ребенка из замещающей семьи – завершающая), психокоррекция, психотерапия (работа с травмой потери), консультирование, организация и проведение тренингов, мониторинг интеграции ребенка в замещающей семьи.
4. Медицинское сопровождение – деятельность направлена на решение вопросов охраны здоровья приёмного ребенка. Это предполагает:
- совместное посещение социальным работником, приёмными родителями и приёмным ребёнком участкового врача;
- составление плана медицинского сопровождения и контроль за его выполнением;
- контроль за использованием средств, сэкономленных на счёту ребенка для специального лечения;
- поиск средств на медицинскую помощь для особых видов лечения и тому подобное.
5. Педагогическое сопровождение – деятельность направлена на решение вопросов обучения приёмных детей и получения ими образования. Это предусматривает:
- составление плана педагогической работы с приёмным ребёнком в рамках компетенции учебного заведения и контроль за его выполнением;
- встречи и беседы с руководителями учебных заведений и педагогическим персоналом (по необходимости);
- поддержание контактов с педагогическими работниками и руководством учебного заведения (по необходимости);
- беседы с приёмными детьми и приёмными родителями по организации домашнего обучения; занятия с приёмными детьми (по необходимости) [12].
Выполнение задач социального сопровождения приёмных детей и семей имеет осуществляться отдельно уполномоченными социальными работниками. Поэтому чёткое распределение обязанностей между ними,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменко Н.Ю. Моделирование психолого-педагогической поддержки развития социальной компетентности детей группы риска // Человек и образование. – Академический вестник Института образования взрослых РАО. – №4(29). – 2011. – С.149-152.
2. Антонов А.А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М., 2008.
3. Антонов А.Н. Системное представление семьи как объекта исследований // Семья в России. – 2007.
4. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. – Серия14, «Психология».
5. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов. – М.: КноРус, 2012. – 335 с.
6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. Железнодорожный, Моск. Обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2004. – 416 с.
7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: Петрополис.: ТОО ТК, 1988. – 270 с.
8. Захарова Ж.А. Подготовка замещающих родителей к новой роли // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С.35-38.
9. Иванова Н.П., Бобылева И.А. Заводилкина О.В. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. – М., 2002.
10. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. – 295 с.
11. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
12. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. – 2001. – №4. С.39-53.
13. Ребенок пришел в семью. Библиотека «Ребёнок в замещающей семье». (Советы воспитателям и родителям). – Выпуск 1. – Рыбинск, 2007.
14. Рой О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: практикум. СПб.: Питер, 2007. – 240 с.
15. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. – СПб.: РХГИ, 2000. – 1056 с.
16. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов. – М.: Инфра-М, 2012. – 214 с.
17. Цыгичко В. Прогнозирование социально-экономических процессов. СПб.: Либроком, 2009. – 240 с.
18. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
19. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Наука, 2001. – 246 с.