Фрагмент для ознакомления
2
человеку необходимо преодолеть свое «Я», выйти за пределы ограниченности рамками своего индивидуального существования ;
- диалогичность самосознания есть трудоемкий и довольно сложный процесс активного взаимодействия между противоречащими друг другу «Я»- образами, однако преодоление этого противоречия приводит к самообнаружению личности, расширение границ внутреннего мира, понимание себя, своей уникальности и постижение смысла своего существования. Однако диалогичность самосознания, представленная слитностью субъекта и объекта, может порождать инертность, склонность к защите своего привычного мнения о себе, к сопротивлению некоторым факторам и к тенденциозному их истолкованию;
- рефлексивность самосознания, проявляющая себя во всех компонентах самосознания и обусловливающая развивающую функцию самосознания;
- динамичность самосознания, где индивидуальное сознание характеризуется внутренним движением, отражающим движение реальной жизни субъекта, которую оно опосредует, при этом движение самосознания вписывается в жизненный путь, определяя линию жизни человека, прослеживаемую в автобиографии.
Анализ различных научных подходов в исследовании структуры самосознания раскрывает многоплановость и сложность данной проблемы: авторы выделяют в самосознании уровни, ступени, компоненты, формы, образования.
Совсем другое понимание о структуре самосознания принадлежит B.C. Мухиной, что акцентирует 5 звеньев в структуре самосознания [8].
Первое звено – имя собственное, около которого создается осознаваемая человеком личная сущность. Распознавание с именем происходит с первых лет: ребенку тяжело думать о себе вне имени, оно ложится в базу самосознания, обретает особый личностный смысл. Благодаря имени малыш приобретает вероятность представить себя равно как обособленного от других неповторимого индивидуума.
Второе звено – притязание на признание. С раннего возраста малыш раскрывает, что же все действия разделяются на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее чувственно награждается, то у малыша возникает желание существовать хорошим, желание к признанию себя превосходным. Реализуя требование на признание во всем разнообразии типов деятельности, человек заявляет чувство личного достоинства и самоценности.
Третье звено – сексуальная идентификация. Она содержит психологическое принятие своей идентичности с собственным полом в физиологическом, социальном и психическом плане.
Четвертое звено – психологическое время личности. Оно сопряжено с построением субъективной картины житейского пути, с рвением сопоставить себя реального с собою в прошедшем и будущем.
Пятое звено – социальное пространство личности. Это область прав и прямых обязанностей человека, характеризующая образ и содержание общения в контексте к
Bмодели И.В. Вачкова, отражающей роль самосознания в становлении субъектности, выделяются следующие его уровни [18]:
– эгоцентрический (личная выгода, удобство, престижность);
– стереотипно-зависимый (степень отождествления человека с нормами, идеалами значимых для него людей);
– субъектно-принимающий (возможность человека строить с другими людьми субъект-субъектные отношения, опирающиеся на самооткрытие и готовность принять открытость другого);
– высший, субъектно-универсальный (внутренняя смысловая устремленностью человека на создание общечеловеческих благ, общечеловеческую нравственную ступень, стремление к творчеству, самовыражению и самоактуализации) […]
В контексте метасистемного научного подхода, И.В. Арендачук в своеми сследовании проблемы самосознания личности и его структуры обосновала и предложила структурно-функциональную модель самосознания. Рассмотрим основные положения, на которых основывается данная модель:
1) самосознание личности является открытой целеустремленной системой, развивающейся в процессе социализации, которая, в свою очередь, выполняет по отношению к самосознанию функцию метасистемы, «встраивающейся» в самосознание и определяющей его содержательные характеристики;
2) самосознание имеет уровневую структуру и формируется в процессе динамического взаимодействия своих структурной и функциональной подсистем;
3) структурная подсистема самосознания состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого, которые, в свою очередь, также являются условиями длявзаимного развития;
4) функциональная подсистема самосознания включает в себяидентичность и Я-концепцию, которые «одновременно можно рассматривать и как результат рефлексивного взаимодействия компонентов структурной подсистемы, и как основу содержательного наполнения этих компонентов вследствие действия двусторонней связи между функциональной и структурной подсистемами» ;
5) способность зрелой личности к самоопределению в системе социальных отношений является результатом развития самосознания, а рефлексивный механизм, определяющий характер изменения и развития самосознания – самоактуализация личности.
Как указывает автор, данная структурно-функциональная модель самосознания является отчасти упрощенным, но концептуальным видением структуры самосознания и функционального взаимодействия ее составляющих.Основываясь на многочисленных исследованиях, И.В. Арендачук отмечает, что «все структурные компоненты данной модели сами являются системными образованиями.
В.В. Столина о структуре самосознания личности в своих работах пишет, что в свойстве «единицы самосознания», согласно его взгляду, представляет суть Я, что включает познавательный, чувствительный и отношенческие элементы [16]. Единая закономерность размышлений Столина объединяется к тому, что же множественность деятельностей приводит к множественности смыслов Я, пересечение деятельностей– к действиям, действия– к остроконфликтным смыслам Я, спорный смысл Я, в собственную очередность, предоставляет процесс формированию и последующей службе самосознания. Обычно понимание равно как кульминация человеческой нервной системы содержит последующие три непосредственно взаимозависимых элемента: рефлексия, самодисциплина (либо саморегуляцию), совершенствование. Рефлексия, в собственную очередность, формируется с самонаблюдения и самомнения. Более подробно кратковременная динамика самосознания относительно: представляется в самооценке – один из ключевых индивидуальных образований самосознания[2].
С ранее сказанного допускается прийти к заключению, что роль самосознания – данное саморегулирование действия личности. Собственно, комплекс взглядов о себе и анализ данных представлений предполагает психическую основу действия личности. Человек в собственном поведении способен себе позволить точно столько, насколько он понимает себя.
2 Эмпирическое исследование особенности самосознания у младшего школьника
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием. В данный возрастной период как показывает практика современных ученных, происходит формирование и укрепление основных черт личности, особенностей развития [9]. В этой главе мы проведем эмпирическое исследование особенностей развития психического развития личности средствами исследования самосознания у младшего школьника
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития самосознания у младших школьников МОУ «СОШ № 72» города Саратова.
Гипотеза исследования состоит в следующем: реализация разработанной программы развития самосознания дает положительную динамику изменения уровня самосознания младших школьников.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
1. Констатирующий этап. Констатирующий этап является первичным. На данном этапе исследования мы организовали и провели входную диагностику особенности самосознания детей младшего школьного возраста в контрольной группе и экспериментальной группе. Входная диагностика проводилась в сентябре 2019 – 2020 учебного года.
2. Формирующий этап. На данном этапе, в течение 4 месяцев 2019 – 2020 учебного года мы проводили реализацию программы, которая направлена на развитиесамосознания младших школьников с применением цикла внеурочных мероприятий;
3. Контрольный этап. Данный этап является заключительным: в январе 2019 – 2020 учебного года была реализована повторная диагностика
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин - СПб.: Издво Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
2. Бернс, Р. Что такое Я концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: «Бахрах М», 2003. - С. 333393.
3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
4. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. – 800 с.
5. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
6. Крылова, Н. Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н. Н. Крылова.- Вестник Пензенского государственного университета, no. 1 (9), 2015, С. 36-40.
7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1997. - 180 с.
8. Мелков, С. В. Идеи В. С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа изучения гендерной идентичности личности / С. В. Мелков. - Развитие личности, no. 4, 2017, С. 119-141.
9. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. - Пермь, 1990. - 321 с.
10. Микшик, О. Методологические вопросы изучения личности и ее саморегуляции / О. Микшик // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. - С. 3346.
11. Мухина,В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
12. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995. - 529 с.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
14. Спиркин, А. Г. Сознание и Самосознание / А. Г. Спиркин. - М.: Перспектива, 1997. - 218 с.
15. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера. 2002. - 160 с.
16. Столин , В.В. Самосознание Личности / В. В. Столин. - М.: Изд-во Москва. Ун-та, 1983 - 288 с.
17. Тарасова,В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников / В. Н. Тарасова // Начальная школа. - №11. - 2005. - С. 39 - 42.
18. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. - М., 1997. - 144 с.