Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В условиях рыночной экономики возрастают роль и значение
перестройки системы мотивации и социально-трудовых отношений как основного источника
повышения эффективности производства и благосостояния населения. При таких условиях
важным является системный подход к определению сущности социально-экономической
мотивации персонала, механизма ее регулирования и оптимизации на уровне взаимодействия
интересов предприятия и работника.
Мотивация - это процесс стимулирования какого-либо человека или группы людей к
деятельности, направленной на достижение целей, как своего предприятия, так и личных
целей. Это внутренняя сила, побуждающая индивида к действию.
Мотивация труда - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа
поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних
(мотивы) факторов.
Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности
сделали Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет и Л.Гилбрет, Г. Эмерсон, М. Фоллет, а также О. Шелдон, А.
Файоль, Э. Мэйо.
Известными авторами современных теорий мотивации на Западе стали А. Маслоу,
Ф.Герцберг, Л. Портер, Е. Лоулер, Др. Мак-Грегор, Д. Мак-Клелланд, В. Врум и другие.
Значительный вклад в создание и развитие теорий мотивации сделано российскими
учеными. Так, М. Вольский считал необходимым улучшать физические, моральные и
интеллектуальные условия существования человека. А по мнению Г.Цехановецкого, многие
стремятся это сделать, прежде всего, за счет других.
2
М. Туган-Барановский один из первых в мире разработал четкую классификацию
потребностей, выделив пять основных групп: 1) физиологические; 2) половые; 3)
симптоматичные инстинкты и потребности; 4) альтруистические; 5) потребности
практического характера. Он также один из первых акцентировал внимание на значимости
духовности человека в развитии экономики.
Весомый вклад в развитие мотивационной теории внес основатель «школы научного
управления» американский инженер Ф. Тейлор, который считал, что основой эффективной
работы являются два основных компонента: высокая заработная плата и низкие затраты.
Для материальной заинтересованности рабочих Ф. Тейлор разработал специальную систему
сдельной заработной платы, согласно которой работники, что выполнили и перевыполнили
норму, оплачивались по повышенным, против обычных тарифных ставок и расценок, а те,
что не выполнили норму оплачивались по пониженным ставкам, то есть подвергались
штрафу.
В условиях современности проблема мотивации трудовой деятельности в России приобрела
важное значение, поскольку решения насущных общественных потребностей возможно
лишь при условии создания надлежащей мотивационной основы, способной побудить
персонал предприятий к эффективной деятельности. Речь идет о применении таких форм и
методов стимулирования личности, которые бы способствовали высокой результативности
ее работы.
Проблемой исследования является доказательство необходимости совершенствования
способов мотивации персонала в организации.
Цель работы заключается в рассмотрении теорий мотивации и исследовании современного
представления о мотивации персонала.
Объект исследования является стимулирование и мотивация к труду персонала организации.
Предметом исследования: основные методы и модели мотивации к труду, а также способы
стимулирования персонала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теории и методы мотивации.
2. Охарактеризовать современные инструменты мотивации труда персонала.
3. Изучить способы повышения мотивации персонала в организации.
4. Раскрыть особенности разработки и внедрения современной модели мотивации
эффективности труда на предприятиях.
В ходе изучения проблемы данной курсовой работы была выдвинута следующая гипотеза
исследования: мотивация персонала в организации нуждается в совершенствовании.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс
взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по
исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих
результатов.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных
источников.
Объем работы: 28 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 26 источников.
ГЛАВА 1. Теории мотивации труда
1.1 Теории потребностей
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа
достаточной причины» (1900-1910), после чего данный термин стал широко использоваться
для объяснения причин поведения людей и животных. В менеджменте это психологическое
явление используется для выявления рычагов влияния на поведение тех или иных
3
работников фирмы с тем, чтобы, используя эти рычаги, моделировать ситуации, когда
индивиды согласны работать в соответствии с общеорганизационными целями.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают
человека к деятельности, определяют ее формы, придают этой деятельности направленности,
ориентированной на достижение личных целей и целей организации [2, с.4].
Существуют различные теории мотивации индивидов в организации. Современные теории
мотивации разделяют на две группы: содержательные и процессионные. Рассмотрим
некоторые из них.
Содержательные теории мотивации представляют собой попытки определить и
классифицировать потребности людей, побуждающие их к действиям.
Представители их пытаются идентифицировать различные факторы мотивации, в частности
человеческие потребности, которые, по их мнению, предопределяют поведение людей.
Американский исследователь Генри Маррей наравне с органическими (первичными)
выделил вторичные (психогенные) потребности, которые усматривал результатом обучения
и воспитания: потребность в достижении успеха, агрессии, независимости и
противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания,
избегании неудач, помощи и взаимопонимании, познании и объяснении тому подобное.
В социопсихической теории мотивации Е. Мэйо придано значение нематериальным
стимулам и мотивам, особенно тем, что предусматривают восприятие индивида группой,
поощрение его действий другими людьми.
Американский психолог А. Маслоу рассматривал проблемы мотивации сквозь призму
иерархии потребностей человека, выделяя среди них: [22, с.30]
- физиологические потребности;
- потребность в безопасности;
- социальные потребности (принадлежности, причастности, статуса, любви);
- потребность уважения, признания;
- потребность в самоактуализации.
Теория потребностей К. Алдерфера базируется на трех уровнях потребностей:
- существование (existance) – физиологические потребности и потребности безопасности;
- взаимоотношений (rela-tedness) – потребность в межличностных отношениях;
- рост (growth) – потребность самореализации и уважения.
Каждая потребность, в отличие от потребностей А. Маслоу, может довольствоваться
независимо от других.
1.2 Теория мотивации достижения успехов и теория справедливости
Деятельность, направленная на достижение успеха, связана с мотивом достижения успеха и
мотивом избегания неудачи. Основателями этой теории считают американских ученых Д.
Мак-Клелланда, Д. Аткинсона и немецкого ученого X. Хекхаузена. Она сосредотачивается
на том, что поведение людей, мотивированных на достижение успеха и во избежание
неудачи, отличается. Руководитель должен знать, что мотивированные на успех лица ставят
перед собой положительную цель, достижение которой расценивается как успех.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аликина, Е.В. Экономика труда и социально-трудовые отношения: Учебное пособие /
Е.В. Аликина, Л.М. Ильич. – К.: Алерта, 2010. – 734 с.
2. Бакулина, Е. С. Мотивация персонала предприятий: теоретический аспект / Е. С.
Бакулина // Весн. нац. университета: сб. наук. пр. – 2016. - Вып. 4 (44), ч. 5. – С. 3-10.
3. Бердников, А. Система стимулирования труда / А. Бердников // Кадровик. – 2017. - №
9. – С. 23-25.
4
4. Бурмистров, А. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее
действенными? / А.Бурмистров // Управление персоналом. – 2014. - №7. – С. 48-49.
5. Бойко, Е.В. Мотивация персонала: Учебное пособие / Е.В. Бойко и др. – ЗДИА, 2014.
– 310 с.
6. Гавкалова, Н.Л. Менеджмент персонала: Учебное пособие / Н.Л. Гавкалова, Н.С.
Маркова. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2011. – 304 с.
7. Герчиков, В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: учеб. пособ. /
В. И. Герчиков. – М.: ГУ ВШЭ, 2011. – 280 с.
8. Данюк, В. Мотивация как фактор активизации трудового поведения / В. Данюк,
А.Чернушкина // Аспекты труда. – 2015. - № 4 – С. 32-36.
9. Дмитриева, В. Совершенствование системы мотивации работников / В. Дмитриева //
Человек и труд. – 2016. - № 2. – С. 38-39.
10. Жуковский, И. В. Методика развития мотивации / И. В. Жуковский // Управление
персоналом. – 2017. - № 13. – С. 55-56.
11. Иванова, С. В. Мотивация на 100% / С. В. Иванова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016.
– 288 с.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
13. Колот, А. М. Мотивация персонала: Учебник / А. М. Колот. – К.: КНЭУ, 2012. – 345
с.
14. Комаров, Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего»:
учебное пособие / Е.И. Комаров. – Москва: ИНФРА-М, 2010. – 134 c.
15. Липер, Р.У. Мотивационная теория эмоций / Р. У. Липер. – СПб.: Питер, 2014. – С.
210.
16. Лукьянченко, Н.Д. Мотивация персонала: Учебное пособие / Н.Д. Лукьянченко, Л.Л.
Бунтовская. – Донецк, ДонНУ, 2013. – 302 с.
17. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев. – М.: Изд-во Моск.
Ун-та, 2014. – 168 с.
18. Магура М. И. Секреты мотивации / М. И. Магура, М. Г. Курбатова. – М.: Управление
персоналом, 2011. – 656 с.
19. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г.
Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апенько, А.И. Мерко. – Москва: Альфа-Пресс, 2011. – 633 с.
20. Москвичев, С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях / С. Г.
Москвичев. – К.: 2012. – 143 с.
21. Палеха, Ю.И. Менеджмент персонала: Учебное пособие / Ю.И. Палеха. – М.: Изд-во
«Лира-К», 2010. – 338 с.
22. Ричи, Ш. Управление мотивацией: Учеб. пособие / Ш. Ричи. – М.: Юнити, 2014. – 56
с.
23. Семыкина, Н. В. Социально - экономическая мотивация труда: методологические
оценки эффективности и принципы регулирования: Монография / М.В. Семыкина. – М.:
Мавик, 2013. – 49 с.
24. Травин, В. В. Мотивационный менеджмент: модуль III. учеб.-практич. пособ. / В. В.
Травин, М. И. Магура, М. Б. Курбатова. – М.: Дело, 2012. – 96 с.
25. Управление персоналом / Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.И. Самыгина. – М.:
Приор, 2016. – 432 с.
26. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента / Э. А. Уткин. – М.: Издательство
ЭКМОС, 2016. – 352 с.