Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство на сегодняшний день – это очень серьезная
экономическая и политическая сила. Они занимают такие ниши в экономике,
где невыгодно действовать крупным транснациональным компаниям, и там
маленькие фирмы вступают в конкурентную борьбу с большим бизнесом,
обладая более высокой инициативой, гибкостью и низкими затратами на
управленческий аппарат.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее время
одной из наиболее быстро и динамично развивающихся стала сфера услуг, в
которой функционируют предприятия оптовой и розничной торговли,
общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, а также других
видов непроизводственной деятельности. Лидирующие позиции в сфере услуг
занимают малые предприятия торговли. Торговля выступает связующим
звеном между производителем и потребителем продукции, с одной стороны
обеспечивая сбыт продукции, а с другой – выявление потребностей общества
в различных товарах и их удовлетворение. Поэтому изучение проблем в
деятельности малых торговых предприятий, а также путей их решения и
направлений развития деятельности предприятий торговли представляет
особый интерес.
Малое предпринимательство – самостоятельная и вполне типичная
форма организации экономической жизни общества со своими
преимуществами и недостатками, отличительными чертами,
закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке,
быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, взаимосвязь с
потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и
услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым
4
капиталом – все эти черты малого предпринимательства являются его
достоинствами, которые повышают устойчивость на внутреннем рынке.
Целью данной работы является анализ современного состояния и
перспективы развития малого предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
-раскрыть понятие малого предпринимательства;
-исследовать формы государственной поддержки малого
предпринимательства
-рассмотреть преимущества и недостатки малого предпринимательства;
-исследовать темпы развитии малого предпринимательства;
-изучить теневую деятельность малого предпринимательства;
-провести анализ деятельности малого предприятия на примере ООО
«Сатурн»
-дать оценку системы государственной поддержки малого
предпринимательства;
-рассмотреть перспективы развития деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Объект исследования – малое предпринимательство в России
Предмет исследования – экономика предприятия
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в
рассмотрении мероприятий, направленных на совершенствование
деятельности субъектах малого предпринимательства и возможностью их
применения в практике деятельности предпринимателей.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды
зарубежных и отечественных экономистов ученых по проблеме постановки
субъектов малого бизнеса, а также законодательные и нормативные акты.
Методами исследования послужили: индукции, дедукции, статистикоэкономическая, абстрактно-логические, графическая, индексная, группировки
и сравнения.
5
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
использованных источников.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие малого предпринимательства
Институт малого предпринимательства - небольшой бизнес (или малое
предпринимательство) сектор, подключающий в себя индивидуальное и малое
предпринимательство, условное название совокупности малых и средних
предприятий, установленными правовыми нормами. Деятельность субъектов
малого и среднего бизнеса в России регулируется установленным 24 июля
2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями от 04 апреля 2020 г) [2], в котором показаны критерии
отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого и среднего
предпринимательства отнесены в государственный реестр юридические лица
- потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением
государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также
физические лица, отнесенные в государственный реестр индивидуальных
предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица.
Малое предпринимательство как вид экономической деятельности
осуществляется субъектами рыночной экономики в определенных условиях,
установленных государством [9, с.121].
Основным показателем, на основе которого предприятия (организации)
различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого
предпринимательства, является в первую очередь средняя численность
6
работников, занятых за отчетный период на предприятии. А наиболее общими
показателями является численность персонала, размер уставного капитала,
величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Приведем критерии
отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые
применяются в странах с развитой рыночной экономикой.
Малое предпринимательство – вполне самостоятельная и наиболее
типичная форма организации экономической жизни общества со своими
отличительными особенностями, преимуществами и недостатками,
закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке,
быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка,
непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на
определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное
дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого
предпринимательства являются его достоинствами, повышающими
устойчивость на внутреннем рынке [14, с.90].
Рассматривая более подробно социальные факторы малого
предпринимательства как сектора экономики, можно отметить, что:
Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует
постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье
благосостояние и достойный уровень жизни являются основой социальноэкономических реформ, гарантом политической стабильности и
демократического развития общества.
Во-вторых, малый бизнес – не только источник средств существования,
но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.
В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и
крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться
самостоятельной предпринимательской деятельностью.
7
В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать
новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня
безработицы и социальной напряженности в стране.
Эта деятельность в равной степени полезна как для всей экономики
страны, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно
получила соответствующее государственное признание и поддержку [15,
с.20].
Малое предпринимательство – важный элемент рыночной экономики,
без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом
определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВВП,
способствует поддерживанию нормальной конкуренции в экономике, создает
социальную опору общественному устройству, а также формирует новый
социальный слой предпринимателей. Возникновение и развитие малого
предпринимательства обусловлено наличием объективных условий
общественного развития, которые связаны, прежде всего, с характером и
уровнем развития производительных сил и отношениями собственности.
Исторически объективным условием функционирования малого
предпринимательства является наличие рыночной экономической системы
общества. В современных условиях развития рыночной экономики сектор
малого предпринимательства выступает как одна из основных движущих сил
общественного производства, и в частности формирования в ней целостного
мелкотоварного уклада, объединяющего различные виды собственности:
индивидуальную, кооперативную, муниципальную, совместную или
смешанную и государственную.
Отнесение к субъектам малого бизнеса регламентируется ст. 4
Федерального закона «O развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации» от 24.07.2007 года № 209-ФЗ. В указанных законах
речь прежде всего идет o коммерческих организациях (OOO, ЗAO, OAO,
кооперативах, партнёрствах), потому как ГУПы, MУПы и некоммерческие
8
организации ни про каких условиях не могут входить в число малых
предприятий. В Постановлении Правительства РФ «О предельных значениях
выручки от реализации продукции и выполнения работ (работ, услуг) для
каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-
ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (ред. от 28.12.2016 г.)
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4. Авилова А. В. Малое предпринимательство в контексте
Российских реформ и мировой опыт : учебник. М. : ЮНИТИ, 2019. – 283 с.
5. Алексеева А.Н. Альтернативные источники финансирования
малого и среднего бизнеса в России. A-economist.narod. [Электронный ресурс].
URL: http://a-economist.narod.ru/section2/2018-2019/alekseeva.htm
6. Буров В.Ю. Особенности влияния государства на деятельность
субъектов малого предпринимательства в современной России // Малый
бизнес и предпринимательство. 2018. № 18. С. 19-23
7. Виленский А.К. Проблемы развития малого бизнеса в России. //
Вопросы экономики. 2018. №7. С. 30
8. Власов В.А. Законодательное положение субъектов малого
предпринимательства // Право. 2019. № 2. С. 23
9. Данилов А.И. Среднее предпринимательство и малый бизнес – М.:
КНОРУС, 2019. С. 121
10. Довгая О.В., Миронова И.Б. Налоговое стимулирование
деятельности малых предприятий. -М: Налоги, 2017. С. 87
9
11. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации». М.: Финансы, 2017. С.21.
12. Колесников А.Л. Малый бизнес: эволюция понятий и проблема
определения.// Вопросы экономики. 2018. № 18. C.55.
13. Клочков А.В. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России
— М.: ЭКСМО, 2018. С. 90
14. Лапуста М. Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 224
с.
15. Манаев В. Роль малого предпринимательства в стабилизации
ситуации на рынке труда // Экономика. - 2019. - №10. - С. 20-21
16. Мохов А. А. Кластерная политика и поддержка малого и среднего
предпринимательства // Предпринимательское право. 2018. № 2. С. 118–135
17. Муравьева А.А. Малый бизнес: организация, экономика, финансы.
– М.: Бизнес, 2017. С. 23.
18. Семеусов В.А., Тюкавкин-Плотников А.А. О признаках субъектов
малого предпринимательства // Налоги. 2018. № 3. С. 35
19. Смирнова С.М. Анализ целесообразности применения систем
налогообложения малыми предприятиями // Бухгалтерский учет и налоги в
торговле и общественном питании. 2018. № 15. С.8-10
20. Скороходова Т.И. Роль и значение малого бизнеса для экономики.
// Приоритетные направления развития науки, техники и технологий: сборник
материалов Международной научно-практической конференции (29 февраля
2019 года), Том II – Москва: Экономика и регионы, 2019. С. 26
21. Туренко Б. Г. Проблемы развития предприятий малого
предпринимательства. — Москва: Экономика и налоги. 2019. – 113 с.
22. Хабриева М.Н., Миннигалеева, В.З. Методологические подходы к
решению проблем развития малого бизнеса // Экономика и регионы. 2018. №
7. -с. 210
10
23. Тарасенко О. А. Аудит мер финансовой поддержки малого и
среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 2. С.
38–46.
24. Ежегодный обзор «Российская экономика в 2019 году. Тенденции
и перспективы -https://www.iep.ru
25. Официальный сайт Федеральной налоговой службы
https://www.nalog.ru
26. Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики [Электронный ресурс]. – RL:
27. Данные Минэкономразвития РФ Интернет – ресурс. Режим
доступа // http://www. economy.gov.ru
28. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Интернет –ресурс. Режим доступа // https://ofd.nalog.ru
29. Официальный сайт PricewaterhouseCoopers International Limited
Интернет –ресурс. Режим доступа // https://www.pwc.com/