Фрагмент для ознакомления
2
Таблица 1. Сравнение традиционной системы обучения и системы обучения на основе ФГОС
№ Критерий сравнения Традиционная система обучения Система обучения на основе ФГОС нового поколения
1. Цель образования Вооружение знаниями, умениями, навыками.
Развитие личности учащегося, достижение уровня функциональной грамотности, необходимой в современном мире Развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
2. Подход к обучению Знаниевый Системно-деятельностный
3. Основа школьного стандарта Модернизация отечественного образования (три новации):
1)кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, стандарт предстал как инструмент развития образования;
2)пересмотр содержания школьного образования: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования; сохранение традиционной фундаментальности при одновременном углублении его практико-ориентированности;
3)введение профильного обучения на старшей ступени школы с утверждением вариативности, дифференциации образования Основная образовательная программа, включающая:
-программу духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;
-программу формирования универсальных учебных действий (УУД);
-программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-программы конкретных учебных предметов (КУП);
-систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
Общественный договор – запрос семьи, общества, государства
4. Требования к результатам освоения ООП Предметные 1. Личностные
2. Метапредметные
3. Предметные
5. Результат образования Знания, умения, навыки Способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях
6. Роль учителя Транслятор знаний Организатор деятельности ученика в инновационной образовательной среде
Организатор совместной и продуктивной творческой деятельности
7. Роль ученика Получает готовую информацию Осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации
8. Методы и технологии обучения Доминируют репродуктивные методы обучения.
Частично используются исследовательские, проектные методы Методы, обеспечивающие саморазвитие, самоактуализацию. Человека, позволяющие самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, коллективный способ обучения, исследовательские и поисковые технологии)
9. Оценивание результата Оценка в баллах Комплексная оценка: балловая, портфолио
Структура и требования к ООП учреждения общего образования на данный момент так же обновились. В таблице 2 приведем описание структуры современной ООП учреждения общего образования [12, стр. 16].
Таблица 2. Структура ООП учреждения общего образования
Начальное общее образование Основное общее образование
1.Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения обучающимися ООП
3.Учебный план
4.Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
5.Программы конкретных учебных предметов ( КУП)
6.Программа духовно – нравственного развития обучающихся
7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
8.Программа коррекционной работы
9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП Раздел 1.Целевой
1.1.Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
Раздел 2. Содержательный
2.1.Программа формирования УУД
2.2.Программа КУП
2.3.Программа воспитания и социализации:
-духовно-нравственное развитие обучающихся;
-формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
-социализация и профессиональная ориентация.
2.4.Программа коррекционной работы
Раздел 3. Организационный
3.1.Учебный план.
3.2.Система условий реализации ООП.
Таким образом, изучая вопрос о понятии и сущности ООП, приходим к главному выводу о том, что основная образовательная программа является динамичной формой плана реализации образовательного процесса. ООП довольно гибкая по отношению к изменяющимся внешним факторам и составляется таким образом, чтобы обеспечивать в полной мере образовательный социальный заказ.
Выводы по 1 главе
В рамках первой главы нами описана сущность и понятие стратегического планирования в системе образования. В научной литературе в области менеджмента системы образования стратегическое планирование представляется в качестве особого вида управленческой деятельности, заключенной в разработке стратегических решений. Стратегическое решение, в свою очередь, предусматривает представление стратегической цели и действий объектов управления, реализация которых обеспечивает быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды и эффективное функционирование в долгосрочной перспективе. Так же описаны уровни стратегического планирования в системе образования.
Во втором параграфе работы изучить дан анализ понятия ООП учреждения общего образования. Проанализирована традиционная система обучения в сравнении с системой обучения на основе ФГОС, и, как следствие, изменения в структуре ООП. Современная ООП учреждения общего образования является довольно гибкой по отношению к изменяющимся внешним факторам и составляется таким образом, чтобы обеспечивать в полной мере образовательный социальный заказ. Эмпирический аспект стратегического планирования ООП в учреждении общего образования описан далее.
Глава 2. Эмпирический аспект стратегического планирования образовательной программы в учреждении общего образования
2.1. Моделирование процессов управления реализацией основной образовательной программы учреждения общего образования
Н.С. Шерри определяет модель как такую мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте [17, стр. 2].
Процесс моделирования в области образования включает в себя три этапа [17, стр. 3]:
1) поисковый этап. Данный этап связан с созданием общих представлений о модели объекта или процесса, разработкой исходной модели, являющейся наиболее общей схемой и носящей гипотетический характер. Если речь идет о модели управления процессом реализации ООП, то на данном этапе подбираются подходы к контролирующим действиям, поиск средств контроля, форм контроля;
2) познавательный этап. Представляет собой совокупность практических действий по работе с моделью. При рассмотрении модели управления процессом реализации ООП, на данном этапе решается вопрос о формах реализации модели, ее содержания;
3) теоретический этап. Представляет собой анализ результатов мысленного и реального исследования моделей, их включение в общую систему знаний, разработку путей практической реализации для решения задач управления, возникающих при использовании данной модели. При рассмотрении модели управления процессом реализации ООП на данном этапе решается вопрос об эффективности предложенной модели.
В данном исследовании следует отдать предпочтение модели управления процессом реализации ООП структурно-функционального типа, которая позволяет отразить ряд важных в области образования моментов: